Русская литература от олдового Нестора до нестарых Олди
Курс из 40 лекций. Части 1 и 2 были прочитаны в 2018-2019 года в музее Марины Цветаевой (Москва) с трансляцией вебинарами. Часть 3 планируется в 2022 году.
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Возможно, название кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в доме-музее Марины
Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий.
Вот чего в этом курсе не будет, так это – равнодушного уважения к русской литературе.
Что же будет?
Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного
процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит
поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят,
почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой
Батыя…
Для кого этот курс?
Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК,
затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку
образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и
просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет
и до любого возраста.
Об авторе.
Александра Баркова (канд. филол. наук, в 2012–2017 гг – профессор и зав. каф. культурологии
Института УНИК) с 1990 года преподает мировую мифологию. Первый тираж ее книги
«Введение в мифологию» разошелся раньше, чем издательство успело начать рекламную
кампанию; презентация второго издания проходила на книжном фестивале на Красной
площади. Александра Леонидовна – не только ученый, но и писатель: автор поэмы в прозе по
мотивам кельтской мифологии и романов по миру Дж.Р.Р.Толкиена.
Что потом?
Этот курс лекций станет книгой. Даже двумя: аудиокнигой, которую записывает шведско-
российская компания Storytel, и бумажной книгой в серии "ЛекцииPRO" издательства «Рипол
Классик».
У слушателей этих лекций есть удивительная возможность стать участниками будущего
издания.
Часть I. Литература XI-XVIII веков
1. Начало древнерусской литературы.
Несостоятельность представлений о
дохристианской письменности на Руси, «Русских Ведах», «Влесовой
книге» и т.п.
Русская литература как единое целое.
Учительный характер русской литературы и его проявление в разные исторические
периоды. «Душеполезный» принцип отбора литературы на заре русской книжности.
«Повесть временных лет» как первое оригинальное произведение.
Проблема норманизма.
«Повесть временных лет» о различении славян, скандинавов и руси
как народа.
2. Становление стиля древнерусской литературы.
Фольклорные мотивы в «Повести временных лет» как средство возвеличивания героя.
Тема страдания в русской литературе; ее
истоки и трансформация. «Сказание о Борисе и Глебе».
«Поучение Владимира Мономаха», его
уникальность и причины этого.
Формирование прозопоэтического русского
стиля. Образцы прозопоэтического стиля от Нестора до Олди.
«Слово о полку Игореве» как единственный
сохранившийся образец древнерусской светской прозопоэзии.
3. «Слово о полку Игореве» и его мир.
Причины непопулярности «Слова» в Древней
Руси. Несостоятельность оценки памятника К.Марксом.
Культурная ситуация в эпоху двоеверия. Отсутствие
противопоставления язычества и христианства в «Слове».
Личность автора «Слова». Образ князей в
«Слове». Специфические особенности образов Олега и Всеслава: князь сильнее бога.
Страсть и любовь в «Слове»: Яр Тур
Всеволод и Ярославна.
Комментарий отдельных фрагментов памятника.
4. Произведения о татарском нашествии.
«Слово о погибели Русской земли» как
последний всплеск прозопоэзии перед
шестивековым перерывом. Вопрос о масштабе культурного урона
от ига.
«Повесть о разорении Рязани Батыем».
Соотношение фактов и вымысла в произведении; вопрос художественной
достоверности.
« Задонщина»:
причины и способ переработки «Слова о полку Игореве». Вопрос об авторстве в
средневековой культуре.
«Сказание о Мамаевом побоище»:
расхождения с историческими фактами и причины этого. Причины популярности
«Сказания» в противоположность «Слову» и « Задонщине».
5. Становление художественной литературы
Епифаний Премудрый:
неудавшаяся попытка возродить прозопоэтический стиль. Религиозное обоснование
«плетения словес». Художественные особенности «Жития Стефана Пермского».
Ермолай- Еразм,
христианское отношение к хлебу, крестьянству и крестьянской культуре.
«Правительница».
«Повесть о Петре и Февронии»:
о чем она написана, почему не была воспринята современниками. Восприятие
«Повести» в современном обществе. Контраст «Повести» с древнерусскими
художественными произведениями о любви (переводные сказания о Троянской войне).
6. Державные идеи в русской литературе
«Повесть о Дракуле» – амбивалентное
отношение автора к персонажу.
Культурная ситуация XVI века. Война «неполезным повестям» и
причины этого. Закрепление русского восприятия художественной литературы как
таковой. Великие минеи-четьи и их «тираж»; особенности средневекового мировоззрения.
Другие энциклопедии того времени.
«Домострой» как утопия.
Публицистика И.Пересветова.
Особенности понятия «кротость». Отношение к Византии и Махмеду II. Концепция «Москва – Третий Рим».
Переписка Грозного с Курбским, ее
восприятие в разные времена
7. Вторжение жизни в литературу
Язык Грозного в переписке с Курбским.
Причины появления вульгаризмов.
Плутовские повести XVII века.
Раскол, его причины. «Житие протопопа Аввакума, им самим
написанное» как знак разрушения ценностей древнерусской культуры. Язык «Жития»,
дополнительная дистрибуция церковно-славянского и разговорного. «Житие» как
памятник эпохи.
8. «Поэтом
можешь ты не быть…»
Появление виршевой поэзии. Влияние
монашества на русскую концепцию роли поэта и поэзии в обществе.
Барочные представления о личности поэта,
их преломление в русской культуре.
Личность Симеона
Полоцкого. Сильвестр (Медведев) и его восприятие в советской культуре.
Поэзия при Петре Первом, причины борьбы
с « латинствующими».
9. Литература и власть
Ломоносов, его реформа стихосложения.
Ломоносов как одописец; «Ода на день
восшестия… 1747 года» и «Письмо о пользе стекла» как
политический ход. Отличие «теории трех штилей» от «Поэтики» Буало.
Ломоносов как лирик; «Размышления о Божьем величестве» и их судьба в советской
культуре.
Новиков: в чем его истинные и мнимые
заслуги? Современная оценка его журнальной полемики с Екатериной.
Радищев: причины литературного,
политического и личностного краха «Путешествия из Петербурга в Москву».
А.Пушкин о Радищеве.
10. Предтечи «золотого века»
Державин: завершение формирования
русского поэтического языка; «забавный русский слог». Особенности обращения с
античной традицией.
Карамзин: язык «Писем русского
путешественника»; завершение формирования русского литературного языка.
Сентиментализм как поиск человеческой личности; «Бедная Лиза» и полемика с ней
в русской литературе XIX века. «История
государства Российского» как последняя русская летопись.
Стоимость курса вебинаров:
2500 рублей (полный), 2000 рублей (льготный). Принадлежите ли Вы к льготной категории - каждый решает сам.
Стоимость отдельной лекции: 300 рублей.
Как оплатить: написать автору на адрес alwdis@yandex.ru
Возможна ли оплата не в рублях? - да.
11. «Смех страшит»
Как и почему «Недоросль» Фонвизина вновь стал актуальна? Положение педагога в современном обществе. Вечный образ г-жи Простаковой; почему ее пороки не связаны с крепостничеством? Белинский о силе и слабости комедии Фонвизина.
Споры о литературном языке в начале XIX века. Шишковисты и карамзинисты.
Грибоедов в полемике о языке; особенности образа Фамусова. Полемика с «Бедной Лизой» Карамзина. Учит ли чему-нибудь образ Чацкого, и если да, то чему? Актуальность образа Репетилова.
Басни Крылова в свете проблемы языка. Современное прочтение басен.
12. Пушкин, ч. 1
Русский романтизм. Жуковский от «Людмилы» к «Светлане».
«Кавказский пленник». Проблема свободы личности в поэме, ее актуальность. Попытки Пушкина создать этнографический колорит, масштаб неудачи; образ Черкешенки с точки зрения менталитета Кавказа. «Кавказские пленники» (и «пленницы») в русской культуре.
«Цыганы». Сочетание психологии и этнографии. Проблема «страстей и чувств».
«Евгений Онегин» и его мир. Значение имени героя; изначальный замысел романа.
Ю.М. Лотман о культуре пушкинской поры: отношение дворянина к службе и деньгам, «солнце для черни», бал и дуэль. Корреляции с современным обществом.
13. Пушкин, ч. 2
«Татьяна, русская душою»: русский и французский тип поведения женщины.
Почему «Медный Всадник» – не произведение о «маленьком человеке»? «Моя родословная»; проблема боярских родов в послепетровской России.
«Борис Годунов» Пушкина vs «Борис Годунов» Мусоргского: произведения на противоположную тему. Почему востребована опера, но не трагедия? Кто, по мнению Пушкина, «силен мнением народным»? Что означает финальная ремарка?
Тема «любви к Пушкину» в «Заповеднике» Довлатова.
14. Лермонтов
Причины негативного восприятия Лермонтова в XIX веке. Лермонтов как выразитель менталитета юношества. Мережковский о Лермонтове; востребованность Серебряным веком.
Смерть Поэта как перфоманс.
Сюжетность пейзажной лирики.
«Демон» как центральное произведение. Отношение к поэме в разные периоды. Отсутствие в Демоне дьявольского начала. Притягательность демонизма для «взрослых подростков».
Особенности композиции «Героя нашего времени».
15. Гоголь
Художественный мир «русского фэнтези» в противоположность западному. Гоголь как основоположник русского фэнтези.
Набоков о художественной парадигме «Петербургских повестей».
«Ревизор» как уникальное произведение мировой драматургии. Сценические, внесценические и «призрачные» персонажи. Причины создания сложнейшей системы персонажей.
Гоголевская деталь.
Реальность и ее трансформация в «Мертвых душах».
16. Неизвестный Виссарион.
«Литературные мечтания»: неприятие эссе в советской критике и причины этого. Белинский о роли Екатерины Второй для русской культуры.
Белинский о нравственности и таланте. Белинский о вреде партийности для литературы. Белинский о «литературном низкопоклонстве».
Статья «О русской повести» применительно к русской культуре ХХ века.
17. Негромкая поэзия
Тютчев и Фет как поэты, надолго опередившие свое время. Их влияние на Серебряный век; система их ценностей в контексте современного антистресса.
Тютчев: превалирование тишины над звуком, ночи над днем, интуиции над разумом. «Умом Россию не понять». Стихийный русский буддизм, Тютчев как его первый представитель.
Фет в сравнении и противопоставлении Тютчеву. Солнечность Фета, способность рассматривать Солнце.
18. Дворянин не у дел
Общность героев (при противоположности оценок) Тургенева, Гончарова, Достоевского. Бездействующий герой как основной персонаж русской классики. Причины неприятия его современным читателем.
Тургенев как представитель прозопоэтического стиля. Особенности сюжета «Накануне».
«Дворянское гнездо» как ответ «Бедной Лизе». Восприятие образа Лаврецкого в советской критике.
Гончаров: «Обломов» как национальный символ. Отношение к труду у различных героев романа.
«Обыкновенная история» как роман читается в юности и в зрелости.
19. Русский надрыв
«Nadryv» как непереводимое русское слово. Причины популярности Достоевского за рубежом.
Эволюция восприятия Достоевского в разные периоды ХХ века.
Абсолютизация страдания Достоевским. В чем безнравственность образа Настасьи Филипповны?
Страх Достоевского перед мыслящим человеком.
«Преступление и наказание» в сравнении с «Воскресением». Как Достоевский снимает ответственность с героев.
Ап.Григорьев как выразитель надрыва в поэзии. «Цыганская венгерка» как знаковая русская песня.
20. Русский дух (ч.1)
Островский: ложные хэппи-энды его пьес. «Лес». Игра с античными образами в «Правда хорошо, а счастье лучше».
«Таланты и поклонники» vs «Бесприданница»: почему в одном случае стать любовницей хорошо, а в другом – плохо?
«Гроза» и «Снегурочка»: что общего между Кабанихой и Берендеем?
21. Русский дух (ч.2)
Некрасов: поэт как жертва гражданину. «Мороз, Красный нос» как высшая точка поэтического творчества. Народные образы поэмы. Труд как спасение.
«Русские женщины»: почему поэма посвящена не декабристам, а их женам? Тема мученичества.
А.К.Толстой «Царь Федор Иоанович»: проблема доброго правителя. А.К. Толстой в состязании с Пушкиным.
22. Лев Толстой
Почему современный читатель не любит Толстого? Ленин о противопоставлении мыслителя и художника.
«Диалектика души». Проблема понимания.
Образ солдата в ущерб образу офицера. Трансформация идей Толстого в советской военной прозе.
«Анна Каренина» как самое популярное на Западе русское произведение. Причины этого. Чем роман отличается ото всех постановок и экранизаций?
23. Доктор Чехов.
От юмориста к сатирику и психологу.
«Дама с собачкой»: особенности адюльтера по-чеховски; разрушение формальных представлений о нравственном. Адюльтер в «Трех сестрах».
«Чайка» как поединок Золотого и Серебряного века. Черта модерна в сюжете. «Чайка» и «Гамлет».
«Вишневый сад» как символ конца Золотого века русской литературы.
Стоимость курса вебинаров:
3600 рублей (полный), 2600 рублей (льготный). Принадлежите ли Вы к льготной категории - каждый решает сам.
Стоимость отдельной лекции: 300 рублей.
Как оплатить: написать автору на адрес alwdis@yandex.ru
Возможна ли оплата не в рублях? - да.
План третьей части будет выложен позже.
|