СЛОВАРЬ Габала (капала) – чаша, сделанная из человеческого черепа, атрибут гневных божеств. В реальной практике для изготовления таких чаш берется череп умершего праведного человека, который затем оправляют в серебро. Гандхара – область северо-западной Индии (современный Пакистан), где в начале нашей эры процветало искусство, вобравшее в себя многие эллинистические черты. Ганеша – в индийской мифологии сын Шивы, бог мудрости с головой слона. Гаруда – мифический орел. В индуизме – вахана Вишну, в буддизме – символ духа, стремящегося к Просветлению. Гелукпа – тиб. “школа добродетели” – школа тибетского буддизма, созданная Цзонхавой. Ее учение также называют ламаизмом. Гопака – архат. Григуг – изогнутый ритуальный нож с рукоятью в виде ваджры, атрибут гневных божеств. Пара григуг и габала является аналогом пары ваджра и лотос, символизируя единение двух начал Вселенной. Гуань-Инь – китайская форма Авалокитешвары, богиня. Гумбум (Кумбум) – тиб. “Сто тысяч изображений” – монастырь, возведенный на месте рождения Цзонхавы. Гупты – индийская династия IV–VII вв., при которой буддийское искусство Индии достигло апогея. Наиболее известный его памятник – Аджанта. Гухъясамаджа – идам, эманация дхьяни-будды Акшобхъи. В некоторых текстах считается проявлением Адибудды. Дакини – тиб. “небесные духи” – гневные богини, помогающие при медитации. Далай-лама – “Океан мудрости” – духовный и светский правитель Тибета, эманация бодхисаттвы Авалокитешвары. Дамару – барабанчик в форме песочных часов, атрибут гневных божеств. В культе Шивы он символизирует первый звук во Вселенной. Девадатта – двоюродный брат Будды, его ученик, предавший Просветленного и подстрекавший архатов к мятежу. Деви – скрт. “Богиня” – наивысшая ипостась супруги Шивы, объединяющая в себе все другие ипостаси. Демчог – тибетское имя Самвары. Джамбудвипа – в буддийской космогонической системе один из четырех материков, распологающийся к северу от горы Меру. Этот материк условно отождествлен со странами, где расположен буддизм. Джамсаран (другое имя – Бегдзе, “скрытая кольчуга”, также Улаан Сахиус, “красный защитник”) – дхармапала. Добуддийский бог войны, ставший одним из охранителей Учения. Пожирает легкие и сердце врага веры. Джатаки – рассказы о предыдущих перевоплощениях Будды. Дзанабадзар (1635—1723) – глава ламаистской церкви Монголии, автор трудов по языкознанию, создатель монгольского алфавита “Соёмбо”. Наиболее прославлен как скульптор, автор изображения буддийских божеств, в которых мастерское владение каноном пропорций сочетается с глубокой одухотворенностью. Дипанкара – легендарный будда, предшественник Шакьямуни. Дордже Легпа – см. Ваджрасадху. Дуккар – см. Ситатапатрапараджита. Дунхуань – местность в Китае, где расположены пещерные монастыри (более 500 пещер), прославленные своими фресками и скульптурами (V–XIII вв.). Дхарма – скрт. “закон” – буддийское Учение. Дхармапала – скрт. “защитник закона” – общее название для гневных божеств-охранителей, уничтожающих врагов веры (главным образом, не на физическом, а на духовном уровне). Другое их название – “докшиты”, “ужасные палачи”. Им посвящена мистерия цам. В группу восьми главных дхармапал входят также идамы Ямантака и Хаягрива, что свидетельствует о размытости границ между классами гневных божеств. Дхармараджа – скрт. “владыка закона” – эпитет бога смерти Ямы, а также великих царей Сронгцен Гампо, Трисонг Дэцена, Ригден Джапо и др. Дхарматала – спутник шестнадцати архатов, изображается в одежде мирянина. Рядом с ним идет чудесный тигр. Дхармачакра – скрт. “колесо закона” – изображается с восьмью спицами, что символизирует либо Осьмеричный Путь, либо распространение Учения на восемь сторон света. Дхармачакра-правартана-мудра – скрт. “мудра Поворота Колеса Закона” – руки на уровне груди ладонями друг к другу, большой и указательный пальцы соединены. Дхату – пять элементов: цвето-форма, звук, запах, вкус и осязание. Дхритараштра – локапала востока. Дхьяни-будды – абсолютные будды, из которых эманируют все остальные божества. Дхьяни-мудра – скрт. “мудра созерцания” – рука или руки лежат на ступнях ладонями вверх. Идам – тиб. “желанный бог” – название одного из высших классов божеств, покровителей какой-либо системы тантр, а также личного бога-покровителя, объекта медитативной практики. Индра – в индийской мифологии бог-громовержец. Ишвара – скрт. “бог” – эпитет Шивы. Йеше Цогьял – тибетская супруга Падмасамбхавы. Йога-тантра – тантра йогической медитации. К ней принадлежит Кадампа – школа, основанная Атишей и Бромтоном, где основной упор делался на монашескую дисциплину. Ее преемницей стала гелукпа. Каджупа (кагьюпа) – школа, основанная Марпой. Ее главная особенность заключается в упоре на аскезу и уход от мира, что особенно ярко проявилось в судьбе Миларепы. Кайласа – гора на севере Индии, легендарная обитель Шивы и ряда других божеств. Калачакра – скрт. “колесо времени” – учение о взаимосвязи Вселенной, человеческого тела и человеческого духа (Внешняя, Внутренняя и Иная Калачакра). Была преподана Буддою царю Шамбалы Сучандре. Кали – индийская богиня смерти, супруга Шивы. Вплоть до ХХ века ей приносили человеческие жертвы. Калика – архат. Кальпа – в индийской мифологии мировой период, эра, длящаяся миллионы лет. Кама (Камадева) – индийский бог любви, обладатель цветочного лука и стрел. В индийских мифах предстает бестелесным. Камадхату – скрт. “мир страстей” – в буддийской космологии низший из уровней мироздания, мир страдания. Канака Бхарадваджа – архат. Канакаваста – архат. Канджур – тиб. “собрание слов [Шакьямуни]” – один из двух разделов буддийского тибетского канона (второй – Танджур, собрание комментариев), насчитывающий 108 томов по философии, медитации, монашеской дисциплине, медитации, тантрической практике и т.д. Капала – см. габала. Карма – скрт., букв. “деяние” – в индийской и буддийской мифологии и философии закон воздаяния, обуславливающий посмертное существование и новое перевоплощение личности. Кашьяпа – архат, один из ближайших учеников Будды. Колокольчик – см. праджня. Крия-тантра – тантра действия, предполагающая совершенствование через ритуал. К ней принадлежат Хаягрива, Белая Тара, Ушнишавиджая. Кубера – бог богатства. Его другое имя – Вайшравана. Кудапантхака – архат. Курукулла – буддийская богиня, имеющая ряд черт индийской богини Рати. Ее атрибут – натянутый лук и стрела, сделанные из цветов. Кхатванга – жезл дакинь, обычно увенчанный черепом, человеческой головой и висваваджрой. Кшитигарбха – бодхисаттва, заботящийся о спасении тех, кто мучается в преисподней. В странах Восточной Азии почитается наравне с Авалокитешварой. Лангдарма – тибетский царь (IX век), непримиримый противник буддизма. Разрушал монастыри, казнил монахов. Убит ламой Дордже Палом. Считается, что после смерти стал богом Ямой, буйство которого усмирил Ямантака. Лалитасасана – божество сидит, приспустив правую ногу с трона. Наиболее популярная поза Зеленой Тары. Ламаизм – европейский эквивалент названия школы гелукпа, созданной Цзонхавой. В литературе этот термин обычно применяют для обозначения центральноазиатской (тибетской, монгольской, бурятской, калмыцкой и тувинской) формы буддизма в целом, включая высокую теорию и полушаманскую практику. Локапалы – скрт. “охранители мира”, “стражи места” – стражи четырех сторон света. Их образ пришел в буддизм из индуизма, где существовало восемь богов-миродержцев. В народном ламаизме локапалами называются стражи местности, владыки гор, рек и т. п. Лотос – скрт. “падма” – символ мудрости. В паре с ваджрой воплощает женское начало мира. Лунмэнь – местность в Китае, где находятся пещерные храмы, известные своими рельефами (кон. V в.). Лхамо – тиб. “богиня” – глава дхармапал, владычица жизни и смерти. Покровительница Лхасы. Ее милостивая ипостась – Сарасвати. Майтрейя – бодхисаттва, будда будущего. В начале ХХ века отождествлялся с Ригден Джапо. Мандала – ритуальная диаграмма, символически отражающая структуру Вселенной. Используется при медитации. Мандарава – индийская супруга Падмасамбхавы. Манджушри – скрт. “славный сиянием” – бодхисаттва мудрости. Его эманацией считается Цзонхава. Манджушригарбха – бодхисаттва, которым стал после смерти Цзонхава. Манджушрикирти – царь Шамбалы, написавший комментарий на Калачакра-тантру. Мантра – ритуальная формула, которую верующий многократно повторяет при медитации. Основное воздействие мантры – не смыслом, а звуком. Маричи – богиня зари. Марпа (1012–1097) – тибетский наставник, ученик Тилопы и Наропы, основатель школы каджупа. Развивал практику тантры. Маудгальяяна – архат, один из ближайших учеников Будды. Маурьи – индийская династия IV–II вв. до н.э., при которой индийская культура достигла значительных высот. Наиболее прославленный царь этой династии – Ашока. Махакала – скрт. “великий черный” – название класса гневных божеств. Как имя собственное применимо к Джняна Махакале. Махасиддха – скрт. “великий сиддха”, святой, йог, обладающий сверхъестественными способностями. Махаяна – “Великая Колесница”, “широкий путь спасения” – форма буддизма, возникшая в начале нашей эры, в ней ставится акцент не на личном спасении монаха, а на заботе о духовном росте мирян, которые получают возможность приблизиться к Просветлению, не разрывая мирских уз. Меру – в индийской, тибетской и центральноазиатской мифологии мировая гора, корни которой находятся в преисподней, а вершина проходит сквозь все небесные миры. Миларепа (1052–1135) – великий тибетский святой и поэт. Вел уединенную жизнь в горах, создавая религиозные стихи, включенные затем в сборник “Сто тысяч песен”. Мудра – символическое положение рук, восходящее к языку жестов. Использование мудр составляет важную часть медитативной практики. Мудра бесстрашия – см. абхая-мудра. Мудра касания земли – см. бхумиспарша-мудра. Мудра моления – см. анджали-мудра. Мудра Поворота Колеса Закона – см. дхармачакра-правартана-мудра. Мудра созерцания – см. дхьяни-мудра. Мудра угрозы – см. тараджни-мудра. Мудра щедрости – см. варада-(вара)-мудра. Мученики адов – в буддийской мифологии самостоятельная форма бытия. Пребывание в аду считается таким же перевоплощением, как воплощение в теле человека, животного и т. д., оно так же обусловлено кармой. |
Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика
Предисловие
Будды
Дхьяни-будды
Идамы
Бодхисаттвы
Майтрейя
Авалокитешвара
Манджушри
Женские божества
Падмасамбхава
Гьялба Цзонкапа
Библиография
А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР
Предисловие | Будды | Абсолютные будды | Идамы | Бодхисаттвы |
Майтрейя | Авалокитешвара | Манджушри | Женские божества | Цзонхава |
Дхармапалы | Младшие божества | Шамбала | Библиография | Словарь |