“ГЕСЭР” (“Гесэриада”) - героический эпос тибетцев, монголов и бурят. “Илиадой” Центральной Азии назвал его Ю.Н.Рерих.

Ни одна версия исторического прототипа героя не может считаться безусловно доказанной (в число претендентов вошли тибетский князь Госыло, Чингиз, Александр Македонский, а этимология тибетского имени героя Кесар, по одной из версий, возводится к титулу “цезарь”). Важно отметить, что тибетская биография Гесэра (Гесера, Гэсэра) вобрала в себя многие местные легенды о родоначальниках - детях священных гор, супругах богинь, победителях чудовищ. Не исключается также влияние на “Гесэриаду” перевода “Рамаяны”, так как многие черты биографии героев совпадают (впрочем, это может быть и типологическое сходство).

Время формирования тибетского эпоса - XIII-XV века. Затем, с распространением ламаизма на север, эпос попал к монголам и бурятам, где подвергся “вторичной архаизации”. Гесэр превратился в сына верховного бога Хурмаса (Хормусты), переродившегося на земле, чтобы одолеть чудовищ, которые возникли из кусков тела сброшенного на землю Атай Улана. Детство Гесэра, как и большинства эпических героев, проходит в бедности. Пройдя инициацию на вершине мировой горы и получив от Хурмаса оружие и доспехи. Гесэр завоевывает руку красавицы Другмо (по-бурятски: Урмай), победив в свадебном испытании своего злого дядю (традиционный эпический мотив вражды дяди и племянника).

Если в тибетской “Гесэриаде” главный подвиг героя - война с хоринскими ханами, то в монгольской и бурятской версиях эта тема отходит на задний план, уступая место сражениям богатыря с чудовищами. Многие из этих поединков Гесэр выигрывает лишь благодаря волшебным предметам, дарителем которых часто выступает прародительница богов и демонов Манзан Гурмэ. Некоторые подвиги Гесэра имеют инициатический характер, например, его проглатывает исполинский тигр и герой рассекает его изнутри. Примечательна также история временного поражения Гесэра, которого враг превращает в осла (в монгольском эпосе героя спасает жена врага, в бурятском — жена самого Гесэра, похищенная чудищем).

О Гесэре говорят как об “искоренителе десяти зол в десяти странах света”. В народном сознании монголов Гесэр перестал быть просто эпическим героем, превратившись в одного из божеств-защитников и получив свою ламаистскую иконографию. Новое звучание сказаний о Гесэре приобрело в начале XX века на фоне ожидания прихода воителя из легендарной Шамбалы, который должен был уничтожить зло. В настоящее время сцены из “Гесэриады” разыгрываются во время праздников.

Лит.: Дамдинсурен Ц. Исторические корни “Гесэриады”. М., 1957; Козин С.А. Гесериада. М., 1935; Козин С.А. Эпос монгольских народов. М., 1938; Рерих Ю.Н. The epic of King Kesar of Ling // Рерих Ю.Н. Избранные труды. М., 1967.

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Индия

Античность

Средиземно- морье

Сибирь, Африка, Америка

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

А.Л. Баркова (c) 1993-2010
Миф.Ру (с) 2005-2010