Мифология. Авторская программа




Лекция 8. Римская мифология и религия

Трудность выявления собственно римской мифологии из-под слоя греческих напластований и религиозных трансформаций.

Малые божества. Следы тотемических верований и культа животных. Мифологические образы волка и собаки: италийские племена, возводящие свой род к волку; поверье о превращении людей в волков; волчица, вскормившая Ромула и Рема, как прародительница Луперка; сохраняющий следы инициации ритуал Луперкалии; культ звезды Сириус (Каникула — от canis, “собака”) в созвездии Большого Пса — жертвоприношения ему рыжих собак, дабы Сириус (“Сияющий”) не наслал губящую посевы жару; Небесный Пес в сопоставлении с греч. Кербером. Культ козла как символа плодородия: козел как тотем, как ипостась бога природы Фавна, жертвоприношения козла в Луперкалиях; отождествление козла и волка как италийских ипостасей Бога Земли.

Лары: божества дома, хранители местности, духи перекрестков. Домашние лары, их связь с культом предков, отождествление множеств ларов с одним Ларом (ср. русск. домового и его связь с предками); место их культа — очаг; забота о благополучии фамилии и кара нарушителей. Жертвоприношения ларам, в частности, как знак принятия в общину. Лары священных рощ и жертвоприношения им, отождествление ларов рощ с героями. Лары перекрестков (компитальные), отголоски человеческих жертвоприношений им, их связь с богами смерти, Термином — богом границ, Гекатой. Обычай качаться на качелях в праздник компитальных ларов, связь качелей с символикой плодородия.

Духи мертвых. Противопоставление манов и ларов как общемифологическое различение “своих” покойных предков и неупокоенных мертвецов. Отождествление манов с семейными богами, ларами; их культ. “Фасты” Овидия о домашних ритуалах.

Земледельческие боги римлян. Воnа Dеа (Добрая Богиня) как возможная преемница образа Богини-Матери: ее анонимность, ночное отправление культа, позднейшее отождествление с “матерью леса” Феронией и с Гекатой. Воnа Dеа как вселенское божество в религии II в. Веста: проявление общемирового культа “хозяйки очага”, матери-огня. Очаг в первом зале дома как воплощение священной силы, охраняющей семью. Государственный культ Весты: представление о том, что царскую силу правителю дает Веста, его отражение в обычае весталок посещать царя в Новый год; ритуальное добывание священного огня трением. Девственность весталок как отражение девственности Весты, происходящей от образа Богини-Матери, не имевшей супруга. Церера как богиня не только плодородия, но и преисподней; казни преступников как жертвоприношения Церере, ее отождествление с богиней безумия Манией. Фавн как бог природы, покровитель стад и полей, его связь с культом волка и козла, позднейшее отождествление с патроном Луперкалий Луперком, а также с Сильваном. Близость культов Сильвана и Геракла, почитание Геракла наряду с богами местности; образ Геракла в учении киников.

Верховные боги римлян. Янус (“Сообщающий ход”) как бог начала, и, в частности, начала мира; творец мира. Двуликость Януса как выражение его власти над прошлым и будущим. Янус как антропоморфное выражение мировой оси. Связь Януса с ключами (как символическими, так и физическими), отпирание дверей храма Януса во время войны и их запирание с наступлением мира. Сатурн как культурный герой, правитель “золотого века”. Юпитер, его индоевропейские аналоги; связь с грозой, воинской силой, царской властью. Культ Юпитера Всеблагого Величайшего в войсках. Марс как трансформированный Бог Земли: изначальный хтонический и аграрный характер Марса, его связь с богами земледелия и отождествление с Сильваном; Марс как бог-волк и предводитель волков, посвящение ему обряда люстрации (очищения от скверны) имения. Трансформация Марса в бога исключительно войны. Квирин как бог народного собрания, его отождествление с Янусом. Ж. Дюмезиль о триаде Юпитер—Марс—Квирин как воплощении трех социальных функций индоевропейского общества (царско-жреческой, военной и земледельческой).

Римская обрядность. Авгурии и ауспиции (гадания по полету птиц), их противопоставление: авгурии имеют общегосударственное значение и действительны на долгий срок, ауспиции касаются частных лиц и частных моментов, действительны на один день. Инаугурация царей. Обряд люстрации (очищения) имения, военных трофеев и т.д. Эвокацио — призыв к богам враждебного города покинуть его и перейти в Рим. Девоцио — обречение воином себя и вражеского войска в жертву подземным богам.

Цицерон о религии. Религия как один из государственных институтов; добропорядочный гражданин обязан соблюдать ее предписания, а вопрос веры — личное дело человека, религии не касающееся (в уста верховного жреца государства вложено фактическое принятие атеизма; Цицерон, сам бывший авгуром, высмеивает различные формы гадания).

Религиозное мировоззрение эпохи Августа. Представление о наступлении нового “золотого века”, возвращение к “традициям предков”. Возрождение старых культов при Августе в соединении с культом его гения (божества-покровителя). Развитие императорского культа (не столько сверху, сколько снизу, из народа). Август как живой бог. “Энеида” Вергилия” как художественное выражение мировоззрения эпохи Августа: непосредственная преемственность начала и вершины римской истории, “экскурсы в будущее”. “Римский миф” — вера в богоизбранность Рима, сужденное ему величие.

Верования римлян при Империи. Формализация императорского культа. Проникновение в Рим восточных богов (преимущественно через греческое посредство). Переход религии с общего плана в индивидуальный.

Римские мистерии как воплощение индивидуального стремления к богу, забота о собственном посмертном бытии. Мистерии умирающих и воскресающих богов (Диониса, Митры, Аттиса и др.). Психологическая подготовка принятия христианства.

 

Литература

* Вергилий. Энеида. М.-Л., 1933.

* Плутарх. Ромул. Нума // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961.

Штаерман Е. М. Социальные основы религии древнего Рима. М., 1987.

 

Семинар
Ромул и Нума как ипостаси культурного героя. “Энеида”: Вергилий в состязании с Гомером.




Лекция 1.
Мифологическое мышление

Лекция 2.
Шаманский миф и его герой

Лекция 3.
Эпос и мифология

Лекция 4.
Египетская мифология

Лекция 5.
Египетская мифология (окончание)

Лекция 6.
Боги древней Греции

Лекция 7.
Историческая трансформация древнегреческой героики

Лекция 8.
Римская мифология и религия

Лекция 9.
Скандинавские боги.
Творение мира

Лекция 10.
Скандинавские боги.
Гибель мира

Лекция 11.
Скандинавский эпос

Лекция 12.
Древнейшие верования славян

Лекция 13.
Боги древних славян

Лекция 14.
Былины: стадиальная типология образов

Лекция 15.
Протоиндийская цивилизация Хараппы

Лекция 16.
Ведическая мифология и религия

Лекция 17.
Индуизм

Лекция 18.
Индийский эпос



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


А.Л. Баркова (c) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012