Rambler's Top100
Баркова А.Л.

Шамбала

Существует ли эта страна в реальности - или она не более чем мифический образ? На этот вопрос нет однозначного ответа.
Согласно тибетским буддийским источникам, Шамбала - это таинственная страна в Гималаях, обитель высшей мудрости. Священные тексты утверждают, что царь Шамбалы Сучандра слышал проповедь основателя буддизма Будды Шакьямуни (сер. первого тысячелетия до н.э.). Большая часть доступных нам сведений о Шамбале содержится в буддийском священном тексте "Калачакра-тантра". "Тантра" - означает "сокровенное знание", "Калачакра" - буквально "Колесо Времени" ( в частности, широко известные в настоящее время двенадцати и шестидесятилетний циклы относятся к системе Калачакры). Буддийские летописи уверяют, что Калачакра-тантру принес в Тибет в начале нашего тысячелетия великий реформатор Атиша, причем он получил ее в Шамбале.
Тибетцы верят в то, что Шамбала - это заповедная область в Гималаях, куда могут проникнуть только посвященные. Шамбала считается местом перевоплощения тех, кто преуспел в буддийском учении. Как объект буддийской веры, Шамбала - это страна, рельеф которой является отражением метафизических идей: она имеет форму восьмилепесткого лотоса, то есть состоит из восьми долин, разделенных горными хребтами, радиально расходящимися от центра. Страна окружена двумя рядами снеговых хребтов, острых словно зубы. От остального мира ее отделяет река Сита ("борозда"). Этот необычный рельеф мифической страны является отражением одного из главнейших буддийских символов - Колеса Закона (имеющего ту же форму колеса с восьмью спицами) и означает, что в этой стране Учение достигло сознания каждого, что вся страна следует Восьмеричному Пути, о котором говорил Будда в своей первой проповеди. На тибетских иконах центре Шамбалы в своем дворце Калапа изображен самый известный из царей - Рудрачакрин (Ригден Джапо).
Рудрачакрин - один из тридцати двух царей Шамбалы. Первый царь этой страны, Сучандра, живший одновременно с Шакьямуни, совершил магическое путешествие в Индию по воздуху и получил непосредственно от Просветленного Калачакра-тантру. Согласно некоторым тибетским источникам, в настоящее время правит двадцать девятый царь Шамбалы.
На картинах рядом с изображением Шамбалы всегда предстает последняя битва, где Рудрачакрин повергает всех врагов Учения. Иногда рядом с царем скачет его генерал Хануманда со знаменем. Образ этой битвы просвещенными монахами воспринимается отнюдь не буквально, поскольку любое убийство буддизм безоговорочно осуждает, называя его первым из "десяти черных грехов". Картина Последней Битвы должна пониматься как символическое изображение победы мудрости над невежеством, духовности над косностью, самоотверженности над эгоизмом. В результате такой победы невежественные, греховные люди действительно перестанут существовать, но отнюдь не потому, что они будут убиты, а потому, что они преодолеют свои заблуждения и пороки.
В начале ХХ века, когда вся Центральная Азия была охвачена мессианскими устремлениями, образ Шамбалы приобрел чрезвычайную популярность и, главное, актуальность. От Индии до Монголии ходили рассказы о том, что в "земную" Шамбалу можно проникнуть через некие тайные подгорные ходы, что существуют только посвященным известные описания маршрута, однако тот, кто не достиг высокого духовного уровня, пройдет мимо путеводных знаков, не заметив их. Также были распространены предания о том, что в городах Азии время от времени появляются странного вида люди, говорящие на давно мертвых языках и пытающиеся расплатиться монетами, давно вышедшими из употребления, - эти люди приходят из Шамбалы по тайным тропам.
Наиболее известным собранием этих легенд является книга известного художника, путешественника и общественного деятеля Н.К. Рериха "Сердце Азии", где он приводит верования самых разных народов на этот счет. Шамбала может отождествляться с Беловодьем, в которое верили русские крестьяне Алтая и других областей; описание пути в Беловодье очень напоминает путь в Шамбалу. Во время своей исключительной по длине и сложности маршрута центральноазиатской экспедиции Н.К. Рерих записывал многочисленные пророчества о том, что время Шамбалы пришло, что срок воплощения Ригден Джапо настал и Последняя Битва произойдет в ближайшие годы. В популярности этих верований в двадцатые годы прошлого века нельзя не усматривать отзвук Октябрьской революции.
Не вызывает сомнения факт существования тайной обители в Гималаях. Достоверно известно, что с подвижниками, живущими там (их называют Махатмы, то есть Высокие духом), общались сначала Е.П. Блаватская, а затем Николай, Елена и Юрий Рерих. От Махатм Рерихи получили письмо Советскому правительству (было передано Луначарскому и Чичерину в 1925 году), а также ряд священных реликвий, часть которых хранится в настоящее время в Москве, в Международном Центре Рерихов. Благодаря духовному сотрудничеству с Махатмами Е.И. Рерих написала книги учения Живой Этики.
Рерихи называли обитель Махатм Шамбалой. Однако по сей день невозможно однозначно ответить на вопрос, до какой степени сходны между собою Шамбала буддийских тантр, Шамбала народных верований и тайная обитель в Гималаях.




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100