|
АГНИ – ВМЕСТИЛИЩЕ ЖАРА
Владыками земли стали изначально три великих бога – Сурья, Индра и Агни. Саму сущность огня представляет
собою Агни – в небесах он является жаром солнца, меж небом и землей вспыхивает он молнией, а на земле горит кострами и пожарами.
Семь языков Агни – это и семь лучей Сурьи и семь его алых коней, это свет и жизнь. И немыслима жизнь без жаркой силы Агни. Он – это и рождение и
смерть. По мощи своей он равен Индре, и он также теплоносен, как Сурья. Подобно Сурье пересекает он вселенную по своей воле и подобно ему
скрывается во мраке океана и вновь рождается как дитя вод. Сурья насыщается его теплом и дарит ему свой свет. А Индра насыщает посылаемые на
землю грозовые молнии той силой, которую отделяет от себя Агни. Пылкая его сила ограждает человека от многих угроз и способствует излечению
болезней, обогревает жилье и дает жар для приготовления пищи. И великое дело издревле совершает Агни, сжигая на кострах плоть жертвенных
животных, вознося богам их пищу, приносимую смертными. Поэтому назван он устами богов и их кормильцем. И сам он слизывает своими многими
языками жир, растопляемый на жертвенном костре, и кровь, изливаемую плотью. За это носит он и имя Кравьяд – Кровеядущий.
Плоть людей, расставшихся с жизнью, превращает бог Агни в дым погребальных костров, и называют его за это Носитель знамени из дыма. С этим
его дымом возносятся души усопших в небо, в ту обитель, где пребывают питри – души предков. Из этой дальней сферы видят питри все дела земные,
ожидая исполнения потомками искупительных молитв и принесения жертв.
Люди воспевают этого владыку огня, ощущая как сердца их наполняются восхищением и страхом. Страхом перед необоримой силой Агни. Глядя в
пылающее пламя, видят они множество его ярких и жадных языков, то считая, что их семь, а то прозревая лишь три, а иногда и два.
Чаще всего предстает Агни перед ними трехглавым, имеющим три жарких рта и держащим в горячих своих руках три повода, которые направляют бег
коней Сурьи в небе. Видится он иногда и двуглавым, несущим знамя дыма. И поют люди гимны Агни, богу юному, нестареющему, вечному.
От самой глубокой и глубочайшей древности, с того мига, как люди укрепились на земной тверди, стали они восхвалять Агни – опору жизни,
защитника и карателя, яркого, как солнце, и отмеченного дивным сиянием. Непрестанно славят они его, любуясь его чистым сверканием и боясь его
гнева, мощь которого неодолима.
Агни не знает препятствий во вселенной и всегда находит для себя жертву. Любимой своей пищей полагает он тело ягненка или зрелого барана,
неотделимое от жертвенного костра. Желая добра этому богу, люди даже в изображениях Агни придают ему это животное, располагая его у ног бога,
как бы даря ему эту плоть, что быстро насыщает.
И молятся ему, всегда скрытому в быстром потоке жизней, но всегда готовому вырваться из укрытия. Молятся, призывая его запылать лишь по воле
и желанию человека. И наделяют его множеством имен, отражающих все его великие качества, все его проявления в трех мирах, все его облики.
Молятся, стараясь молитвой снискать его помощь и направить его гнев против своих врагов.
В каждой мельчайшей частице всего сущего скрыта сила Агни – в тучах и водах, в животных и растениях, в живущих и умирающих, во всем свободном
и во всем плененном.
Слава вечномогучим богам. Слава Сурье, слава Индре и слава Агни, непрестанно живущему.
далее
|
|