Мифология. Авторская программа


Лекция 13. Боги древних славян

Бог подземных вод Ящер. Изображение в женском уборе двуглавого Ящера — поглотителя солнца; следы человеческих жертвоприношений Ящеру в детских играх. “Болотные городища” — святилища Ящера; особенности его культа. Связь Ящера с заложными покойниками. Типологические параллели к образу Ящера в мировой мифологии. Б.А.Рыбаков об отражении культа Ящера в былине о Садко и новгородских летописях. Капище Перынь и культ Ящера.

Род и рожаницы. Дискуссия о сущности Рода: от домового до верховного бога. Б.А.Рыбаков о Роде как языческом аналоге Саваофа в поучениях против язычества, как о небесном боге, посылающем дождь и грозу, предшественнике Перуна. Сварог (“небесный”) и Стрибог (“Бог-отец”) как аналоги или эпитеты Рода.

Рожаницы: общемифологическая дуальность женских божеств-охранительниц. Рожаницы и оленихи. Слияние рожаничного культа с богородичным. “Трапезы Роду и рожаницам” как праздник урожая. Изображение рожаницы в русской вышивке и кружеве.

Славянские богини. Пара Лада и Леля в сопоставлении с божественными оленихами и рожаницами. Лада и Леля в сопоставлении с Фригг и Фрейей, Герой и Гебой: богиня-мать покровительствует замужним женщинам, богиня-дочь — девушкам. Общеславянский и балтийский культ Лады. Имя Лады в свадебной терминологии и детских играх, изображающих земледельческие работы и свадьбу. Имя Лели в понятиях, связанных с младенчеством и девичеством; девичий “ляльник”.

Различные трактовки образа Макоши—Мокоши: “мать урожая”, богиня плодородия — или богиня родников, покровительница ткачества. Макошь как богиня женских рукоделий. Празднование двенадцати пятниц в ее честь. Макошь как богиня судьбы.

Морена—Марена—Мара как наследница образа Богини-Матери. Индоевропейский корень Mr/Nr в ее имени. Морена как богиня смерти в масленичном ритуале и в былине “Добрыня и Маринка”. Морена—Марья Моревна как воплощение жизненных сил земли. Реконструкция мифа о браке Морены и Купалы на летнее солнцестояние.

Боги иранского происхождения. Дажьбог — “бог жары”, воплощение солнечного света, покровитель времени полевых работ. Ритуальные изображения Дажьбога как покровителя посевов. В “Слове о полку Игореве” Дажьбог — покровитель (прародитель?) русского народа. Соответствие Дажьбог—Христос в эпоху двоеверия.

Хорс — “солнце, круг” — подчиненный богу света бог солнечного диска. Отражение культа солнца в масленичной обрядности.

Спутник богов света и плодородия Семаргл — крылатый пес. Семаргл как охранитель посевов.

Велес: эволюция образа. Индоевропейский корень “vel/vr” со значением “мертвый”; этот корень в словах, означающих власть, поэзию, мудрость. Велес как Бог Земли, владыка преисподней, хранитель жизненных благ: от бога-медведя к “скотьему богу”, охранителю домашних животных, в земледельческую эпоху — покровителю осенних полевых работ, а также богу богатства и торговли. В “Слове о полку Игореве” Велес — бог певцов. Родственное имени Велеса понятие “волхв”. Велес/Волос и волосатость: связь с животными, завивание последних осенних колосьев “Велесу на бородку”. Замена Велеса св. Николой.

Боги-воины. Ярило — воинственный бог весны. Земледельческая и военная атрибутика Ярилы. Амбивалентность бога: покровитель скота и “волчий пастырь”. Объединение образов Ярилы и св. Георгия и религиозные реформы Ярослава Мудрого (в крещении Юрия).

Перун как индоевропейский бог грозы. Узость распространения культа. Атрибутика Перуна (дуб, бык, молот и т. д.). “Основной индоевропейский миф”: сторонники и противники гипотезы о бое Перуна с Велесом. Перун и Кий; змееборчество кузнецов.

Збручский идол: отражение славянского пантеона. Расшифровка Б. А. Рыбаковым изображений на идоле.

Языческий пантеон Владимира. “Повесть временных лет” о богах Владимирова пантеона. Принцип отбора богов (триада Стрибог—Дажьбог—Макошь как бог-отец, бог-сын и богиня-мать: языческое соответствие христианским образам); Перун как воплощение военной мощи Руси — во главе пантеона. Насильственное введение культа Перуна в Новгороде.

Русское двоеверие XI-XII вв. — постепенное вытеснение христианством языческих богов с переносом на христианских святых черт язычества. Мифология в “Слове о полку Игореве”.

 

Литература

Баркова А. Л. Верования древних славян // Энциклопедия для детей: Религии мира. Т. I. М., 1996.

Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.

Иванов В.В., Топоров В.Н. Мокошь // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.II. М., 1992. С. 169.

Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология // Там же. С. 450-456.

Рыбаков Б.А. Указ. сочинения.

Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982.




Лекция 1.
Мифологическое мышление

Лекция 2.
Шаманский миф и его герой

Лекция 3.
Эпос и мифология

Лекция 4.
Египетская мифология

Лекция 5.
Египетская мифология (окончание)

Лекция 6.
Боги древней Греции

Лекция 7.
Историческая трансформация древнегреческой героики

Лекция 8.
Римская мифология и религия

Лекция 9.
Скандинавские боги.
Творение мира

Лекция 10.
Скандинавские боги.
Гибель мира

Лекция 11.
Скандинавский эпос

Лекция 12.
Древнейшие верования славян

Лекция 13.
Боги древних славян

Лекция 14.
Былины: стадиальная типология образов

Лекция 15.
Протоиндийская цивилизация Хараппы

Лекция 16.
Ведическая мифология и религия

Лекция 17.
Индуизм

Лекция 18.
Индийский эпос



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


А.Л. Баркова (c) 1993-2011
Миф.Ру (с) 2005-2011