.
Избранные материалы
X Международного конгресса молодых ученых
Перспектива

Нальчик, 2007


"Зависть" и "клевета" в русских паремиях

Карцаев А.Л.

КБГУ, г. Нальчик

Анализ пословиц и поговорок (паремий) из сборника В. Даля "Пословицы русского народа" (М., 1978) показал, что среди русских паремий о нравственности группа о зависти – весьма немалая по своему количеству, что связано, видимо, с тем, что именно зависть является первопричиной многих бед и несчастий. Русский народ это понимал и осознавал:

Где счастье плодится, там и зависть родится;
Где счастье, тут и зависть;
Зависть прежде нас родилась;
Не было бы зла, да зависть принесла;
Не столько смущает свой убыток, сколько чужой прибыток и др.

Приковывает к себе внимание, что "зависть прежде нас родилась". На наш взгляд, семантика этой паремии в том, что чувство зависти присуще человеку изначально, и иногда мы добиваемся чего-то большего в жизни именно потому, что нами движет зависть. При исследовании паремий с этим компонентом мы нашли очень интересную пословицу: Сытый волк смирнее завистливого человека. Почему сытый волк? Почему не голодный, не злой? Представляется, что семантика этой паремии такова: завистливый человек не представляет большой опасности. Будь это голодный, злой от нехватки еды свирепый хищник, можно было бы понять, почему завистливый человек сравнивается с ним. Но сытый волк обычно не охотится, а отдыхает, ни для кого не представляя опасности, довольный тем, что сыт. Иллокутивная цель этой паремии, получается, в том, что завистливый человек не очень-то и вреден для общества, хотя можно сказать, что человек испытывает боязнь перед волком вне зависимости от того, сыт он или голоден.

В арсенале русского народа есть и другие паремии, которые говорят о том, что зависть представляет опасность не только для окружающих, но и для самого человека-носителя: Железо ржа съедает, а завистливый человек от зависти погибает.

В абсолютном большинстве случаев чувство зависти по отношению к другим порицается. "Не точи зубки на чужие куски" – так можно выразить основную мысль этих паремий.

Чувство жадности, злобы порождается, как было упомянуто выше, из зависти: Глаза завидущие, руки загребущие. Такое можно сказать только про жадного человека. Жадность такого рода особо порицается. Здесь мы видим мысль о том, что руки эти загребают не совсем праведно нажитое.

Немаловажным кажется то, что зависть отрицается, порицается именно по отношению к другим. Когда же чувство это направлено на самого человека, в этом видится нечто позитивное: Лучше жить в зависти, чем в жалости; Лучше быть у других в зависти, нежели самому в кручине.

Иллокутивная сила этих паремий в том, чтобы показать, что завидуют только тем людям, которые преуспели в чем-то большем, чем все остальные.

Русский народ имеет в своем арсенале много изречений, которые бичуют ябедников, клеветников, лжецов, движимых завистью:

Бог любит праведника, а господин (или: а судья, черт) ябедника;
Клеветники на том свете раскаленные сковороды лижут;
Ябедника на том свете за язык вешают.

Первая паремия представляет для нас большой интерес, так как в ней "господин", "судья" и "черт" представляют собой равнозначные понятия. Простой люд, а вернее абсолютное большинство его, не терпел, когда в их кругу появлялся ябедник, который ради материальной выгоды, а иногда и ради простой словесной похвалы, предавал своих товарищей. Знак равенства между господином и судьей мы понимаем так, что для крепостного крестьянина, который и является основным создателем паремий, судьей был всегда его барин, господин. В паремиях с этими компонентами нет предостережения о наказании на том свете. Здесь идет своего рода констатация факта. Когда же вставляем слово "черт" вместо слова "господин", уже налицо то, что человек за ябедничество может попасть в услужение к черту. Это большой грех. А за грехи надо платить. Следующие за первой паремии и показывают, как будут расплачиваться ябедники и клеветники за доносы "на том свете". Про таких людская молва говорит:

Кто о ком за глаза худо говорит, тот того боится;
Кто кого за глаза поносит, тот трусит его.

Здесь народ дает простое объяснение клеветничеству и ябедничеству; к адресату этих паремий говорящий относится неуважительно. Народ к этим явлениям относится с каким-то сарказмом, иронией, неким пренебрежением, что видно из следующих конструкций:

Солгать – ничего, было б на кого;

Ныне народ хуже прошлогоднего: пришел ввечеру, а вышел поутру – скажут, что ночевал;

И собой не хвалюсь, и людей не хаю.

Первая паремия характеризует человека, для которого ложь не является безнравственным поступком. Для него ложь – в порядке вещей. О нравственных "достоинствах" подобных людей одна эта паремия говорит очень многое.

Во второй паремии объектом иронии является сам говорящий. Понятно, что народ за один год ухудшиться не может и что прийти вечером и уйти утром – это и есть заночевать. Этой паремией говорящий как бы показывает безразличие к тому, что о нем сплетничают. Он даже не отрицает своего участия в не совсем приглядном деле.

Последняя паремия имеет интересную пару:

Сам себя не хаю, да и людей не хвалю.

Слова в этих паремиях почти одни и те же, однако перестановка некоторых компонентов в предложении преображает семантику данной паремии. Первая паремия показывает человека скромного, не любящего хвастаться своими достоинствами и достижениями. Вместе с тем он не пятнает поступки окружающих его людей. Вторая же паремия и содержит в себе элемент иронии. Она как бы перефразирует первую, и благодаря игре слов истинный смысл доходит до собеседника не сразу. Эта пара паремий показывает всю свою прелесть в диалоге, где говорящий вторую паремию обличает говорящего первую в том, что он не правдив в своих словах.

Нравственный опыт многих поколений играет большую роль в духовном воспитании человека:

Худого не хвали, а хорошего не кори;

На людей налыгать – не себя очищать (т.е. на других клевещет именно тот, у кого совесть не чиста).

Чтобы избежать людской злобы, выражающейся в паремиях о "клевете и напраслине", русский народ предлагает следующее:

Не ела душа чесноку, так и не воняет;
Не ел редьки, не станешь и рыгать;
К чистому поганое не пристанет.

Иллокутивная цель этих паремий – не надо давать поводов к пересудам. Основной мыслью, которая проходит красной нитью через все паремии о зависти и напраслине, является то, что эти чувства не должны владеть сознанием человека. Однако чувство зависти, направленное на самого говорящего, в какой-то мере приветствуется. Это связано с тем, что завидуют только тем людям, которые достигли каких-то успехов на жизненном поприще. Клевета, которую говорит говорящий о ком-то, не только не приветствуется, но и, исходя из паремий, карается даже на том свете. Как и многие другие паремии о нравственности, пословицы и поговорки с компонентами "зависть" и "клевета" учат не делать людям того, чего сам себе не пожелаешь.

.

.
благодарим за помощь "Мифу"

Различные типы песка применяются в производстве цемента и бетона, сухих смесей и строительных растворов. Купить песок строительный, необходимый при полном цикле строительства, можно у компании "СпецРесурс", поставляющей карьерный, речной песок, а также щебень, торф и другие виды сырья.

.

.

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкинисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

(с) портал "Миф", 2005-2010
При перепечатке ссылка обязательна!