Rambler's Top100


Ноло Т. Торлуин
Историческая шкатулка

Александр Невский. Великий князь Владимирский

Долгим, непозволительно долгим получился мой рассказ об Александре Ярославиче, прозванном Невским! Но что поделать, коли именно эта фигура столь прочно вросла в самую основу нашей с вами общей российской истории! Что поделать, коли князь Новгородский, Киевский и Владимирский, а точнее говоря, образ его, сотканный потомками из оборванных нитей деловитых летописей, лежит в основе Российской государственности!

Не пугайтесь - я не собираюсь и дальше подражать сентиментальному стилю Николая Карамзина. Так - к слову пришлось. А теперь - к делу. Мы оставили князя Александра Ярославича в один из самых трагичных моментов его собственной, неофициальной, личностной истории. В тот момент, когда из буйного, неуважительного к княжеской чести, шумного и видимо любимого Новгорода Александру пришлось переехать в стольный Владимир. По воле хана Батыя. Был ли он рад этой перемене? Вы вольны думать, как хочется, чем наши зрители хуже историков? Лично мне кажется, что для Александра великокняжеский владимирский стол был нежеланен. Тем не менее, свой долг он исполнил.

Новгородцы, судя по всему, так и не простили Александру уход на Низ, то есть во Владимир. Забавно: очень долго они вспоминали Ярославича ровно в трех случаях. Первое - при составлении грамот для князей, решивших обосноваться надолго в вольном граде. Тут Невского поминали отнюдь не в комплиментарном духе. И покосы отнимал (а земля Новгородская не особо плодородна, только торговлей и держались), и земли раздавал своим сторонникам… в общем, "насилие чинил над Новгородом". И имел, судя по всему, очень большую власть там, где князьям власти вовсе не полагалось… При этом именовался Александр не только по имени, но и по степени родства с очередным претендентом на Новгородский стол. Дядей, отцом, дедом…

Невского поминали и при составлении разнообразных договоров с соседями. Тут о недостатках князя забывали - объявляли только, что мир "как по старине, как при князе Александре Ярославиче". Видимо, выработанные при князе Александре договоренности и через двести лет казались новгородцам оптимальными.

Третий случай - особый. Дела церковные, дела веры православной… В общем, новгородцы лет примерно через сто после создания Жития Великого Князя Александра во Владимире словно бы опомнились - и предъявили суздальцам свою редакцию оного хвалебного сочинения. Где всячески подчеркивалось, что князь Александр, хоть и родоначальник Московским князьям - все ж таки князь Новгородский!

Александр действительно до самой смерти оставался новгородским князем. Подобно отцу, оставлял в вольном городе наместников - малолетних сыновей… При первом же призыве спешил на помощь. С полками или со своей дружиной - невелика сила, но все же сила! Судил, мирил, оборонял… Но почитание Александра как Святого князя началось не в Новгороде, а во Владимире. И длится до сих пор.

Причина проста: достаточно лишь поставить себя на место рядового жителя Владимирского княжества. Или Переяславского. Да любого - на северо-востоке Руси! Вам нет дело до большой политики. Зато у вас есть земля, которую надо возделывать, и дом - пусть даже жалкая избушка, но своя! - и все пошло прахом. Именно тогда, когда казалось, что все уже наладилось. Дом сожжен, родные погибли или уведены в полон, сами вы в лучшем случае скрываетесь в густых лесах… В бытность Александра Великим князем такого не случалось. Все подвластные ему земли владимиро-суздальской Руси были избавлены от новых нашествий.

Александру, видимо, было до отчаяния трудно. Особенно после смерти Батыя. Но он успевал все. Привечать сирых и убогих. Оборонять новгородские земли мечом, суздальские - от татар - подкупом, серебром и лестью. Дарами и послами, вовремя сказанным словом и отданным поклоном. Ему было все равно. И именно это "все равно" - либо не высказанное, либо сказанное, но в сердцах! - помнят до сих пор. До сих пор в честь Святого Благоверного князя Александра Невского воздвигают храмы. Ему поручают новорожденных детей, крещаемых под славным для нашего отечества именем Александр.

Не стоит думать, что только и исключительно Александр ездил в Орду. Хан привечал и остальных русских князей. Дядя Александра, Святослав, обиженный племянниками, и вовсе там поселился. Правда, ни к чему хорошему для него лично это не привело – великокняжеский стол, занимаемый не по праву сначала одним, а потом другим племянником, ему так и не вернули. Трудно сказать, чем так не угодил татарам Святослав Всеволодич. История об этом умалчивает. Тем не менее, и Александр ездил в Орду. Как правило, по делу. Ладить с татарами он умел, добиваясь послаблений для родной земли, прежде всего – для того же Новгорода.

Однако это вовсе не означало, что ига не было. Увы – горе побежденным! Монголы продолжали заботиться об укреплении собственной империи. И одним из шагов по упорядочиванию отношений с покоренными народами стала перепись населения.

Русские относились к этому действу столь же отрицательно, как некоторые нынешние россияне – к введению ИНН. Считалось, что числа, то есть исчисления, не любит ни человек, ни животные, - в общем, никто. Мышление средневекового человека хорошо иллюстрирует известный мультфильм. Помните фразу, сказанную с подлинным ужасом? «Меня посчитали!» именно так отреагировали на Руси на нововведение. Первая перепись населения была проведена еще при отце Александра, однако тогда растоптанная, униженная страна не имела по-видимому ни сил, ни желания хоть как-то сопротивляться.

Про вторую перепись мы знаем намного больше. Причина проста – Верховный хан потребовал дани не только от суздальских княжеств, но и от вольного Новгорода. И – всколыхнулось. Это суздальцы хорошо знали, ЧТО ТАКОЕ нашествие татар. На новгородской земле их не бывало. И началось то ли брожение, то ли самое настоящее восстание. Наверное, именно это время стало самым страшным в жизни Александра. Недовольство новгородцев было привычно, но на этот раз против отца восстал старший сын.

О Василии Александровиче, первенце великого князя, мы знаем очень мало. Собственно, именно конфликт с отцом остался единственным его «деянием», известным истории. Судя по этой безусловно трагической истории, Василий был по крайней мере смелым человеком. Летописец винил в страшном по меркам Средневековья поступке – сопротивлению родительской воле – советников юного князя, оставленного отцом в Новгороде наместником. Александр, по-видимому, думал так же. Отчего-то в последнее время в обществе распространилась версия, что Александр варварскими методами наводил страх на вольный город, вынимая очи, отсекая руки и ноги у зачинщиков бунта. Князь действительно так и поступил - но не с новгородцами, решившими стоять на смерть, но «не давать числа», а с несколькими дружинниками Василия, толкнувшими юношу на сопротивление отцу. Самого Василия князь, по выражению летописца, «сослал на Низ».

Судьба Василия очень хорошо показывает, сколь велик на Руси был авторитет Александра Ярославича. Даже после смерти грозного князя (таково было одно из прозвищ Невского) Василий не смог вернуть себе отнятые отцом права. Возможно, со временем отец и остыл бы – но после его смерти надежды у Василия не осталось. Его место занял следующий Александрович – Дмитрий. Неудивительно, что умер Василий очень рано. И мы можем только гадать, ПОЧЕМУ он решился на этот поступок, сломавший ему жизнь. И наверное, стоивший немало седых волос его отцу.

В летописях сохранились глухие свидетельства, что Александр пытался добиться отмены переписи в Новгороде. Но сделать этого не удалось. И тогда в Новгород отправились три князя – Александр, его брат Андрей (да-да, тот самый Андрей, которого Александр, по версии историков, предал!) и их двоюродный брат, Дмитрий Святославич. С ними ехали татары.

Первоначально события развивались достаточно мирно. Новгородцы решили с татарами не ссориться, вручили им богатые подарки… и вежливо довели до сведения гостей, что с татарским ханом они, естественно, ссориться не хотят, но никакой переписи в Новгороде не будет. И даже не просите. На что при этом рассчитывали новгородцы – неизвестно. Так или иначе, монгольских ханов такой ответ совершенно не устраивал – и переписчики вернулись. Так началось противостояние Новгорода и его князя.

Мы очень мало знаем о том, что происходило в Новгороде в 1258 и 1259 году. Судя по всему, вольная столица Северной Руси разделилась на два лагеря – на тех, кто стоял за сопротивление монголо-татарам, и на тех, кто поддерживал суздальского князя. Вряд ли в городе поднялось настоящее восстание, как считают некоторые историки и некоторые летописцы. Но беспорядки были страшные – настолько, что татарские послы потребовали от Александра охраны. Тот согласился, что, в общем-то неудивительно. Убийство послов в восприятии татар было страшным преступлением. Даже если допустить, что на тот момент у Александра то и дело возникало сильное искушение предоставить новгородцев самим себе, чтобы выпутывались, как знают, допустить нового визита вооруженных «гостей» с востока он никак не мог – ведь на Новгород татары двинулись бы через территорию Владимирской Руси.

Точно известно одно – конфликт закончился поражением вольнолюбивых новгородцев. Возмущение вызывало не только сама перепись, но и размеры дани: завоевателей меньше всего интересовали вопросы справедливости распределения налогов. То есть размер выплат отнюдь не зависел от благосостояния налогоплательщика. Естественно, новгородскую элиту такое положение вещей в итоге вполне устроило, а вот бедные горожане были возмущены. Спокойствия это не прибавило. Но деваться было некуда. Новгород стал частью Золотой Орды.

События в Новгороде тем более важны, что именно с этого момента многие историки отсчитывают начало монгольского ига. До сих пор один из самых больных вопросов для историков – как случилось, что процветающая, великая страна оказалась бессильной перед нашествием кочевников? А главное – неужели была необходимость в столь долгом рабстве? Не было ли других выходов, более достойных, более цивилизованных... Именно историки, считающие монголо-татарское иго безусловным злом для последующей истории нашего государства, причем злом отнюдь не неизбежным, и считают Невского предателем Руси. Так может, они правы – и татарское владычество было обеспечено именно что предательством высокопоставленных Рюриковичей, будущих самодержцев всея Руси? Ответ на этот вопрос давно известен, хотя и не всем нравится.

Достаточно сравнить судьбы Суздальской Руси и Галицко-Волынской. Именно там правил князь Даниил, попытавшийся с помощью западных соседей освободить собственные земли. Итог был печален: как только у хана, как говорится, дошли руки, вся призрачная независимость исчезла, как дым. Дошло до того, что Даниил был вынужден воевать вместе с татарами против Литвы, а также срыть все новопостроенные укрепления в городах. Никто из западных союзников так ему и не помог. Еще через сто лет Галицко-Волынская Русь перестала существовать.

Каково пришлось Александру в Новгороде, что он чувствовал, мы, как ни странно, знаем из летописей. Одна из немногих цитат, известных нам из древних источников, такова: приехав в Ростов, князь, принимая благословение от ростовского епископа, промолвил: «Отче святый! Твоею молитвою я здоров поехал в Новгород, твоею же молитвою здоров и сюда приехал».

передачи об Александре Невском: 1 2 3 4 5 6



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Ноло Т. Торлуин (с) 2004-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100

Благодарим за помощь "Мифу"

До конца XIX века эта часть Москвы именовалась Заяузьем. А современное название произошло от Таганной слободы. Ее жители изготавивали таганы - треножники для котлов, которые использовались в русских войсках. сейчас при слове Таганка вспоминают даже не улицу, а легендарную песню - и, конечно же, легендарный театр. билеты в театр на Таганке всегда пользуются спросом. А история театра на Таганке в каком-то смысле не менее насыщена, нежели история одноименной улицы.