А.Л. Баркова
Жизнь как произведение искусства: японские куртизанки
Статья опубликована в журнал РАН "Человек", 2012, №3
Сейчас, когда японская культура становится всё более
популярна в широких массах, многие молодые женщины пытаются воплотить образ
идеальной японки – так, как они его понимают. Подавляющее большинство этих
попыток сводится к шелковому халатику и обилию «шпилек» в прическе (в роли
шпилек часто выступают одноразовые палочки для еды). Этот костюм называют
«гейшей» – словом, которое в массовом сознании означает жрицу любви. Нынешний
Интернет пестрит подобными фотографиями.
Нет необходимости говорить о том, насколько далеки эти
«гейши» не только от настоящих гейш, но и от японской культуры вообще. Однако
эти наивные представления о Японии в высшей степени показательны и
непосредственно относятся к теме данной статьи, поскольку отчетливо
свидетельствуют, что идеальная японка с точки зрения европейца – это жрица
любви. Именно эту профессию ошибочно именуют «гейшей» 1,
именно для жриц любви высших рангов было обязательно обилие шпилек в прическе.
Итак, никто иная как куртизанка – юдзё – воплощает образ идеальной японки. И в этом уникальная
особенность японской культуры. Не надо думать, что популярность образа юдзё в
европейском восприятии обусловлена обилием гравюр с этими дамами; причины лежат
гораздо глубже. Чтобы понять, каким образом женщины, основа деятельности
которых – продажный секс, превратились в эстетический идеал, нам придется
сделать значительное отступление.
1Профессия гейш (букв.
«человек искусства») возникла как ответвление от куртизанок в
середине XVIII века именно под девизом «Мы продаем
не тело, а искусство». Разумеется, это не мешало отдельным гейшам подрабатывать
и сексуальными услугами (в частности, это касалось гейш, работавших на японских
курортах – горячих источниках; см. Дэлби Л. Гейша. М., 2008), но подобный
приработок всегда был нелегальным.
Страницы 1 2 3 4 5
|