"ГИЛЬГАМЕШ" ("Эпос о Гильгамеше", "О всё видавшем") - литературные памятники шумерской и аккадской цивилизаций. Это название объединяет несколько совершенно разных памятников: разрозненные сказания шумеров середины III тысячелетия о н.э. и стройную по замыслу и композиции аккадскую (вавилонскую) поэму середины II тысячелетия до н.э. Несмотря на то, что сюжетные линии шумерского цикла и аккадской поэмы пересекаются, трактовка образов героев решительно различается.
Исторический Бильгамес был царем шумерского города Урука в конце XXVII - начале XXVI в. до н.э. Сохранилась историческая песня о его борьбе с правителем Киша Аггой, где царь Урука лишен каких бы то ни было сверхъестественных качеств. Впоследствии вокруг имени обожествленного царя группировались сюжеты, уходившие корнями в догосударственный эпос. Так появились сказания "Жрец к Горе Бессмертного", "Гильгамеш и небесный бык", "Гильгамеш и дерево хулуппу", "Энкиду и подземное царство". Эти сказания не составляли последовательно изложенной биографии героев, существуя по отдельности.
Наиболее хорошо изучено сказание "Жрец к Горе Бессмертного", повествующее о походе за священными кедрами, которые охранял исполин Хувава. Однако добыча кедров для Гильгамеша - повод, но не цель подвига: он стремится достичь славы, пусть даже и ценой жизни. Смерти он не боится, ибо знает, что она все равно настигнет его, как и всех.
В поход с Гильгамешем отправляются пятьдесят юношей и его волшебный помощник Энкиду. Бог солнца Уту дает Гильгамешу семь талисманов, с помощью которых герой одолевает семь гор; у Хувавы есть семь помощников-лучей, каждый из которых теряет силу, когда срубают кедр. Когда Хувава остается в одиночестве, его убивает Энкиду - это отголосок мотива шаманского мифа, где спустившийся в преисподнюю герой на может действовать сам, а посылает на решающий бой своего двойника - магического заместителя.
За убийство Хувавы на Гильгамеша и Энкиду обрушивается гнев верховного бога Энлиля (в других вариантах - богини Иштар или Инанны).
Особую роль в культуре древнего Двуречья играло сказание о пребывании Энкиду в преисподней. Оно без изменений было добавлено к аккадской поэме о Гильгамеше, нарушая тем самым ее не только идейную, но и сюжетную структуру. Последнее произошло потому, что сведения о потустороннем мире, изложенные в этом мифе, представлялись чрезвычайно важными.
Сказание состоит из двух частей. Первая - "Гильгамеш и дерево хулуппу" представляет собой воплощение традиционного для архаической эпики мотива враждебности людям героя - победителя чудовищ. Когда в чудесном дереве хулуппу поселяются злые духи, Гильгамеш их изгоняет, делает из дерева трон для Инанны, а из остатков - волшебный барабан и палочки, под звук которых весь народ Урука начинает до изнеможения плясать (аналог русских гуслей-самогудов). Наконец, по мольбе людей барабан и палочки проваливаются в преисподнюю, и Гильгамеш посылает Энкиду их достать.
Однако Энкиду пренебрегает советами Гильгамеша, как вести себя в преисподней, и оказывается лишенным возможности вернуться в мир живых (мотив ложного героя или заместительной жертвы, в роли которой часто оказывается спутник героя; ср. греческого Патрокла, индийского Лакшману и др.). Гильгамеш вызывает тень Энкиду, и та сообщает, какие шесть видов загробной жизни уготованы людям в зависимости от их поступков.
Основными чертами шумерского Гильгамеша является стремление к славе и презрение к смерти, неукротимый нрав, доводящий до вражды со своим народом, богоборческие мотивы; шумерский Гильгамеш действует не столько сам, сколько посредством волшебных помощников, в первую очередь Энкиду. Все эти черты характерны для архаической эпики в целом.
Подобно тому, как Гомер обрабатывал разрозненные мифы о Троянской войне, так и Син-лике-уннинни создал из эпоса эпическую поэму "О все видавшем", подчиненную единому замыслу: показать тщетность человеческих усилий обрести бессмертие. Характеры героев даны автором в развитии: Гильгамеш сначала опьяненный своей силой правитель, притесняющий народ, затем могучий воин и справедливый царь, а после смерти Энкиду, своего побратима, - доведенный до отчаяния смертью друга и трепещущий перед ее роковой неизбежностью человек, готовый на всё ради обретения бессмертия. Энкиду, получеловек-полуживотное, порожденный богиней земли как соперник Гильгамешу, после соединения с женщиной лишается своей звериной сущности (общий для Ближнего Востока миф об окультуривании женщиной мужчины). Его соперничество с Гильгамешем перерастает в крепкую дружбу (а не служение, как в шумерском эпосе); когда же из-за гнева богов Энкиду умирает, то перед смертью его терзают противоречивые чувства. Этот психологизм - черта уже не эпическая, а литературная.
Если сюжетная линия первой половины аккадского "Гильгамеша" известна по шумерским сказаниям - это поход за кедрами к Хумбабе (его шумерский аналог Хувава) и бой с небесным быком, то вторая половина, описывающая события после смерти Энкиду, таких параллелей не имеет. Желание обрести бессмертие заставляет Гильгамеша покинуть пределы мира людей и, пройдя ряд испытаний, добраться до Ут-Напиштима - единственного человека, пережившего всемирный потоп. Рассказ о потопе был в шумерском эпосе отдельным произведением, никак не связанным с "Гильгамешем". Син-лике-уннинни включил его в свою поэму как ярчайшее доказательство бессилия людей перед волей богов. Ут-Напиштим говорит Гильгамешу о тщетности его поисков, но Гильгамеш непреклонен и ему трижды дается возможность обрести бессмертие или вечную молодость, которую он трижды упускает. Этим и заканчивается поэма Син-лике-уннинни.
Насколько различны шумерский и аккадский герои можно судить по тому, что один действует, не раздумывая, другой больше мыслит и чувствует. Первый презирает всё, кроме славы, второй страшится смерти. Один - герой архаического эпоса - всегда побеждает, другой - литературный герой - в итоге терпит поражение.
Современному читателю эти произведения стали известны благодаря трудам С.Н.Крамера; перевод и издание аккадского "Гильгамеша" был осуществлен И.М.Дьяконовым.

Литература:
Дьяконов И. М. Эпос о Гильгамеше // Эпос о Гильгамеше. М.;Л., 1961.
Дьяконов И.М. "О все видавшем" со слов Син-лике-уннинни, заклинателя // Я открою тебе сокровенное слово: Литература Вавилонии и Ассирии. М., 1981.
Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1965.


Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

А.Л. Баркова (c) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

39 Играть в игры на новый год .