.
X Международного конгресса молодых ученых Перспектива Нальчик, 2007 |
Генезис отношений пожилых людей в обществе Захохова М.Р., Абаева Ф.Г. КБГУ, г. Нальчик Социальные проблемы старения возникли вместе с развитием общества. Картина положения старого человека в социуме, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении- к улучшению. В давние времена старые люди не умирали естественной смертью. В сообществах людей, с трудом себя содержащих, не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания. Зрелый человек как знаток окрестностей и обладатель долголетнего жизненного опыта был предметом уважения в первобытной среде. Но с наступлением старости, когда силы и память отказывали ему служить, запас этого опыта и знаний становился неиспользуемым. Тогда дряхлого старца бросали на произвол судьбы. У кочевников стариков, которые не могли следовать за кочующим племенем, лишали жизни. Дикие племена, существовавшие за счет охоты, умертвляли соплеменников, которые уже не могли участвовать в охоте. На вопрос, когда перестали умертвлять стариков нельзя ответить даже приблизительно: угасание этого жестокого обычая связано с хозяйственным прогрессом и, стало быть, у разных народов наступало в различные времена. Американский антрополог и этнограф, исследователь жизни индейцев Л.Г. Морган (1818-1881) разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации. Морган утверждает, что две первые эпохи, дикости и варварства, можно разделить на три подпериода, отличающиеся уровнем развития. Он различал в каждом из них: низший, средний и высший уровни. Уничтожение стариков прекратилось, с его точки зрения, на среднем уровне эпохи дикости. Физическое истощение организма неминуемо ведет за собой экономические последствия. Важную роль в этом способны сыграть имущественное положение индивида и его общественная значимость, а также система социальных ценностей. Ориентация на сиюминутные ценности ведет общество к закату, тогда как мистическая связь с предками, стремление к воспроизводству и духовному возрождению обуславливают ее развитие. Следует подчеркнуть, что в эпоху умерщвления стариков средняя продолжительность жизни была очень низкой. Явления долголетия в сегодняшнем понимании этого слова первобытные люди не знали. Не было его в эпоху палеолита, немногочисленны были старики – как можно судить по раскопкам – среди неандертальцев. Первобытные общества были обществами без пожилых людей. Доживание до возраста, с которым мы сегодня связываем начало старости, является более поздним феноменом. Российский геронтолог В.В. Фролькис отмечает, что в каменный, и бронзовый века, судя по исследованиям частей найденных человеческих скелетов, люди в возрасте 50 лет были исключением. Предполагается, что возраста 50, а потом 60 лет люди стали достигать, в небольшом количестве, причем, только с наступлением эпохи цивилизации. Наибольшим вниманием старые люди пользуются в эпоху так называемой классической древности. Здесь на долгие времена устанавливается геронтократия, выражением чего является возрастной ценз, необходимый для занятия должностей в руководящих органах государства: в Афинах и Спарте членом ареопага мог стать гражданин, достигший по меньшей мере, 60 лет. Примером геронтократии также можно считать Венецианскую республику: на высшие должности назначили только старых людей. В настоящее время, в небогатых племенах, например сибирские чукчи, старики до самой смерти могут оставаться собственниками всего семейного имущества и владений. Они обладают правом их распределения между членами семьи, что обуславливает престиж пожилых и социальную стабильность. Исторический анализ показывает, что пожилые люди могли играть заметную роль в стабильных, организованных обществах с институализированной собственностью, тогда как в обществах, раздираемых противоречиями, верх брали молодые. В античных мифах о богах и героях среди множества разночтений можно выявить общую закономерность: старея, боги становятся злыми, мстительными, их тираническая власть кажется все невыносимее и, в конечном счете, приводит к восстанию и устранению старого властителя. В древнегреческих трагедиях старики наделены почти сверхъестественной аурой, тогда как древние римляне изображали стариков в сатирических или комических произведениях, подчеркивавших резкий контраст их экономических и политических привилегий с физической немощью. В третьем веке новой эры христианской церкви удалось ассимилировать классическую культуру путем ее распыления и деформации. В некоторой степени церковь внесла позитивный вклад в решение проблемы старости, создавая госпитали и дома для престарелых, поддерживая больных и одиноких. Подача милостыни считалась долгом каждого христианина. Вместе с тем христианская идеология раннего средневековья утверждала преимущества молодости, переход власти от отца к сыну. В 19 веке европейские общества претерпели радикальные трансформации. Под влиянием промышленной революции, урбанизации, сокращения сельского населения, произошел первый демографический взрыв: в 1870 году население Европы достигло 300 млн, и соответственно, увеличился процент старых людей в общем объеме населения. Общеизвестно, что положение стариков особенно ухудшалось во второй половине XX столетия и противоречит принципам развития современной цивилизации. Рано вытесненные с рынка рабочей силы, пенсионеры становятся бременем для общества, ориентированного на получение прибыли и мало заботящегося о конкретном человеке. Большая часть стариков лишена достаточных средств к существованию. Их бюджет несбалансирован, что вынуждает их часто обращаться в органы социальной защиты. У стариков возникает ощущение, что они просят подаяние, далеко не всем удается примириться с такой ролью. Геронтофобия, или враждебные чувства по отношению к старым людям – реликтовое явление, пришедшее к нам из далекого прошлого, еще не тронутого цивилизацией, когда старому человеку не было места в роду или племени. О современном геронтофобе следует сказать, что он поступает не лучше: он тоже приговаривает старика к уничтожению, хотя нанесение смертельного удара он оставляет ему самому. Многочисленные самоубийства пожилых людей в России являются несомненным доказательством этого. Сегодняшний геронтофоб заслуживает большего осуждения, чем его предшественник из эпохи палеолита: тот мог в свое оправдание сказать, что действует в соответствии с обычаем, современному же геронтофобу нет оправдания. Престарелые, пожилые люди, как и люди любого другого возраста, прежде всего индивиды с неповторимым жизненным опытом, происхождением и личностными особенностями. Не вызывает сомнения необходимость сохранения в культуре общества и, особенно, в культуре его трудовой деятельности, профессионального и социального опыта уходящих поколений. Общество должно понять, что 90-100-летняя видовая продолжительность жизни человека, которая, возможно, будет еще удлинена в ближайшие столетия, дана нам самой природой. Хотя бы поэтому старость не может считаться бесполезным придатком к зрелости. Если правильно суждение, что состояние общества определяется его отношением к старикам и детям, то хочется верить, что интерес к их проблемам возрастет с ростом нашего самосознания и нравственности. |
.
.
благодарим за помощь "Мифу" Девочкам, любящим браузерные игры, предлагаются самые разнообразные игры: Винкс и игры-одевалки для девочек, смешарики игры и мозаики, игра "обставить комнату" и игры с животными, аркады и новогодние, спортивные и рисовалки. Все игры можно комментировать. |
.
.
|