Rambler's Top100
Баркова А.Л.

СКАЛЬДИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ - памятники поэтического творчества Скандинавии IX - XIV вв.. Главными их особенностями являются чрезвычайная усложненность и изощренность формы, почти полное отсутствие авторской оригинальности при наличии понятия авторства как такового.
Поэт-скальд (этимология слова до сих пор неясна) мог быть человеком любого сословия - от бывшего крестьянина до короля; известны и женщины-скальды. Однако в большинстве случаев скальд - дружинник, викинг, прославляющий своего владыку и его битвы, в которых скальд всегда участвовал сам. Соответственно основным жанром скальдической поэзии была драпа - хвалебная песнь о деяниях конунга; также скальд сочинял свадебные и погребальные песни. Особое место среди жанров занимает “песнь поношения” (нид), хулящая врагов: ее изначальный смысл - магическое воздействие на врага, лишение его силы и защиты сверхъестественных сил. Но тематика скальдов этим не исчерпывалась: их песни могли касаться любых тем, в том числе личных переживаний поэта.
Своими песнями скальд завоевывал милость государей, приобретал друзей, а порой наживал врагов. Иногда поэтическое мастерство спасало ему жизнь. Так, когда скальду Эгилю Скаллагримссону грозила казнь, он провел ночь за сочинением песни “Выкуп головы”, восславляющей конунга, приговорившего его, и это спасло поэту жизнь.
Несмотря на тематическое разнообразие, лейтмотивом скальдической поэзии оставалась война. Именно военная тематика в первую очередь разрабатывалась как кеннингах - особом типе перифразы. Кеннинг может быть простым, например, “пена мечей” - (кровь); сложным, когда последнее слово также заменяется кеннингом: “пламя влаги сечи” - меч (“влага сечи” - кровь), “тополь вепря потока” - воин (“вепрь потока” - корабль), “льдина луны ладьи” - меч (“луна ладьи” - шит); и многоступенчатым: “липа пламени земли оленя заливов” - женщина (“олень заливов” - корабль, “земля кораблей” - море, “пламя моря” - золото). Часто в кеннингах фигурируют имена богов и образы скандинавской мифологии: женщина - “Фрейя обручий”, битва - “непогода Одина”, золото - “перина рыбы равнины” (“рыба равнины” - дракон) - имеется в виду миф о драконе Фафнире, лежащем на золоте.
К началу XIII в. в христианизированной Исландии образы скандинавской мифологии оставались актуальны именно как материал для поэтического творчества. Это и было, вероятно, главной причиной, побудившей Снорри Стурлусона написать книгу “Эдда”, третья часть которой - “Язык поэзии” - включает в себя списки кеннингов и определений-хейти (например, “твердь”, “безоблачное”, “вьюжное”, “широкосинее” - “небо”), а четвертая часть - “Перечень размеров” - содержит 102 восьмистишья-висы, каждая из которых иллюстрирует особое сочетание размера стиха и стилистических приемов, причем со держание этих вис образует хвалебную песнь норвежским правителям - королю Хакону и ярлу Скули. Чрезмерная усложненность формы скальдической поэзии была до известной степени компенсацией трафаретности ее содержания.
Особая проблема скальдической поэзии - авторство. Несмотря на то, что имена скальдов прошли сквозь века, их лирика лишена печати художественной индивидуальности именно из-за ее усложненной формульности. Огромное богатство метрики и поэтических приемов невольно превращало скальда из поэта в аранжировщика, хотя, разумеется, это не касается подлинно великих мастеров слова.

Литература:
Стеблин-Каменский М.И. Скальдическая поэзия // Поэзия скальдов. М, 1979.



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100