“АЛПАМЫШ” – среднеазиатский героический эпос. Сложился в XIV—XVII веках. Близок к так называемой “богатырской сказке”. Сказания об Алпамыше широко бытуют у узбеков, казахов и каракалпаков; различные версии встречаются у башкир, татар, алтайцев и других народов. Наиболее известный вариант – узбекский “Алпамыш” – представляет собой контаминацию поэтического текста с прозаическими комментариями, что характерно для среднеазиатского эпоса в целом.

В основе “Алпамыша” не исторические предания, а архаические сюжеты и образы, только обрамленные реалиями войн с калмыками. Это традиционные для эпоса мотивы рождения героя у старых бездетных родителей, сватовства к богатырке, состязания с чудовищами – ее женихами, подмены жениха его другом во время брачных испытаний (ср. Зигфрид и Гунтер у Брунхильд в “Песни о Нибелунгах”).

Сюжет второй части “Алпамыша” настолько сходен с “Одиссеей”, что это позволило В.М.Жирмунскому предположить общий источник (хотя не исключено чисто типологическое сходство): когда Алпамыш уезжает сражаться в страну калмыков, где едва ни гибнет и спасается только благодаря помощи их царевны, то сын рабыни захватывает его страну и его жену; вернувшийся Алпамыш неузнанным прибывает на свадебный пир и побеждает всех в состязаниях, натянув свой собственный лук.

Сохранность древнейших эпических мотивов делает “Алпамыш” драгоценным источником сведений о раннем этапе формирования эпоса как жанра.

Лит.: Жирмунский В.М. Народный героический эпос: Сравнительно-исторические очерки. М.;Л., 1962.

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Индия

Античность

Средиземно- морье

Сибирь, Африка, Америка

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

А.Л. Баркова (c) 1993-2010
Миф.Ру (с) 2005-2010