Rambler's Top100 На главную
научной страницы На главную страницу
портала"Миф" К оглавлению
"Мифов Древней Индии"

Н. Гусева. Мифы Древней Индии

Часть I. Светлоликие и темноликие боги


КРИШНА – ЦАРЕВИЧ

Услыхав о преступлениях Кансы, Кришна ощутил, что пришло время покарать этого тирана. И оба брата направились в Матхуру. По царственному их облику и благородному поведению были они узнаны жителями страны, и мирные люди приветствовали их, а воины давали им клятву верности и готовились к ратному делу.

Канса увидел, что надвигается час расплаты за злые дела, и задумал погубить царевича-мстителя, о подвигах которого он уже многое слыхал. И вот он повелел вожакам слонов опоить самого сильного из них, доведя его до бешенства, и сразу впустить его в пределы ограды дворца, как только здесь появится Кришна.

В бою с братьями пали воины, охранявшие вход в ограду, и сразу же бросился на Кришну бешеный слон. Но не успел он даже коснуться его тела остро заточенными клыками, как Кришна схватил его за хобот, раскрутил в воздухе, как пращу, и ударил о землю с такой силой, что слон в один миг лишился жизни.

Ворвавшись в царские покои, сбросил Кришна с престола испуганного Кансу и предал его смерти. И благодарно склонились тогда перед ним все живущие во дворце и все жители Матхуры.

Свершив суд, Кришна возвел на трон царя, свергнутого Кансой, и в стране снова воцарилась мирная спокойная жизнь.

Перед Кришной же открылись новые земные пути и новые цели.

У земного его отца, у благородного воина Васудевы, была сестра по имени Кунти. Рожденная темнокожими родителями из народа ядавов, была она, как и Васудева и Кришна, так же темнокожа, но, как и они, обладала чистым сердцем и благородством. Это та Кунти, которая в дни своей ранней юности призвала к себе особым заклинанием бога солнца Сурью и родила от него сына в золотых доспехах – Карну. Была она впоследствии отдана отцом своим в жены одному юному царю, носившему имя Панду, что значит Бледный, ибо был он от рождения охвачен бледностью. Достигнув возраста зрелости, убил он однажды на охоте оленя, игравшего в лесу со своей парой, и за такое грешное убийство наказали его боги слабостью бесплодия. Кунти же, став его женой, решила подарить ему сыновей, зарожденных от богов. Вспомнив то же заклинание, она призвала к себе лучших из бессмертных, желавших иметь земнорожденное потомство. Так обрела она от бога закона – Дхармы сына, по имени Юдхиштхира, что значит Воинственно Стойкий, от бога ветра Ваю родила она Бхимасену, что значит Войско Ужаса, а от Индры, бога гроз, явился на свет ее третий сын по имени Арджуна, то есть Светлый.

Сыновья возросли, и стал Юдхиштхира опорой закона, и никогда не отступал от его основ и предписаний, требуя их соблюдения и от братьев, и от своих приближенных, и от всех подданных.

Бхимасена стал подобен своему отцу Ваю в необоримости силы. И любого противника мог он сокрушить без труда. Так стал он угрозой для многих врагов.

Третий же сын, Арджуна, стал подобен Индре, обретя отвагу, ловкость и бесстрашие своего отца. Ему было дано умение так владеть оружием, что никто на земле не мог поспорить с ним в этом искусстве.

По имени своего земного отца – Панду стали они зваться Пандавами. Они скоро прославились своей неподкупностью и силой, чем вызывали постоянную зависть в сердцах царевичей из близкого им рода, носивших имя Кауравов. Невзлюбили их Кауравы и стали поддерживать с ними отношения вражды.

Но Кришна-то был двоюродным братом Пандавов – ведь это их мать и его отец были сестрой и братом. При встречах с Пандавами он, как и они, проявлял всегда дружелюбие и готовность прийти на помощь друг другу.

Многие годы разрасталась вражда между Кауравами и Пандавами. Многократно Кауравы унижали Пандавов, то осыпая их насмешками, то обманывая их, то изгоняя в леса и захватывая их богатства. И наконец неизбежной стала война, ибо без открытого боя нельзя было одолеть эту вражду.

Не раз пытался Кришна примирить их, уговаривая Кауравов не притеснять его братьев, вернуть им захваченные владения и завершить тяжкую ссору миром. Но эти старания пропадали втуне – не желали Кауравы отказаться от подавления Пандавов.

И тогда и те, и другие созвали своих союзников, и две огромные армии приготовились к бою. Кришна, стремясь соблюсти справедливость, предстал перед Кауравами и предложил им выбрать – кого они хотят в союзники, его или его войско. Без колебаний Кауравы выбрали его сильное войско. Сразу же он спросил и Юдхиштхиру, старшего из Пандавов, желая узнать, кого выберет он. И этот сторонник закона ответил, что выбирает его, свершителя многих подвигов.

Завершилась подготовка к войне, и выстроились армии. Двинулись в бой колесницы, и полетели первые стрелы. Кришна, ставший колесничим у Арджуны, направил на врага его боевых коней. Но когда светлый Арджуна увидал во вражеских рядах многих мужей из родственного ему семейства Кауравов, дрогнуло его сердце, и покинула его готовность к бою. Он отбросил оружие, спрыгнул с колесницы и с криком “нет, о нет, не смогу их убивать”, горестно опустился на землю.

Кришна увидел, что Арджуна ослабел духом и нуждается в утешении и поддержке. Он открыл этому воину всё величие божественной своей сущности, представ перед ним в настоящем своем облике, облике великого бога. И тогда упавший к его ногам Арджуна услыхал слова великого увещевания. Кришна сказал ему, что нет греха в наказании неправедных, и что обязательны для смертных деяния во имя правды, ибо от бездеятельности людей погибнет мир. Каждый – сказал Кришна – в делах своих должен стремиться к главной цели, к достижению блага для человечества, а таким благом станет для мира только победа Пандавов, только обретение ими власти после победы. Так у великой битвы означилась цель – приобретение власти во имя блага.

Взошел Арджуна на колесницу, и разгорелся бой.

В неукротимом этом огне гибли без счета воины обеих армий. Земля стонала от топота боевых слонов и грохота колесниц, в воздухе проносился дождь стрел и копий. Один за другим лишались жизни военачальники обоих войск, но не стихало сражение. Божественное оружие Арджуны сражало тысячи врагов, и дрожали они, лишь заслышав звон тетивы его лука. Бхимасена своими мощными руками опрокидывал слонов, разбивал в щепы колесницы и проламывал дубиной головы врагов и их коней. Старший из Пандавов, Юдхиштхира, тоже бесстрашно вел бой, следя при этом, чтобы не нарушались законы и не возникало предательства. Кришна направлял бег боевых коней Арджуны в самую гущу битвы и стремительно отворачивал колесницу в сторону, спасая его от ударов и стрел.

Восемнадцать дней длилась эта битва. Такого долгого сражения не было на земле. По истечению восемнадцати дней полегло столь много воинов, что некому было продолжать бой. И победили Пандавы, обретя власть в измученной враждою стране.

Тогда, учредив справедливость на земле, вознесся Вишну в небесное свое царство, где встретила его вечная его супруга, богиня Лакшми, тоже покинувшая свой земной облик пастушки Радхи.

Люди же стали почитать темнокожего царевича Кришну как высшее из воплощений Вишну, как самую превосходную изо всех его аватар. Они воздвигли ему храмы по всей земле и поклоняются его изображениям, как и изображениям любящей его Радхи, в чьем облике предстала пресветлая Лакшми, и изображениям его верного брата Баладевы, коего стали звать и Баларамой, ибо его подвиги близки были подвигам царевича-воина Рамы.

Проходили века, и настало время появления девятой аватары.

В последнем своем появлении перед смертными избрал Вишну для себя облик Будды. Это был облик проповедника и учителя, указавшего людям путь отказа от принесения жертв и от храмовых богослужений. Это был путь отказа и от страстей и желаний, которые сковывают волю человека и не дают ему сил порвать связи с земными ценностями, мешая душе обрести нирвану – успокоение без горечи и тоски, вечное успокоение.

Многие стали учениками Будды, не видя в нем воплощения Вишну. Путем его приверженцев стал уход от стремлений и порывов. Они становились на путь поисков истины, ведущей к нирване.

Изготовляемые людьми изображения Будды уже не несут в себе черт Вишну, воителя со злом и неправдой – поверившие в учение Будды не ищут битв, но жаждут обрести нирвану путем отказа от всякой борьбы.

В храмах Будды царит покой, и не просят его люди в своих молитвах оказать им помощь в бою и привести к победе. Полузакрыв глаза, взирает на молящихся Будда, и нет в обеих его руках никакого оружия. Его спокойный лик призывает к тихому размышлению, к сосредоточению духа и к подавлению желаний.

Такова девятая аватара.

А десятой аватары люди еще не знают. Им известно только предсказание о том, что явится Вишну в образе Калки, всадника на белом коне. Другие же говорят, что не будет он всадником, а появится, воплотившись в белого коня в образе солнца и света, света справедливости. И будет это тот конь, что появился из вод молочного океана в дни, когда боги добывали амриту. И в ожидании десятого прихода Вишну стараются люди избегать греха, чтобы не покарал он их, когда вновь сойдет на землю, отягощенную злом и неправдой.

В храмах Вишну, куда приходят сотни и сотни верующих, видят они его изображения, он предстает перед молящимися в своих разных аватарах. Здесь он и рыба, царившая в извечном океане, и черепаха, впервые вышедшая из вод на сушу, и могучий вепрь, вынесший со дна морского затонувшую землю. Здесь он и Нарасинха – человеко-лев, и Рама – царевич и храбрый воин. Во множестве храмов люди поклоняются и темному обликом светоносному Кришне, богу, умевшему любить, бороться и побеждать.

Четыре руки имеют изваяния Вишну, и держит он в этих руках великие знаки его божественности и силы. Это чакра – солнечный диск, которым он некогда поразил асуров, отнимавших амриту у богов. Это – раковина, символ извечного океана, где зародилась жизнь. Это – палица, устрашающая врагов, и это – лотос, любимый цветок Лакшми, знак любви и красоты.

Время Вишну другое, нежели время людей, сотворенное Брахмой. Его время измеряется периодами покоя, его тихого сна, в который он погружается в начале каждой юги. Возлежит он в этом тихом сне на кольцах свернувшегося змея Шеши, который покоит бога, пребывая на водах вселенского океана. Обширны кольца змеиного тела, и на них неизменно сидит у ног своего божественного супруга богиня Лакшми, оберегая его сон. И возлежащему на вечном змее богу даровано новое имя – Нараяна, что значит Тот, кто на воде.

Тысячу имен Вишну знают люди, и повторение этих имен служит им лучшей молитвой, ограждающей их от зла и погибели.

Почитают еще и того, кого избрал Вишну как своего друга. Это могучесильный орел по имени Гаруда. Родился этот орел из яйца и стал хранителем правды, а также истребителем злых существ, первыми из которых обозначились змеи, несущие яд. Его, губителя змей, определил Вишну себе в соратники, и на его спине совершает он перелеты через небесные и земные пространства. Силой своей Гаруда равен Индре, и является он поэтому богом всех пернатых на земле.

Часто у алтарей пребывает и фигура Ханумана, полководца обезьян, помощника Рамы в боях со злобными ракшасами.

И течет, безостановочно течет время.

далее



благодарим за помощь "Мифу"

Для тех, кто любит изобразительное искусство и хочет купить картину, предлагаются картины современных художников, выполненные в технике живопись маслом. Пейзажи и натюрморты полные очарования и душевного тепла.


Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100