Баркова А.Л.
"САГА О НЬЯЛЕ" — исландская сага. Самая большая из дошедших до нас, она, как и большинство других саг, была сложена около XII века и записана в XIII. Саги — специфически исландский жанр прозы. В основе их сюжетов лежат реальные события из жизни крупных землевладельцев и правителей IX—XI веков, причем каждый значимый герой дан в саге на фоне его генеалогии, а нередко и генеалогии родственников, что делает саги чрезвычайно важным источником по истории Исландии и Норвегии. Историческая и географическая точность — один из основных признаков стиля саг. Вторым является чрезвычайная экономность языка: о деяниях героев, даже если это великие подвиги, сообщается скупо, поступки констатируются, а не оцениваются. Если же оценка дается, то как упоминание народного мнения, в котором растворена личность автора: он знает только то, что известно всем, судит о чувствах героев только по их внешнему проявлению, тайное деяние тайна и для него. Некоторые ученые полагают, что язык саги — разговорный. По мнению А.Я.Гуревича, сага в исландской культуре составляла противовес скальдической поэзии с ее максимально усложненным языком: язык саги — максимально упрощен, но столь же искусственен. В основе саги лежат реальные исторические события, но вместе с тем она буквально пронизана сверхъестественными мотивами и образами, каковые бывают двух родов: магия человеческая и запредельная. В "Саге о Ньяле" примером первого являются чары королевы Гуннхильд, карающей любовника, козни колдуна Свана, насылающего туман, и др. Наиболее ярким примером запредельного становятся появления духов — двойников людей и животных как знак скорой гибели героя (всадник с пылающей головней, призрачный пожар, кровь на всем в доме и другие видения, предвещающие гибель Ньяля и его семьи). Изредка появляются магические предметы (копье Гуннара звенит перед нанесением смертельного удара, на нем сама собой выступает кровь) и откровенные чудеса (Амунди прозревает, чтобы убить врага, и потом слепнет вновь). Гуннару и Ньялю снятся вещие сны; Ньяль не только мудрейший человек и искусный толкователь законов, но и провидец (хотя последнее может быть объяснено и чисто человеческой наблюдательностью). Наконец, высший уровень проявления сверхъестественного — это вмешательство в человеческую жизнь мира богов и воплощение в ней архетипа ситуаций эддических сказаний: подобно тому, как пировал в кургане мертвый эддический Хельги, веселится в своем кургане убитый Гуннар, курган раскрывается и мертвый герой призывает своего сына и сына Ньяля Скарпхедина отомстить за него; вслед за мстителями летяг два ворона, в которых легко узнать вестников Одина; когда героев одолевают злые видения, одному из них являются валькирии, поющие свой смертоносный гимн. Отношение ко всей этой фантастике в сагах — абсолютно будничное. Показателен вопрос одного из убийц Ньяля: "Живой или мертвый сказал Скарпхедин эту вису [стихотворное изречение]?" — то есть допускались оба варианта. Важнейшей чертой характеров героев саги является презрение к смерти (причем это равно касается и воинов, и миролюбивых земледельцев). Храбрец Гуннар бьется без шлема, хотя видел веши и сон о своей гибели; Ньяль и его сыновья не убирают стог от дома, хотя им предсказано, что этот стог подожгут, когда придут убивать их; Ньялю и его жене предлагают выйти из горящего дома, но они отказываются; его сын Скарпхедин говорит: "В угоду отцу я охотно сгорю с ним вместе, потому что не боюсь смерти". Героям саги, как и героям "Эдды", честь важнее жизни: слуга Ньяля не хочет спасать свою жизнь, но просит, чтобы за него была уплачена вира как за свободного, а не раба; воины страшатся не смерти, а насмешек, не отступая втроем перед тридцатью. Особую роль в саге играют символы смерти (смех и синий цвет) и детали. Смех в сагах всегда зловещий: Скарпхедин смеется, идя на месть; Халльгерд смеется, губя убийцу мужа. Так и синяя одежда всегда отличает мстителя (в других сагах еще и колдунью), особенно мрачного воителя Скарпхедина, один вид которого заставляет трепетать и друзей, и врагов. Когда Скарпхедин смеется над Флоси, не решающимся ему отомстить, он кидает Флоси синие штаны — одежду мстителя, намекая тем самым, что не мстящий — не мужчина. О кровавом замысле героя никогда не говорится прямо, упоминается лишь либо его смех, либо синий плащ, либо звон оружия. Могучий воитель (и трусливый щеголь, пытающийся им казаться) узнается по красным одеждам и золотым украшениям. Трижды в саге упоминаются длинные волосы жены Гуннара Халльгерд — но лишь потому, что она отказалась отрезать их прядь на тетиву мужу во время его последнего боя. Значительное место в "Саге о Ньяле" отводится описанию народного собрания — тинга, на котором решаются все тяжбы; так что сага становится бесценным документом по истории средневекового права. Вообще в этой саге сила разума решительно превалирует над силой меча — недаром великий воитель Гуннар не хотел убивать, даже когда его вынуждали, а один из убийц Ньяля Флоси восхищается мужеством Кари, мстителя за Ньяля, и в финале саги мирится с ним. Лит.: Гуревич А.Я. "Эдда" и сага. М., 1979; Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Л., 1971; Andemon T.M. The Icelandic family saga. Cambridge, 1967. |