А. Баркова

Жан Маре: "Орфей"

Я, как и все барышни от шестнадцати до шестидесяти, люблю Жана Маре. «Тайны бургундского двора» можно смотреть бесконечно (особенно за завтраком). «Граф Монте-Кристо» – это шедевр (особенно под ночную верстку). «Рюи Блаз» – это замечательно. Остальное тож очень хорошо, потому что Жан Маре вытянет любой костюмный фильм, даже такую муру, как «Парижские тайны». Но он ка-ак сиганет с крыши без дублера – и фффсё, успех фильму обеспечен, все барышни прижимают ладони к сердцу, все пираты тиражируют и получают свою незаконную, но закономерную пиратскую прибыль.

Это очевидно, и писать бы об этом не стоило. Но я раньше слышала, что есть такой фильм с Маре – «Орфей». Потом нашла в Тырнете один кадр. Впечатляющий. И наконец (хвала пиратам!) – посмотрела.

Коротко говоря, если на одну чашу весов положить ВСЕ костюмные фильмы с Маре, а на другую – «Орфея», то он перетянет и запросто.

Рискну заявить, что это самый антуражный из фильмов с Маре. Те, кто видел, мне возразят: там нет никакой «костюмности», и спецэффектов (даж на уровне 50-х годов) – по минимуму. Но это – неважно. Фильм создает ОБРАЗ мифа об Орфее, и если режиссеру Жану Кокто не понадобилось для этого одевать актеров в хламида-монады и городить дИкорации, то лишний раз доказывает его гениальность (которая, кажется, признана уже как аксиома).

Главные герои – это, между делом, сверх-красивые актеры: Маре и Мария Казарес. (О Казарес, к сведению. Ее я знаю как Сансеверину в фильме «Пармская обитель», где Фабрицио играл Жерар Филипп. Там Казарес именно что потрясающе красива). Так вот, в «Орфее» их красота – невероятная, потрясающая красота – проскальзывает как песок меж пальцев. Они настолько выразительны в своей игре, что внешние данные уже не добавляют ничего. Орфей и влюбленная в него Смерть – безумная, невозможная пара, и оттого сводящая с ума своей любовью всех, что судей загробного мира, что зрителей.

Но о главном. О гениальнейшем режиссерском приеме: о перенесении мифа в реалии современного мира. Причем что «человеческой» части истории Орфея, что загробной. Суд мира мертвых, где допрашивают между делом и Смерть, осмелившуюся полюбить, этот суд, выглядящий совершенно так же, как человечий суд во Франции, – это бьет по нервам сильнее любых гипер-монстров.

…невольно задумаешься: а ведь древние греки одевали Орфея, Эвридику, Аида ровно по той же моде, по коей одевались и сами… Для греков это не было замшелой древностью, это была сегодняшняя легенда о человеке, прошедшем в мир смерти и обратно. И Кокто заставляет нас пережить это именно как сегодняшнее, сейчасное.

Можно говорить много еще, но надо набраться духу сказать главное: это самый прекрасный и самый страшный фильм из всего, что мне доводилось видеть в мировом кино.

благодарим за помощь "Мифу"
Любителям кино предлагаются разнообразные трейлеры к фильмам. Все жанры кинофильмов, отличное качество.


Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100