.
Избранные материалы
X Международного конгресса молодых ученых
Перспектива

Нальчик, 2007


Толерантность в системе ценностей интеллектуальной элиты России

Жиганова Т.М.

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Цель наших тезисов – определить роль толерантности в системе ценностей интеллектуальной элиты России (1992-2006 гг.). Теоретическая основа исследования – социокультурный анализ (по Н.И. Лапину).

Интеллектуальная элита, на наш взгляд, может быть определена как социальная группа общества, обладающая наибольшим авторитетом и престижем, рейтингом общественного мнения и занятая квалифицированной деятельностью по производству символического капитала (П. Бурдье). Интеллектуальная элита является элементом общей системы элит российского общества. В то же время социокультурный раскол, присущий России, сегментированность нашего политического пространства усиливают автономность интеллектуальной элиты, ее внутренние размежевания по идеологическому критерию.

В современной политологической и социологической литературе не утихает полемика о соотношении интлелектуальной элиты и интеллигенции. Высказываются даже радикальные точки зрения (Р.В. Рывкина, Ж.Т. Тощенко), по которым интеллигенция в России исчезла, а страной правят маргинальные “клики”. Полагаем, в данных тезисах можно будет опровергнуть это эмоциональное мнение.

Политические ценности составляют “смысловое ядро” культуры общества и любой его группы. По Н. Смелзеру, ценности – это общепризнанные убеждения людей о целях, к которым следует стремиться; значимые свойства реальных политических объектов и нормативные требования группы к поступкам индивидов. Именно система ценностей обеспечивает объединение неповторимых индивидов в социальную группу, придает таковой внутреннее самосознание в итоге политической социализации.

Согласно К. Клакхону, политические ценности следует типологизировать в дихотомические ряды по: 1) модальности; 2) смысловому содержанию; 3) стилю и характеру деятельности, 4) целеполаганию; 5) методам. “Картина мира” интеллектуальной элиты, как и других групп общества, содержит ценности базовые (терминальные) и инструментальные.

Интеллектуальная элита в силу своего жизненного опыта, требований к профессиональным качествам, уровня образования придает повышенное значение толерантности (терпимости). Преобладающие идеологии постсоветского общества (либерализм, социал-демократия, консерватизм) сходны в признании базового набора ориентаций толерантности. Таковы ориентации: индивидуамум, верховенство права, конкуренция, неотъемлемость прав и свобод человека, секулярность, уважение к мнениям меньшинств.

Для постсоветского российского общества особенно актуальна специфика толерантности в многонациональных государствах и консоциативных (многосоставных) демократиях (по М. Уолцеру). Толерантность в этой связи важно трактовать не как признание неизбежности различий, а как сознательную установку элиты поддерживать необходимость многих точек зрения, признавать односторонность любой отдельной позиции (М.В. Ильин). Конечно же, толерантность нельзя распространять на фашизм, шовинизм и подобные им антиправовые явления.

Традиционно толерантность считается одной из основных ценностей либерализма. Толерантность, согласно либеральной модели, не есть безразличие, индифферентность или абсолютное принятие другого. “Это – странная ценность воздержания от употребления своей силы во вред принципиально неприемлемому отклонению” [1].

Довольно мощным аргументом в пользу толерантности всегда являлись рационально-прагматические соображения. Эти аргументы, в основном, были направлены на доказательство неэффективности и нерациональности интолерантных практик, а не на возможность или желательность толерантного сознания. Теории подобного рода можно разделить на обосновывающие невозможность уничтожения различия и обосновывающие принципиальную несоизмеримость насильственных методов с целями интолерантных практик [2].

Все перечисленные аргументы, весьма значимые в свое время, все-таки не были способны породить стабильную атмосферу толерантности в системе ценностей интеллектуальной элиты России. Поэтому в современных обоснованиях толерантности преобладают рассуждения, направленные на усиление уважения к личности, а не просто смягчающие несогласие с тем или иным мнением.

Литература

  1. Социология межэтнической толерантности / Отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2003. – С.15-16.
  2. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Под ред. Н.М. Лебедевой. – М.: ИЭА РАН, 2002. – С.21.

.

.
благодарим за помощь "Мифу"
Искусство снова входит в нашу жизнь, и всё чаще дома отделывают, приглашая талантливых художников. Роспись стен и потолка - это волшебное превращение интерьера в особое пространство. Также можно купить картину маслом и этим создать акцент в оформлении комнаты.

.

.

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкинисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

(с) портал "Миф", 2005-2007
При перепечатке ссылка обязательна!