А. Баркова

"Пигмалион" великого Малого и окрестности

Спасибо, сталбыть, таарищу Сталину, Хрущеву и особенно Станиславскому за наше советский театр и кино, а товарищу Торренту - за возможность наконец-то это посмотреть!
Я дорвалась до фильмов 50-х годов, которые или не смотрела вовсе, или один раз в таком глубоком детстве, что почти и не помню.
Посему название "Пигмалион, 1957 год" мне не сказало ничего.
В смысле - ничего про постановку. Шоу я, ясен пень, читала, и не тока читала, но и по-англицки, и не просто по-англицки, а даж играла миссис Пирс в студенческой постановке в рамках изучения оного заморского наречия. Но _смотреть_ не доводилось ничего кроме "Моей прекрасной леди" (впервые - тож по-английски, в том же МГУ, в качестве семинарского занятия более 20 лет назад, когда видеокассеты были роскошью, а ДВД-сборники нам не грезились даж в самых смелых мечтах).
Правда, что-то такое промелькнуло в детстве, и запомнился мне из фильма ровно один момент: финал, Пикеринга спрашивают, чем же закончилась его история, а он отвечает этак хитро улыбаясь: "А как вы думаете"? И этот финал много логичнее той прозаической ахинеи, которую потом Шоу приписал к своей пьесе (дескать, Элиза вышла за Фредди, а Пикеринг им помог деньгами с созданием цветочного магазина... унесите пудинг!)

Итак, фильм 1957 года. С первого же кадра нам объясняют, ЧТО мы увидим. Это не фильм собсснна. Это слегка адаптированный для телевизора спектакль Малого театра. И я поняла, что жизнь прекрасна.
Старый Малый - это моя огромнейшая любовь. Если бы я жила в те годы, я бы бегала в любой свободный вечер на любой спектакль. Не важно, Островский это, или Толстой (Константиныч, есснна), или какая советская пiеса для галочки. То, как держат себя актеры, то, как они подают роль, то, какие там голоса - богатейшие по звучанию, тембру и интонациям - это завораживает. Это праздник для души. Это можно намазывать на хлеб и кушать вместо обеда - настолько физическое наслаждение получаешь, видя этих титанов.
Таковы были мои восторги при первом кадре. Но за первым кадром последовал второй. А там написано: "Профессор Хиггинс - М.Царев".
Что вам сказать о Михаиле Цареве? Я уже писала как-то о его Чацком. Для меня Царев - это первый ГОЛОС советской сцены. Да и не советской тоже. Вот что Уланова в балете, то Царев делал голосом. Для меня они равновелики.
Я позволю себе еще одно отступление. Когда я была маленькой (мне было то ли 8, то ли 9 лет) летом по радио запустили чтение "Войны и мира". Главы Ростовых читал Табаков, главы Болконских читал - да-да, Царев, а кто еще был - не помню. Вот тогда Царев мне и объяснил, что голос - это инструмент и как им можно работать. Я влюбилась без памяти... когда я потом увидела Царева (интересно, где?! небось как раз в этом "Пигмалионе"), он меня раааааааазочаровал страшно. Это как павлин наоборот.
А Пикеринга играет Велихов. Срочно жуйте лимон, ибо вам сейчас бу еще одна волна восторгов.
Если вам скажут про фильм "Стакан воды", то вы, конечно, вспомните двухсерийный с отличным Лавровым, дивной Белохвостиковой и шикарнейшей Демидовой. Так вот, дорогие мои, этот фильм при всем мильёне его достоинств не стоит и десяти минут стаааарого чернобелого односерийного с Велиховым в главной роли и в его ж постановке. Сейчас, когда я судорожно перерываю свой скудный запас метафор, чтобы описать вам Милорда Велихова, я понимаю, что у меня нет слов, кроме тех, которые я могу сказать о реальном Графе - Никите Ильиче Толстом. Внешне это - сама Вальяжность и Очарование. Вы можете себе представить не очаровательную девушку, а - мужчину более чем немолодых лет? А они это могли, причем Велихов, похоже, не только в кино, но и в жизни был таким, а у Никиты Ильича кинА не было.
И вот это очарование они несут... как бутылку шампанского. И подают нам: дескать, извольте отведать и насладиться. Причем поскольку эта вальяжность - аристократическая, то она воспринимается тобой именно с восторгом: ты счастлив, что судьба удостоила тебя встречей с ТАКИМ человеком.
Я в свое время сравнивала Толстого с роскошным персидским котом, который изволит лежать на атласной подушке у изразцовой печки. Велихов - кот более подвижный, но из того же питомника.
И, понимаете, какая забавная штука. В наше время найти красивого мужчину - дело нехитрое. Найти мужчину, сознающего и несущего свою красоту, - еще легче. Но это самолюбование будет в 99 случаях из ста - отталкивать. Потому что у Графов и Милордов за этой вальяжностью стояла бешеная воля, мощная сила, способная пробивать стены, потому что это были люди, которые обладали железной целеустремленностью, добивались и при необходимости - добивали.
И вот этот таран на боевом ходу они и прикрывали вальяжностью. Угу, не шалю, никого не трогаю, лежу у печки и вообще считаю своим долгом сообщить, что коты - древние и неприкосновенные животные.
Чтобы оценить Велихова, надо смотреть именно "Стакан воды". В "Пигмалионе" он четко знает место Пикеринга в сюжете и тянуть одеяло на себя не станет. Все достоинства при нем, но тихооонечко, аккураааатненько, чтобы не забить других героев. Папаша Дулитл (артист отличный, но его фамилия мне ничего не говорит) - ярче его. А Пикеринг в сюжете что? собеседник Хиггинса... хотя если у ТАКОГО Пикеринга перенимать манеры, то и впрямь уличная цветочница станет вести себя как герцогиня ;)

Вы меня извините, но сейчас будет третий акт восторгов. Вы еще лимон не дожевали? Жуйте-жуйте. И горчицей намажьте, для надежности.
Логично предположить, что отахав про Хиггинса и Пикеринга, я перейду к Элизе.
А вот хренушки.
Вы в недоумении? Не, про папашу Дулитла я уже всё сказала. Что? Вы мучительно вспоминаете, а кто же там еще был? Фредди? Да идите вы с вашим Фредди...
В этом фильме ОНА затмила всех. Мысленно прокручивая кадры, я вижу только ЕЕ. Царев и Велихов - бледные тени. Элиза - эпизодница рядом с ней.
Догадались?
Совершенно никакая роль в пьесе, нужная для развития сюжета, но напрочь лишенная образных характеристик. Ходячая мебель в "Моей прекрасной леди" (красивая, как и вся мебель там, равно четвероногая и двуногая). Когда я увидела второй (!) строкой титров "Миссис Хиггинс", я сначала не поняла, кто это. Какая миссис, он же не женат! И тока потом сообразила, что да, там же была его мама.
Евдокия Турчанинова.
Актриса глубоко дореволюционная. Вики сообщает нам, что Великая Старуха (так ее звали за то, что роли старух она играла с молодости) впервые вышла на сцену Малого в 1891 году.
Я вот вам на десяток абзацев разливаюсь соловьем о достоинствах "молодых" (по сравнению с ней) актеров. Но я не могу объяснить, чем потрясает она. Она просто есть. Просто несет в себе ТУ культуру, не только до-революционную, но и анти-.

...честно говоря, если бы такую "статью о фильме" сдали бы мне мои журналята, они б от меня больше тройки не получили. Ну, четверку за объем и по доброте преподской.
Но что поделать, если мне история Элизы Дулитл нужна гораздо меньше, чем Гамлету известная Гекуба. Мне интересно не что, а - как. И еще интереснее - кто.
Поэтому, по сути, сей очерк о фильме дальше титров не продвинулся, в чем приношу свои глубокие извинения. Остальное идите смотреть сами, и торрент вам в помощь ;)

PS Да, та самая фраза, запомнившаяся мне с детства, - разумеется, она отсюда.

О фильмах 2012 года можно узнать подробнее на сайте "Фильмида"



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100