Rambler's Top100
Баркова А.Л.

"САГА О НЬЯЛЕ" — исландская сага. Самая большая из дошедших до нас, она, как и большинство других саг, была сложена около XII века и записана в XIII.

Саги — специфически исландский жанр прозы. В основе их сюжетов лежат реальные события из жизни крупных землевладельцев и правителей IX—XI веков, причем каждый значимый герой дан в саге на фоне его генеалогии, а нередко и генеалогии родственников, что делает саги чрезвычайно важным источником по истории Исландии и Норвегии.

Историческая и географическая точность — один из основных признаков стиля саг. Вторым является чрезвычайная экономность языка: о деяниях героев, даже если это великие подвиги, сообщается скупо, поступки констатируются, а не оцениваются. Если же оценка дается, то как упоминание народного мнения, в котором растворена личность автора: он знает только то, что известно всем, судит о чувствах героев только по их внешнему проявлению, тайное деяние тайна и для него.

Некоторые ученые полагают, что язык саги — разговорный. По мнению А.Я.Гуревича, сага в исландской культуре составляла противовес скальдической поэзии с ее максимально усложненным языком: язык саги — максимально упрощен, но столь же искусственен.

В основе саги лежат реальные исторические события, но вместе с тем она буквально пронизана сверхъестественными мотивами и образами, каковые бывают двух родов: магия человеческая и запредельная. В "Саге о Ньяле" примером первого являются чары королевы Гуннхильд, карающей любовника, козни колдуна Свана, насылающего туман, и др. Наиболее ярким примером запредельного становятся появления духов — двойников людей и животных как знак скорой гибели героя (всадник с пылающей головней, призрачный пожар, кровь на всем в доме и другие видения, предвещающие гибель Ньяля и его семьи). Изредка появляются магические предметы (копье Гуннара звенит перед нанесением смертельного удара, на нем сама собой выступает кровь) и откровенные чудеса (Амунди прозревает, чтобы убить врага, и потом слепнет вновь). Гуннару и Ньялю снятся вещие сны; Ньяль не только мудрейший человек и искусный толкователь законов, но и провидец (хотя последнее может быть объяснено и чисто человеческой наблюдательностью). Наконец, высший уровень проявления сверхъестественного — это вмешательство в человеческую жизнь мира богов и воплощение в ней архетипа ситуаций эддических сказаний: подобно тому, как пировал в кургане мертвый эддический Хельги, веселится в своем кургане убитый Гуннар, курган раскрывается и мертвый герой призывает своего сына и сына Ньяля Скарпхедина отомстить за него; вслед за мстителями летяг два ворона, в которых легко узнать вестников Одина; когда героев одолевают злые видения, одному из них являются валькирии, поющие свой смертоносный гимн.

Отношение ко всей этой фантастике в сагах — абсолютно будничное. Показателен вопрос одного из убийц Ньяля: "Живой или мертвый сказал Скарпхедин эту вису [стихотворное изречение]?" — то есть допускались оба варианта.

Важнейшей чертой характеров героев саги является презрение к смерти (причем это равно касается и воинов, и миролюбивых земледельцев). Храбрец Гуннар бьется без шлема, хотя видел веши и сон о своей гибели; Ньяль и его сыновья не убирают стог от дома, хотя им предсказано, что этот стог подожгут, когда придут убивать их; Ньялю и его жене предлагают выйти из горящего дома, но они отказываются; его сын Скарпхедин говорит: "В угоду отцу я охотно сгорю с ним вместе, потому что не боюсь смерти". Героям саги, как и героям "Эдды", честь важнее жизни: слуга Ньяля не хочет спасать свою жизнь, но просит, чтобы за него была уплачена вира как за свободного, а не раба; воины страшатся не смерти, а насмешек, не отступая втроем перед тридцатью.

Особую роль в саге играют символы смерти (смех и синий цвет) и детали. Смех в сагах всегда зловещий: Скарпхедин смеется, идя на месть; Халльгерд смеется, губя убийцу мужа. Так и синяя одежда всегда отличает мстителя (в других сагах еще и колдунью), особенно мрачного воителя Скарпхедина, один вид которого заставляет трепетать и друзей, и врагов. Когда Скарпхедин смеется над Флоси, не решающимся ему отомстить, он кидает Флоси синие штаны — одежду мстителя, намекая тем самым, что не мстящий — не мужчина. О кровавом замысле героя никогда не говорится прямо, упоминается лишь либо его смех, либо синий плащ, либо звон оружия. Могучий воитель (и трусливый щеголь, пытающийся им казаться) узнается по красным одеждам и золотым украшениям. Трижды в саге упоминаются длинные волосы жены Гуннара Халльгерд — но лишь потому, что она отказалась отрезать их прядь на тетиву мужу во время его последнего боя.

Значительное место в "Саге о Ньяле" отводится описанию народного собрания — тинга, на котором решаются все тяжбы; так что сага становится бесценным документом по истории средневекового права. Вообще в этой саге сила разума решительно превалирует над силой меча — недаром великий воитель Гуннар не хотел убивать, даже когда его вынуждали, а один из убийц Ньяля Флоси восхищается мужеством Кари, мстителя за Ньяля, и в финале саги мирится с ним.

Лит.: Гуревич А.Я. "Эдда" и сага. М., 1979; Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Л., 1971; Andemon T.M. The Icelandic family saga. Cambridge, 1967.



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100