Rambler's Top100
Баркова А.Л.

“ПАРЦИФАЛЬ” (“Parzifal”) - рыцарский роман Вольфрама фон Эшенбаха. Написан в 1200-1210 гг. Первый в европейской литературе “роман воспитания” имеет сложную предысторию: немецкий миннезингер использовал неоконченный роман “Персиваль” Кретьена де Труа, и, возможно “Историю Грааля” Роберта де Борона. Однако корни сюжета этого произведения уходят в кельтские предания.
В уэльском сборнике “Мабиногион” (XI—XII вв.) встречается легенда о юноше Передуре, который, воспитанный матерью в безлюдном лесу, случайно встретил рыцаря и, загоревшись желанием стать таким же, покинул мать. Сначала он вел себя как простак и вызывал насмешки, но затем, одолев врагов, приехал к своему дяде, хромому Королю-Рыболову, которого мог бы исцелить от недуга, задав вопрос. Однако Передур не решился быть невежливым и расспросить Короля о смысле странных явлений, увиденных в замке, что оказалось его трагической ошибкой.
По сюжету немецкий роман мало отличается от уэльского сказания. Тем яснее на этом фоне становится их идейная несхожесть.
Герой кельтского эпоса на протяжении всего сказания совершает ряд ошибок, которые пытается исправить по мере сил; валлийская легенда интересна как цепь приключений - но не более. Встреча с таинственным сосудом не занимает в ее композиции центрального места; образ Передура практически не претерпевает изменений.
В романе Вольфрама акцент переносится с внешнего на внутреннее, с истории волшебных подвигов на историю становления личности. Парцифаль проходит путь духовного становления, он учится мудрости у отшельника Треврицента и постепенно превращается в истинного рыцаря, полного силы и мужества, защищает обиженных. Истинный рыцарь чуждается тщеславия и гордыни и готов преступить законы куртуазности во имя законов человечности.
Идея торжества человечности над любыми условностями подкрепляется в романе образом сводного брата Парцифаля - мавра Фейрефица, который превращается из противника героя в его друга. Здесь же упоминается утопическая община святого Грааля - воспитывающиеся в замке Мунсальвеш (вариант легендарного Монсальвата) идеальные рыцари и дамы, которые затем должны разъехаться по миру, чтобы стать мудрыми наставниками королей.
Центральный символ романа - святой Грааль, образ, происхождение которого, с одной стороны, кельтское (неистощимый котел, насыщающий всех волшебный предмет, типологически родственный финскому сампо и славянской скатерти-самобранке); с другой - христианское (чаша, в которую была собрана на Голгофе кровь Христа). Но у Вольфрама Грааль уже не чаша, а лучезарный камень, который становится моральным символом, а обретение его - знаком духовного совершенства.
С еще большей силой идея поисков Грааля как пути духовного становления выражена в музыкальной драме Р.Вагнера “Парсифаль” (1882 г.), где не только сам герой проходит этот путь, но и чародейка Кундри, входящая сначала в число его врагов, а затем раскаявшаяся и прощенная. Среди многочисленных произведений на тему поисков Грааля “Парцифаль” Вольфрама можно назвать гуманистическим, а “Парсифаль” Вагнера – религиозно-философским.

Литература:

Rohn О. Kreuzzug gegen den Gral. Freibuig, 1933.



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100