Rambler's Top100 На главную
научной страницы На главную страницу
портала"Миф" К оглавлению
"Мифов Древней Индии"

Н. Гусева. Мифы Древней Индии

Часть I. Светлоликие и темноликие боги


НО ПРОБУДИЛОСЬ ЗЛО...

С истечением веков многое изменилось в мире людей. Одни ослабели, а другие усилились. Одни искали битв, а другие жаждали мирной жизни. Одни хотели проводить дни свои в размышлениях и молитвах, а другие теснили и изгоняли их из тихих убежищ. Нарастала рознь, накапливались обиды. Стремление к утверждению своего главенства, своей власти и силы овладело воинами настолько, что начали они подавлять даже жрецов-брахманов, знавших все предписания богов и помогавших людям правильно совершать жертвоприношения. А ведь без возжигания жертвенного костра и без должного возложения на него мяса и зерен, цветов и плодов, без возлияния на него топленого масла, получаемого людьми из молока коровы – самого прекрасного в мире животного, без соблюдения и других древних предписаний не воспримут боги жертв и не одарят молящихся тем, о чем они просят.

Но вот этих мудрецов, тех, кто изучал Веды, древнейшие книги знаний, этих хранителей веры и знатоков молитв стали воины земли преследовать и даже изгонять. И тогда явилась миру шестая аватара.

Вишну в своем величайшем спокойствии услыхал жалобы теснимых и ощутил в сердце своем праведный гнев. Снова звали его в земные пределы те, кого обижали, кому причиняли страдания. И когда разожгли верующие костер великого жертвоприношения, этот светлый бог явился из огня костра и снова предстал перед теми, кто молил о помощи.

В этот, шестой раз своего появления на земле принял Вишну форму и образ человека. Грозного человека по имени Парашурама, вооруженного остросекущим топором. И боги и люди видели, как Парашурама, исполнившись гнева, иссек топором тех, кто неправедно старался утвердить свою власть, кто сеял на земле боль и обиды. Множество воинов, тех, что были жестоки по натуре, пали под ударами топора, но сохранились те, кто не ведал зла, те из них, что были охранителями невинных, не могли угнетать других. И надолго затихло зло, на многие-многие века.

Но текло время, текло безостановочно. И в ночных тенях снова стала нарождаться и копиться вражда. Умножались ее носители, усиливались демоны, начиная опять поднимать головы. По делам их и по их обличию стали люди называть их ракшасами – носителями вреда. Расцветали бутоны зла, долго таившиеся в черных сердцах ракшасов. И снова эти демоны кинулись на всех, кто чтит волю небожителей.

Ракшасы нападали на города и селенья, убивали невинных, похищали дев и жен, отнимали скот и богатства. Ни цари, ни войска царей не могли прекратить их набеги, и эти злобные ракшасы разоряли даже алтари молящихся брахманов.

Повелителем ракшасов был могущественный и беспощадный Равана, вместилище жестокости и низменных страстей. Имел он двадцать рук, и сила их была так велика, что не раз вступал он в поединок с богами, и тело его носило многие следы от ударов их оружия. Огромен он был, как гора, и рукой своей мог останавливать полет алых коней Сурьи и задерживать плавный ход Сомы-луны. Ум его был необозрим, и знания свои, как и дурные наклонности и мысли, хранил он в десяти своих головах. Этот чудовищный вождь ракшасов был неодолим и дерзко подавлял всех на земле, ибо все были слабее его.

Далеко на водах южного океана, на острове Ланка возведена была его золотая столица, и томились у него во дворце сотни красавиц, похищенных из жилищ их отцов и мужей. За эти вот грехи ему было предсказано, что гибель настигнет его из-за женщины. Смехом ответил он на эти пророческие слова, не думая о том, что они сбудутся в должное время.

Тяжкие стоны угнетаемых ракшасами людей долетели до небесных пределов, и в душе великоправедного Вишну снова вспыхнуло негодование. И опять появился он на земле, родившись в образе седьмой своей аватары. На этот раз воплощением своим он избрал благородного царевича Раму.

Этот достойный царевич с детства постигал все науки и искусства боя. Достигнув же должного возраста, завоевал он в честном соревновании женихов руку несравненной красавицы, царевны Ситы.

Родившаяся от матери-земли Сита была не просто земной женщиной. В ее облике жила среди смертных сама богиня Лакшми, та, что появилась из вод молочного океана, когда боги и асуры добывали из него амриту. Тогда же она избрала Вишну своим супругом. Эта дивная богиня навеки воплотила в себе все качества, которыми должна обладать каждая жена, каждая истинная спутница своего мужа. Она явила миру знание того, что подлинная супруга лишь та, которая дарит мужу потомство, которая вена и предана ему навеки, неразлучна с ним в радости и беде, всегда сладкоречива и утешительна, подобна свежей воде, если муж страдает от жажды, и сходна с тенистой рощей в дни жары.

С тех пор жену, идущую по следам Лакшми, люди уподобляют этой богине, дарящей счастье и процветание.

Обретя Ситу, эту Лакшми во плоти, Рама обрел и лучшую среди людей земную участь. Но злое воздействие ракшасов разожгло вражду среди обитательниц дворца, среди жен царя. И привело это к тому горькому изменению его участи Рамы, которое бросило его в долгое изгнание из царства. За ним последовала с любовью безмерно преданная ему Сита, и вместе с ним ушел в изгнание также и преклонявшийся перед ним младший его брат Лакшмана.

Долго бродили они в лесных дебрях, пока не нашли тихую поляну, окруженную цветущими деревьями. Здесь построили братья хижину из листьев пальмы и стали вести скромную жизнь лесных отшельников.

Все эти события были предопределены мыслью Вишну – так следовало вызвать на бой самого Равану. И Равана без замедления устремился навстречу своей гибели. Он прокрался к лесному убежищу и похитил добродетельную супругу Рамы, безупречную Ситу. Поместив ее в свою воздушную колесницу, он взвился в небо и исчез, устремившись в золотую свою столицу.

Сита гневно отвергла все домогания демона и стала проводить горькие дни свои, сидя под деревом в саду Раваны и в тоске считая дни и часы до прихода Рамы, до своего освобождения.

А Рама и Лакшмана бродили по густому лесу, зовя Ситу и надеясь отыскать хоть какой-нибудь ее след. И вот однажды упал с неба к их ногам владыка ястребов, жестоко израненный и истекающий кровью. Эта обессиленная птица успела перед последним своим вздохом шепнуть Раме, что встретила она в высоком своем полете воздушную колесницу Раваны, в которой без сил лежала Сита. И тогда могучий ястреб принял бой с повелителем ракшасов, но был побежден и низвергнут на землю.

И устремились к океану оба брата, исполненные негодования и жаждая расправы с нечестивым.

Обо всем, что случилось, сразу же распространился слух между всеми жителями леса, от муравья до слона и сильных необоримых обезьян. Полководец обезьян, испытанный во многих боях Хануман, призвал их присоединиться к походу Рамы на ракшасов. Хануман был сыном бога ветра и владел даром мгновенно быстрее мысли пересекать любые пространства. Сердечно сочувствуя Раме, пронесся он, как молния, над океаном, явился перед тоскующей Ситой и сказал ей, что Рама скоро обратит в пепел ее дерзкого похитителя. И в знак грядущего истребления ракшасов поджег он их столицу, погубив многих из них. Явившись вновь перед Рамой, утешил он его тоскующую душу словами о том, что светлоликая супруга ждет его.

Когда войско подступило к берегу, попросил Рама владыку океана проложить его воинам путь на остров. И сомкнулись волны, как скалы, и достигло цели это воинство. Страшный невиданный бой разгорелся во владениях Раваны. Толпы ракшасов были истреблены могучими обезьянами лесов. Но демоны тяжко ранили юного Лакшману, и в горе склонился над ним Рама, видя, что приближается к брату бог смерти Яма. Но Хануман не отдал юношу этому богу – вихрем взлетел он в небо и мгновенно принес с северных гор целую вершину горы, покрытую целебными травами. От первого прикосновения их к ранам ожил и встал на ноги Лакшмана, снова готовый к бою.

И тогда Рама вызвал на поединок Равану. И сразил его, отрубив десять его голов и пронзив его сердце неотвратимой огненной стрелой, посланной из божественного лука, целившего без промаха.

Так погиб этот носитель неправды, поплатившись за все свои грехи. И за то, что в низости своей похитил беспорочную супругу светлого героя, не знавшего дурных мыслей и дел. Погиб из-за женщины, как и было ему некогда предсказано.

А великославный Рама взошел на воздушную колесницу вместе со своей безупречной женой, преданным братом и мощным Хануманом. Жители его царства встретили победителя великим ликованием, озарив все жилища свои и ограды садов ярким сиянием мириадов светильников. И навсегда остался в памяти людей этот радостный праздник огней – Дивали.

Соблюдая древнее предписание, повелевающее каждому мужу на земле возродить себя через жену, создав сына, подарил и Рама миру двух несравненных сыновей. А затем предался в руки бога смерти.

Освобожденный от земного своего воплощения, всеправедный Вишну снова достиг высшего покоя среди других бессмертных богов.

Пока по земле текут реки и стоят на ней незыблемо горы, будут люди славить победителя Раму, вместившего в себя силу духа необозримо великого пресветлого Вишну. Помнят обо всем этом мудрецы и несут свои знания людям.

далее



благодарим за помощь "Мифу"

Любителям смотреть фильмы, слушать музыку, играть в различные игры рекомендуем сайт RapidZona, где можно скачать торрент-трекер бесплатно и без регистрации. Десятки фильмов, от классики до новинок и 3D, на все вкусы и для любого возраста.


Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100