|
РУДРА – ГНЕВ И МИЛОСТЬ
В первые дни творения Брахма возжелал иметь возросшего сына. И появился из его лба юноша, который будучи только что рожден, не знал, что он уже юн, а не дитя. Стал он так громко плакать, что всемилостивейший Брахма дал ему имя Рудра – Рыдающий. Возрастающий с каждым мигом, стал этот сын требовать новых и новых имен. Он возрастал семикратно, и семь имен подарил ему отец.
Достигнув должного возраста, стал Рудра часто проявлять гнев, выражая его, подобно Индре, в порождении гроз, ветров и ураганов. Рождались от него, как и от Индры, Маруты – повелители ветров и бурь. Самым грозным из них сделался ветер севера и запада, ревущий ужасными штормами и губящий всё на своем пути. И ста Рудра известен как грозный рычащий бог.
Сотворяя его, Брахма определил ему двойственную природу, вложив в него мужское и женское естество, дабы мог он порождать нечто новое. И Рудра породил одиннадцать состояний всех живых существ, одиннадцать проявлений их сути. Некоторые из них были добры, а другие злы и черны. Всех их боги назвали рудрами, детьми Рудры.
Своей обителью избрал этот бог далекие северные горы, и предался там охоте на диких зверей. Никому не было спасения от его черных стрел, но это не утоляло его часто вспыхивающего гнева. Он начал обращать внимание и на людей, поражая их болезнями, несущими гибель. Взмолились смертные и стали приносить ему жертвы и богатые возлияния, обращая к нему жаркие просьбы о ниспослании милости: “Ни детям нашим или внукам, ни нашему сроку жизни, ни нашим коровам, ни коням не причини вреда”.
Когда достигли слуха Рудры эти молитвы, он смягчился, видя покорность людей, и своей же волей стал он дарить страдальцам исцеление и новые силы для продления жизни. И тогда люди начали восхвалять его, как великого милостивца и целителя, и даже стали уподоблять его по доброте его деяний светлому Соме, владыке целебных трав, и возносить молитвы к ним обоим, прося о защите от всяких бед: “О Сома-Рудра, вырвите и рассейте в разные стороны ту болезнь, которая проникла в наш дом!”
В страхе и трепете люди дали ему имя Великий бог, и с дрожью ожидали они каждого проявления его сути, не зная, как он захочет оказать себя в их жизни, в наступающих днях и ночах, о которых неизвестно смертным заранее.
Гнев Рудры настигал не только людей, но и богов. И вот настал день, когда он в ссоре отрубил голову другому сыну Брахмы – богу Дакше. Стремясь утешить пострадавшего Дакшу, боги долго искали во вселенной его голову, но так и не смогли найти ее, и тогда им пришлось воссоздать ее в виде головы козла.
От страха перед его жестокими деяниями все стали приносить Рудре жертвы – все, кто возникал в мире: и люди, и асуры, и боги. Все стали стремиться оградить себя от его гнева… Но когда он не гневался, его милосердие тоже не знало предела. И помощь, которую он оказывал, была щедра.
Порожденные им светлые и черные Рудры продолжают проявлять свою суть в мыслях, чувствах и поступках всех обитателей земли и небес.
далее
|
|