Rambler's Top100
На главную
научной страницы А.Л. Барковой На главную страницу
портала "Миф" К оглавлению работ
о жизни и творчестве Рерихов

СЛОВАРЬ

Габала (капала) – чаша, сделанная из человеческого черепа, атрибут гневных божеств. В реальной практике для изготовления таких чаш берется череп умершего праведного человека, который затем оправляют в серебро.

Гандхара – область северо-западной Индии (современный Пакистан), где в начале нашей эры процветало искусство, вобравшее в себя многие эллинистические черты.

Ганеша – в индийской мифологии сын Шивы, бог мудрости с головой слона.

Гаруда – мифический орел. В индуизме – вахана Вишну, в буддизме – символ духа, стремящегося к Просветлению.

Гелукпа – тиб. “школа добродетели” – школа тибетского буддизма, созданная Цзонхавой. Ее учение также называют ламаизмом.

Гопака – архат.

Григуг – изогнутый ритуальный нож с рукоятью в виде ваджры, атрибут гневных божеств. Пара григуг и габала является аналогом пары ваджра и лотос, символизируя единение двух начал Вселенной.

Гуань-Инь – китайская форма Авалокитешвары, богиня.

Гумбум (Кумбум) – тиб. “Сто тысяч изображений” – монастырь, возведенный на месте рождения Цзонхавы.

Гупты – индийская династия IV–VII вв., при которой буддийское искусство Индии достигло апогея. Наиболее известный его памятник – Аджанта.

Гухъясамаджа – идам, эманация дхьяни-будды Акшобхъи. В некоторых текстах считается проявлением Адибудды.

Дакини – тиб. “небесные духи” – гневные богини, помогающие при медитации.

Далай-лама – “Океан мудрости” – духовный и светский правитель Тибета, эманация бодхисаттвы Авалокитешвары.

Дамару – барабанчик в форме песочных часов, атрибут гневных божеств. В культе Шивы он символизирует первый звук во Вселенной.

Девадатта – двоюродный брат Будды, его ученик, предавший Просветленного и подстрекавший архатов к мятежу.

Деви – скрт. “Богиня” – наивысшая ипостась супруги Шивы, объединяющая в себе все другие ипостаси.

Демчог – тибетское имя Самвары.

Джамбудвипа – в буддийской космогонической системе один из четырех материков, распологающийся к северу от горы Меру. Этот материк условно отождествлен со странами, где расположен буддизм.

Джамсаран (другое имя – Бегдзе, “скрытая кольчуга”, также Улаан Сахиус, “красный защитник”) – дхармапала. Добуддийский бог войны, ставший одним из охранителей Учения. Пожирает легкие и сердце врага веры.

Джатаки – рассказы о предыдущих перевоплощениях Будды.

Дзанабадзар (1635—1723) – глава ламаистской церкви Монголии, автор трудов по языкознанию, создатель монгольского алфавита “Соёмбо”. Наиболее прославлен как скульптор, автор изображения буддийских божеств, в которых мастерское владение каноном пропорций сочетается с глубокой одухотворенностью.

Дипанкара – легендарный будда, предшественник Шакьямуни.

Дордже Легпа – см. Ваджрасадху.

Дуккар – см. Ситатапатрапараджита.

Дунхуань – местность в Китае, где расположены пещерные монастыри (более 500 пещер), прославленные своими фресками и скульптурами (V–XIII вв.).

Дхарма – скрт. “закон” – буддийское Учение.

Дхармапала – скрт. “защитник закона” – общее название для гневных божеств-охранителей, уничтожающих врагов веры (главным образом, не на физическом, а на духовном уровне). Другое их название – “докшиты”, “ужасные палачи”. Им посвящена мистерия цам. В группу восьми главных дхармапал входят также идамы Ямантака и Хаягрива, что свидетельствует о размытости границ между классами гневных божеств.

Дхармараджа – скрт. “владыка закона” – эпитет бога смерти Ямы, а также великих царей Сронгцен Гампо, Трисонг Дэцена, Ригден Джапо и др.

Дхарматала – спутник шестнадцати архатов, изображается в одежде мирянина. Рядом с ним идет чудесный тигр.

Дхармачакра – скрт. “колесо закона” – изображается с восьмью спицами, что символизирует либо Осьмеричный Путь, либо распространение Учения на восемь сторон света.

Дхармачакра-правартана-мудра – скрт. “мудра Поворота Колеса Закона” – руки на уровне груди ладонями друг к другу, большой и указательный пальцы соединены.

Дхату – пять элементов: цвето-форма, звук, запах, вкус и осязание.

Дхритараштра – локапала востока.

Дхьяни-будды – абсолютные будды, из которых эманируют все остальные божества.

Дхьяни-мудра – скрт. “мудра созерцания” – рука или руки лежат на ступнях ладонями вверх.

Идам – тиб. “желанный бог” – название одного из высших классов божеств, покровителей какой-либо системы тантр, а также личного бога-покровителя, объекта медитативной практики.

Индра – в индийской мифологии бог-громовержец.

Ишвара – скрт. “бог” – эпитет Шивы.

Йеше Цогьял – тибетская супруга Падмасамбхавы.

Йога-тантра – тантра йогической медитации. К ней принадлежит
Амитаюс.

Кадампа – школа, основанная Атишей и Бромтоном, где основной упор делался на монашескую дисциплину. Ее преемницей стала гелукпа.

Каджупа (кагьюпа) – школа, основанная Марпой. Ее главная особенность заключается в упоре на аскезу и уход от мира, что особенно ярко проявилось в судьбе Миларепы.

Кайласа – гора на севере Индии, легендарная обитель Шивы и ряда других божеств.

Калачакра – скрт. “колесо времени” – учение о взаимосвязи Вселенной, человеческого тела и человеческого духа (Внешняя, Внутренняя и Иная Калачакра). Была преподана Буддою царю Шамбалы Сучандре.

Кали – индийская богиня смерти, супруга Шивы. Вплоть до ХХ века ей приносили человеческие жертвы.

Калика – архат.

Кальпа – в индийской мифологии мировой период, эра, длящаяся миллионы лет.

Кама (Камадева) – индийский бог любви, обладатель цветочного лука и стрел. В индийских мифах предстает бестелесным.

Камадхату – скрт. “мир страстей” – в буддийской космологии низший из уровней мироздания, мир страдания.

Канака Бхарадваджа – архат.

Канакаваста – архат.

Канджур – тиб. “собрание слов [Шакьямуни]” – один из двух разделов буддийского тибетского канона (второй – Танджур, собрание комментариев), насчитывающий 108 томов по философии, медитации, монашеской дисциплине, медитации, тантрической практике и т.д.

Капала – см. габала.

Карма – скрт., букв. “деяние” – в индийской и буддийской мифологии и философии закон воздаяния, обуславливающий посмертное существование и новое перевоплощение личности.

Кашьяпа – архат, один из ближайших учеников Будды.

Колокольчик – см. праджня.

Крия-тантра – тантра действия, предполагающая совершенствование через ритуал. К ней принадлежат Хаягрива, Белая Тара, Ушнишавиджая.

Кубера – бог богатства. Его другое имя – Вайшравана.

Кудапантхака – архат.

Курукулла – буддийская богиня, имеющая ряд черт индийской богини Рати. Ее атрибут – натянутый лук и стрела, сделанные из цветов.

Кхатванга – жезл дакинь, обычно увенчанный черепом, человеческой головой и висваваджрой.

Кшитигарбха – бодхисаттва, заботящийся о спасении тех, кто мучается в преисподней. В странах Восточной Азии почитается наравне с Авалокитешварой.

Лангдарма – тибетский царь (IX век), непримиримый противник буддизма. Разрушал монастыри, казнил монахов. Убит ламой Дордже Палом. Считается, что после смерти стал богом Ямой, буйство которого усмирил Ямантака.

Лалитасасана – божество сидит, приспустив правую ногу с трона. Наиболее популярная поза Зеленой Тары.

Ламаизм – европейский эквивалент названия школы гелукпа, созданной Цзонхавой. В литературе этот термин обычно применяют для обозначения центральноазиатской (тибетской, монгольской, бурятской, калмыцкой и тувинской) формы буддизма в целом, включая высокую теорию и полушаманскую практику.

Локапалы – скрт. “охранители мира”, “стражи места” – стражи четырех сторон света. Их образ пришел в буддизм из индуизма, где существовало восемь богов-миродержцев. В народном ламаизме локапалами называются стражи местности, владыки гор, рек и т. п.

Лотос – скрт. “падма” – символ мудрости. В паре с ваджрой воплощает женское начало мира.

Лунмэнь – местность в Китае, где находятся пещерные храмы, известные своими рельефами (кон. V в.).

Лхамо – тиб. “богиня” – глава дхармапал, владычица жизни и смерти. Покровительница Лхасы. Ее милостивая ипостась – Сарасвати.

Майтрейя – бодхисаттва, будда будущего. В начале ХХ века отождествлялся с Ригден Джапо.

Мандала – ритуальная диаграмма, символически отражающая структуру Вселенной. Используется при медитации.

Мандарава – индийская супруга Падмасамбхавы.

Манджушри – скрт. “славный сиянием” – бодхисаттва мудрости. Его эманацией считается Цзонхава.

Манджушригарбха – бодхисаттва, которым стал после смерти Цзонхава.

Манджушрикирти – царь Шамбалы, написавший комментарий на Калачакра-тантру.

Мантра – ритуальная формула, которую верующий многократно повторяет при медитации. Основное воздействие мантры – не смыслом, а звуком.

Маричи – богиня зари.

Марпа (1012–1097) – тибетский наставник, ученик Тилопы и Наропы, основатель школы каджупа. Развивал практику тантры.

Маудгальяяна – архат, один из ближайших учеников Будды.

Маурьи – индийская династия IV–II вв. до н.э., при которой индийская культура достигла значительных высот. Наиболее прославленный царь этой династии – Ашока.

Махакала – скрт. “великий черный” – название класса гневных божеств. Как имя собственное применимо к Джняна Махакале.

Махасиддха – скрт. “великий сиддха”, святой, йог, обладающий сверхъестественными способностями.

Махаяна – “Великая Колесница”, “широкий путь спасения” – форма буддизма, возникшая в начале нашей эры, в ней ставится акцент не на личном спасении монаха, а на заботе о духовном росте мирян, которые получают возможность приблизиться к Просветлению, не разрывая мирских уз.

Меру – в индийской, тибетской и центральноазиатской мифологии мировая гора, корни которой находятся в преисподней, а вершина проходит сквозь все небесные миры.

Миларепа (1052–1135) – великий тибетский святой и поэт. Вел уединенную жизнь в горах, создавая религиозные стихи, включенные затем в сборник “Сто тысяч песен”.

Мудра – символическое положение рук, восходящее к языку жестов. Использование мудр составляет важную часть медитативной практики.

Мудра бесстрашия – см. абхая-мудра.

Мудра касания земли – см. бхумиспарша-мудра.

Мудра моления – см. анджали-мудра.

Мудра Поворота Колеса Закона – см. дхармачакра-правартана-мудра.

Мудра созерцания – см. дхьяни-мудра.

Мудра угрозы – см. тараджни-мудра.

Мудра щедрости – см. варада-(вара)-мудра.

Мученики адов – в буддийской мифологии самостоятельная форма бытия. Пребывание в аду считается таким же перевоплощением, как воплощение в теле человека, животного и т. д., оно так же обусловлено кармой.

далее

Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика Предисловие Будды Дхьяни-будды Идамы
Бодхисаттвы Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества
Падмасамбхава Гьялба Цзонкапа Библиография

А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР

Предисловие Будды Абсолютные будды Идамы Бодхисаттвы
Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества Цзонхава
Дхармапалы Младшие божества Шамбала Библиография Словарь




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100