На главную страницу "Форменоса" На главную страницу
портал "Миф" К оглавлению "Эанариона"

Яростный Огонь, Тайный Пламень Мира,
Кто древней тебя? кто тебе создатель?
В безднах клокоча, из себя исторг ты
То, что называть стали Тьмой и Светом.

Ты творишь миры, сам собою движим,
Ты же рушишь их, чтоб творить их снова.
Жизнь твоя – борьба и преодоленье:
Самоё себя пожирает Пламень.

Тьма, и Свет, и Мрак – в вечной пляске жизни,
Нет покоя в ней, есть лишь становленье.
Лишь в движенье – жизнь, лишь в развитье – счастье,
Благостный покой – это участь мертвых.

Пусть сурова жизнь, пусть полна страданий,
Но с огнем в душе, с твердой волей в сердце
Вынести их все сможет сильный духом,
Чтобы одержать истинно победу:

Пусть погибнет он, но деяний слава
Пламенем зажжет вновь сердца людские –
И сойдутся вновь Силы в схватке вечной,
Той борьбой творя новый Облик Мира.

В Форменосе называли его Эанар, на синдарском наречии его имя – Нордолен, Тайный Пламень. Всё, что ни есть в Эа, Мире Сущем, – его проявления, но и то, что таится за пределами сущего, – также Он. Он един в двух своих ипостасях – воплощенной (это и есть Эа и всё, что в нем, из чего Арда – лишь малая часть) и невоплощенной, пребывающей вне Эа (и никто в Мире Явленном не может постичь существования невоплощенного Огня). Он дал жизнь всему, что живет, ибо жив сам, однако бытие Его – иное, нежели у его воплощений, ибо они связаны местом и временем, а Он – нет. И поскольку Эанар – не застывший, но живой, то ему присущи три формы бытия: непроявленное, проявленное и исчерпавшее себя – Ломэ, Тьма, и Лайрэ, Свет, и Улайрэ, Мрак. Как Тьма, непроявленность, как покой, готовый перейти в движение, Неугасимый Огонь заключает в себе всё то, что еще не оформилось, но должно возникнуть; как Свет, проявление и движение, Эанар делает идеи воплотившимися и явными; но любое движение исчерпывает себя, переходя либо в новую Тьму, дабы из нее возникнуть новому Свету, либо исчерпанность приводит к тупику, разрушению, смерти – Мраку, и, как Мрак, Неугасимый Огонь разрушает самоё себя. Таково безначальное и бесконечное самосозидание и саморазрушение Тайного Пламени.
Об Эанар нельзя сказать, где и когда он существует – ибо время и пространство присущи Ему, лишь когда Он проявлен. И потому, когда говорят, что Эанар стремился к расширению и возрастанию, то не надо думать, что это было подобно разгорающемуся костру. Возрасти Эанар мог, лишь дав самосозиданию на время торжествовать над саморазрушением, чтобы потом с небывалой мощью смести свое творение и созидать заново.
И потому, исторгнув из себя две свои ипостаси: одну – созидания и стабильности, другую – движения и разрушения, Эанар, делая их явными, дал первой большую силу.

* * *

Сделав себя явным, он остался непроявленным,
Связав воплощения свои временем и пространством, он остался несвязанным.
Став Сердцем Мира, Он пребывает за пределами Сущего,
Отъединив часть от себя, Он остался единым,
Одарив воплощения свои собою неоформленным, Он остался вне воплощений и форм,
Давший бытие миру и охраняющий бытие, Он неизбежно уничтожает явленное,
Сокрушив самое себя, с новой силой дает Он бытие непроявленному.
Ойолкар Танарис на элъе,
Эанаро а Валатано!
 

АЙНУЛИНДАЛЕ

За гранью мыслимого и немыслимого мира две ипостаси Неугасимого Огня – те, кого позже называли Илуватаром и Мелькором, – были исходно равны друг другу по силе; но, чтобы созидание торжествовало над разрушением, в Мире Явленном Мелькор был воплощен среди созданий Илуватара. Бытие их было облечено пространством и временем, а сущности – характером и привязанностями. Каждый их них воплощал лишь часть Эанар, и никто не вправе был именоваться абсолютным. Личной воли у них нет (разве лишь в выборе средств), ибо каждого из них и все их создания ведет их Путь, их назначение в Мире Явленном. И чем больше уходит времени от начала Творения, тем более расходятся их Пути.
Однако в Начале Времен их Путь был един - созидание. И поскольку никакое здание не может быть построено на неровном и зыбком фундаменте, то началом мира была гармония и стабильность, ибо иначе мир бы не мог бы быть сотворен. И не было тогда среди Айнуров никого, кто противился бы той единственной теме, которую и мог задать Илуватар, – Теме равновесия и совершенства, не имеющего ни малейшего изъяна.
Но возможно ли бытие без изъянов? Существует ли Жизнь, если нет Смерти? Постижимо ли счастье, если неведомо горе? Возможно ли развитие в совершенном мире? Возможно ли движение там, где всевластно равновесие? Нет, поистине.
И должно ли печалиться тому, что изначальные замыслы Илуватара никогда не были (и никогда не будут) воплощены? Ведь мир абсолютного совершенства и неизменности – мертв с момента создания...
И Мелькор не волен был в своей Музыке, ибо его вела не воля, не желание, но единственная тема, которую мог задать он волей Эанар, – Тема движения, а значит, и разрушения совершенной гармонии. Так две ипостаси Эанар проявились в Мире Явленном и их столкновение определило облик и судьбу Арды.
И в ответ лишенной изъяна Теме Илуватара зазвучала подобная ярящейся буре Тема Мелькора. То была Вторая Тема. Она открыла дорогу в мир величайшим бедам и тяготам, но она же дала жизнь миру, ибо жизнь есть развитие, а развитие невозможно без преодоления.
Когда же Илуватар решил пресечь Тему Мелькора, то возник Диссонанс. А после зазвучала Третья Тема, что была ответом на Диссонанс. И хотя явил ее Илуватар, но не было бы ее, не создай Мелькор своей Музыки, и потому Третья Тема вобрала в себя и Тему Илуватара и Тему Мелькора.
И была Третья Тема печальной, и перед Музыкой Скорби отступила и Первая и Вторая Музыка. Так являлась в мир Скорбь – как единственная сила, способная положить предел распре и беде. Так вслед за Состраданием являлась в мир Надежда.
Так предпет был приход эльдар и атани – эльфов и людей – тех, в ком слились оба Начала мира – и созидание, и разрушение. И потому свободна их воля, и вправе они выбирать, какому из Начал они служат.
Творениям Илуватара не ведомо разрушение, но большинству их них не ведомо и развитие; творениям Мелькора не ведомо созидание; но тем, кто был сотворен Илуватаром и Мелькором вместе, присущи и созидание, и движение, и разрушение; и судьба Арды – поистине их судьба, все же иные Силы мира (как великие, так и малые) своим существованием неразрывно связаны с судьбой эльдаров и людей, и они зависят от нее.

далее





Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Миражи

Стихи

Листочки

"Эанарион"

"Сага о Звездном Сильмариле"

Жизнь в играх

Публицистика

Смех

Alwdis N.N. Rhutien (с) 1994-2010
Миф.Ру (с) 2005-2010