Rambler's Top100 На главную
научной страницы На главную страницу
портала"Миф" К оглавлению
"Мифов Древней Индии"

Н. Гусева. Мифы Древней Индии

Часть I. Светлоликие и темноликие боги


МАХАДЭВИ ДУРГА и КАЛИ

Богиня Дурга – “Недостижимая” одерживала бесчисленные победы над носителями зла. В разных обликах нападали на нее демоны, но всегда она разгадывала их хитрости и замыслы. И не было у них возможности ни обмануть, ни победить ее. Богиня – воительница всегда хранит на светлом прекрасном лице выражение приветливости к людям, но десять рук ее сжимают оружие, несущее смерть тем, кто заслужил кару.

Когда она решила, что пора вступить в бой с недобрыми силами, многие боги дали ей свои орудия борьбы, и первым из них был Шива, вручивший ей трижды пронзающий трезубец. За ним Вишну отдал свой остро отточенный диск-чакру, мгновенно отсекающий головы врагов, потом Индра вложил в ее руки громовую Ваджру, которой можно пробить даже землю, Варуна уступил свою петлю для уловления грешников, и все другие небожители отдали то, что сами употребляли в битвах.

Дурга – это истинная мать, встающая на защиту каждого человека, от царя до раба, и ей могут молиться и приносить жертвы все живущие. Она готова биться и против тех асуров, которые стремятся вредить знатным людям, и против тех, кто сбивает с праведного пути бедных и низкокастовых. Дурга – это вечная угроза для всех, обладающих демоническими силами.

Неоднократно она уже сражалась с полчищами асуров, но долго не выходил на бой с нею их предводитель, хитрый и жестокий Махишасура, опасаясь всесожигающего огня ее гнева.

Но наконец этот решающий бой свершился в один из дней наступившей осени. Люди, убравшие на полях созревшие злаки и не посеявшие зерна нового урожая, начинали праздновать и веселиться, радуясь тому, что будут сыты все зимние месяцы. И в эти дни асуры всегда старались похитить их радость и лишить их веры в богов, взрастивших своею милостью щедрые урожаи на земле. Они сеяли в душах людей страх, разжигали вражду между ними и оскорбляли небожителей.

Долготерпеливые боги не смогли это вынести – ведь Махишасура уже не раз вступал с ними в сражения и однажды даже одержал победу над Индрой, героем небес. Небожители передали Дурге не только свое оружие, но и жгучее пламя своего гнева. И увидели, что на этот раз не спасется вождь асуров от ее ударов.

Сойдя на земное поле битвы, Дурга призвала к себе царя зверей, могучего льва и повелела ему нести ее в бой на спине, как грозную всадницу. Радостно распростерся перед нею лев, но тут же явился и не менее сильный тигр и тоже лег к ее ногам. И сказала им Дурга, что они оба равновелики по своей мощи и ярости и равно преданы божественной воле, а поэтому в образе льва люди будут видеть и тигра, а в облике тигра – льва. И, утешив обоих, устремилась она на битву.

Появившийся перед нею Махишасура в страхе увидал, что в каждой руке разгневанной богини сверкают орудия убийства, которым нет равных на земле. И тогда он проник в тело темного буйвола, превратил и его в демона и заставил броситься на Дургу. Закипел ужасный бой, и всех ослепило сверканье оружия, стремительно вонзаемого в буйвола многими ее руками. Когти льва тоже рвали тело врага в кровавые клочья. Наконец тяжелая голова буйвола была отсечена неотвратимым ударом диска-чакры, и из его окровавленной шеи выскочил асура, пытаясь спастись бегством. Но не успел он даже коснуться земли, как его сразило огненное копье богини, и он навсегда простился с жизнью.

Так было побеждено великое зло, и все жители трех миров были избавлены от нападений низких демонов.

Самый радостный, самый светлый и самый щедрый праздник посвящают с тех пор люди при наступлении осени восхвалению великой богини. Пышно и богато наряжают они ее статуи, изготовленные с великой любовью лучшими мастерами земли. На дни этого праздника Дурга милостиво сходит с небес в земные пределы и каждому своему изображению уделяет частицу своего естества. И люди видят, как глаза статуй начинают излучать свет любви и прощения.

Все смертные стараются ублажить и отблагодарить великую богиню своими дарами и подношениями и радуют ее взор танцами, которые длятся непрерывно перед ее священными статуями. Десять дней и девять залегающих между ними ночей неустанно славят люди пресветлую Дургу, вознося ей хвалу за ее великие подвиги.

И боги, и люди знают, что каждую осень повторяется этот праздник, которому дали имя Наваратра – “Девять ночей” и Дасера – “Десять дней”. Повторяют его и весной, после снятия весеннего урожая, но все главные торжества разгораются только осенью. А по окончании десяти дней собираются все в процессии и несут статуи богини от ее храмов и алтарей к рекам. И реки, этот путь к небесам, принимают в свои волны прекрасную богиню и уносят ее в прибежище богов, в дом ее вечного супруга – в обитель Шивы.

Вот так этот праздник соединяет души земнорожденных и небожителей.

Океан грехов окружает человека, и они всегда стремятся найти лазейку и проникнуть в глубину души смертного. Кто из небожителей неустанно истребляет на земле невежество, ненависть, низменные страсти и зависть? Кто помогает праведнику одолеть страх смерти и достичь конца своего пути, избегнув греховных дел и побуждений? Это она, устрашающая всех и всеми прославляемая Махадэви Кали. Неусыпно наблюдает за каждым живущим, и неколебимо истребляет всякое зло в трех мирах Кали-разрушающая, Кали-кровеядущая, Кали - “Черная”.

Она вершит танец смерти, повергнув под ноги даже своего супруга. Ее черное тело украшено ожерельем из черепов и гирляндой из отрезанных человеческих рук, глаза горят красным огнем и высунутый изо рта язык жаждет крови. В таком своем образе она устрашает даже богов.

И кем бы ты ни был на земле, брахманом или неприкасаемым, господином или слугой, – не греши, всегда помни о неодолимой силе Кали и ублаготворяй ее молитвой и жертвами.

В те неоглядно далекие века, когда возникший из небытия Агни начинал лизать своими языками первожертвы, и сверкали эти семь его языков разными оттенками, был среди них и один черный, самый беспощадный. Отделившись от Агни, стал этот язык одним из воплощений Махадэви – богиней Кали, и с тех пор и доныне язык ее всегда протянут навстречу жертве, навстречу крови, которая питает ее и охлаждает ее внутренний жар.

Страшатся ее все земные существа и без жертвы не приближаются к ней и у домашних алтарей и в храмах. И жрецы, издревле служащие ей и знающие все ее желания, принимают из рук верующих эти жертвы – черных козлят и ягнят, петухов, а иногда и буйволов и отсекают им головы перед алтарями, орошая кровью землю и спеша смазать ею язык богини, чтобы утишить ее вечную жажду.

И в каждом селении, у каждого дома или под деревом ставят люди изображение Кали – черную ее фигуру, или черный столб, или черный камень, и приносят им в жертву кровь. Если же бедна семья настолько, что нет у них жертвенных тварей, то женщины надсекают кожу свою и брызгают на Кали каплями крови, прося ее отогнать злых духов, приносящих беду. Молящиеся верят, что насытившаяся жертвой богиня окажет милость и отторгнет от них болезни и неудачи, голод и смерть.

Стоя перед ее фигурами, с надеждой складывают они ладони перед грудью и всматриваются в черное лицо богини – озарятся ли ее глаза светом милосердия? Увидев в них отблеск доброты, уходят они от алтарей успокоенные и обрадованные, веря, что зло отступит от порогов их жилищ. Ведь она – Богиня-Мать, Амма – она охраняет, и надо быть покорными и любящими ее детьми, всеми силами избегая ее гнева.

Она – Махадэви, и даже боги почитают ее, любовно повторяя многие ее имена и всегда помнят, что она – это воплощение шакти, той великой энергии, что извечно существует во вселенной вне связи с временем или пространством. Шакти – это Женщина всех богов – не только Шивы, воплотившего в себе высшую энергию лингама, но и Брахмы, и Вишну и других. Она – это и богиня знания Сарасвати – для Брахмы, и Лакшми для Вишну, и Варуни для Варуны, и Индрани для Индры. И Парвати-Дурга-Кали – для Шивы.

А на земле все звери, люди и даже цветы безоговорочно подчиняются зову шакти и порождают потомство, зная, что без него их жизнь бесплодна. Во множестве имен превозносят люди Махадэви, веря, что миг оплодотворения, миг высшего слияния богов и богинь, а равно и всех земнорожденных, должен быть особо почитаем. И призывают милость Махадэви, произнося посвященные ей слова мантр и нанося на стены и полы жилищ и храмов и на землю перед входом дивные магические узоры, смысл которых знает богиня и откликается на все эти призывы.

Свою веру в силу Богини-матери люди называют Шактизмом – почитанием шакти. И нет, и не должно быть человека на земле, который не был бы в душе своей шактистом, приверженцем Шакти, даже если он и следует за словами проповедников самых разных вероисповеданий. Все знают, что каждый есть поклонник шакти, ибо жизнь должна быть возрождаема непрестанно, как бы смертные себя ни называли, и в каких бы земных пределах ни находились их пристанища. Гнев черной Кали неизбежно настигнет тех, кто не следует закону продления жизни, отклоняясь от него из-за своей многогрешности, из-за ухода с чистого пути праведных чувств и дел.

Потомство живущих – это радость богов и ублаготворение бессмертных питри, душ почивших предков. И если их живые потомки отказываются от порождения новых жизней, то беззащитных питри могут постичь горькие беды.

Так однажды некий Яяти подумал, что, отказавшись от послушания зову шакти, он обретет милость богов как дар за жизнь, проводимую только в молитвах. Он забыл о том, что шивалингам царит над всем живущим, и уходить в отшельничество можно лишь после исполнения всех земных дел, предписанных смертным, после завершения своего служения людям и после порождения потомства. И вот, бродя по лесу, где он проводил дни своего одиночества, он увидел глубокую яму, в которой висели, цепляясь за древесные корни, какие-то люди, не имеющие сил выбраться оттуда. И когда он, ощущая глубокую к ним жалость, спросил их о причине такой их беды, ответили они, что были ввергнуты сюда из-за того, что их внук по имени Яяти, отвратившись от всемирных законов, не захотел продлить их род и не имеет потомков, которые молитвами и принесением должных жертв могли бы подкрепить их существование на небесах.

Потрясенный Яяти вернулся в мир, обрел преданную жену, которая щедро одарила его детьми, а затем у них появились внуки и правнуки, и все они радовали великую шакти, что и принесло благоденствие и покой питри, ушедшим душам предков.

Так вознаграждается послушание законам Шивы и Махадэви.

Великая помогающая и карающая сила Богини-Матери рассеяна подобно зернам и воплощена во многие другие ее образы. Они неотделимы от всей жизни людей, от колыбели до кончины. Злаки, выращиваемые на полях, и плоды на деревьях созревают по ее милости; благодаря ей не пересыхают реки, пруды и колодцы; она отгоняет беды, голод и бесплодие – неизмерима ее поддержка всем живущим. Но воплощается она и в жестокие образы, подобные разгневанной Кали – это они насылают болезни, похищающие жизнь; засухи, сжигающие землю; нашествие на деревни диких зверей, пожирающих всё живое; полчища саранчи, которые люди не в силах отогнать от своих полей. И только смирением, принесением жертв и молитвами можно умилостивить этих карающих богинь и призвать на помощь охраняющих и добрых.

Всегда, каждый день и каждую ночь, каждый час и миг должны люди помнить о величайшей силе всевидящей Махадэви во всех ее воплощениях и выполнять ее заветы.

далее




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100