Книга вторая. Пленник судьбы




























































































































































































































Глава 5. Путь к смерти

…Орфей (или Маглор) привычно спускается в ад.
Он пробует петь – но срывается голос в дыму,
Он хочет найти их и вместе вернуться обратно,
Но он не сумеет спасти ни подругу, ни брата –
Поскольку любви, как всегда, не достанет ему.
Ханна

1

Когда я снова почувствовал, что на меня устремлен взгляд палантира, я был готов к этому.
Я опять, в который раз, словно встал перед зеркалом.
Только отражался в этом зеркале я-вчерашний. Былой. Тот, кто был, и кого больше не будет никогда.
Я смотрюсь в самого себя – смотрюсь в свое творение, в собственную силу... с которой я-сегодняшний имею так мало общего.
Каким я был наивным мальчишкой, когда в Амане полагал, что иду против воли Валар! Я был тогда звук от звука их Музыки, я был такой же частью Амана, как всё в нем – от горделивой Таниквэтиль до цветка в садах Ваны.
Я был частью Амана и бунтовать против него мог не больше, чем сердце может выскочить из груди. Часть не может порвать с целым, даже если пытается...
Полагая себя бунтарем, ища свой (и только свой!) путь к свободе, я нес в себе Музыку Амана. Ее. Только ее. Различия были, но настолько малые... сейчас, после веков в Ангбанде, мне нужно усилие, чтобы отыскать их.
Когда же начался мой мятеж?
Нет, это была не дружба с Мелькором. Видя в нем брата, я тратил все силы, чтобы объяснить ему, как прекрасен Валинор (н-да, считая себя бунтарем... ох, и бунтарь был...). Мелькор не мог – да и не пытался – сказать мне ничего, что изменило бы мой мир. Нас объединяло нечто гораздо более важное, чем споры о том, хороши или плохи Владыки Амана...
Началось это позже. Отец, сыновья... Их молчание. Косые взгляды. Нахмуренные брови. Осуждение моей дружбы с Мелькором. Сначала – безмолвное. Потом...
Они – и неверие Манвэ в мой успех. Неверие в то, что я сумею дать Мелькору возможность действительно войти в наш мир. Не знаю, могло ли это мне удаться, – но все так целеустремленно не верили, что перестал верить и я.
И остался с тем, кого назвал братом. Кто назвал братом меня. Кто спас мне жизнь, наконец.
Да, Маэдрос, да. Ты и твои братья сделали всё, чтобы я ушел к Мелькору. Чтобы ушел в Ангбанд. Чтобы стал частью Ангбанда.
Только сделали вы это не тогда, когда оставили меня один на один против балрогов, а много, много раньше. Еще до изгнания в Форменос.
...Я чувствую прикосновение силы палантира – и смотрю на себя прежнего. Каким я был. Каким я уже никогда не стану.

2

Память… слово Воплощенных.
Память – это то, чего уже нет. Оно было – и кончилось. Только память осталась.
Я чтил Ауле, но не любил его. Я был ему верен – это правда. Я старался следовать его идеям, воплощать его замыслы. У меня плохо получалось: то скала не там вылезет, то вместо гранита пойдет туф… Но если я ошибался (по меркам Ауле) чаще прочих, то и усерден был больше всех. Так что мастерство мое хвалили неоднократно.
И всё-таки Ауле больше ценил во мне верность, чем искусство.
Поэтому, когда мы все ощутили, что с нашими творениями что-то происходит – там, в Эндорэ, где хозяйничает Восставший, то Ауле послал туда именно Аулендила.
Меня.
Я увидел, как Мелькор перепевает наши горы. Перепевает – даже не по-своему. Если бы он заменял нашу систему своей, я бы это понял. Но в его Песни не было никакого заранее намеченного плана. Наш стройный рисунок горных хребтов оказывался смят, смешан… где-то изменен, где-то оставлен… я не понимал, чего хочет Восставший.
В его отсутствии системы было что-то… я не мог понять, чем мне нравится эта переделка.
Я не таился, и Восставший обратился ко мне:
– Давай, попробуем вместе! – словно он не знал о том, что я служу Ауле.
А не слышать этого он не мог…
Я опешил:
– Я не могу… меня послали сюда…
– Следить за мной?! – он расхохотался, и от его смеха горные обвалы сотрясли Арду. – Ну так следи! Смотри!
Я стал смотреть. Я видел Силу, гордую собой и прекрасную в своей мощи, я видел Волю, всевластную и не подчиняющуюся никому, я видел Порыв, перед которым отступили все четырнадцать Владык, я видел – Свободу.
Свободу от какой бы то ни было системы, свободу воплощения любого замысла, свободу, где меня не заставят менять туф на гранит и стесывать лишнюю скалу…
Это было прекрасно.
И я ушел вместе с Мелькором. Моим первым – тогда единственным – другом.
Мы вместе трудились в Утумно, творя подземную цитадель. Я узнал других майар – ушедшего от Нэссы Тильда, покинувшего Манвэ Анкаса, оставивших Яванну Ирбина и Вьяр, разочаровавшихся в Ирмо Талло и Глаура. Таринвитис и Дарг всегда были с Мелькором. Позже меня пришли только Хенола с Ронноу.
Но возведение Утумно было начато задолго до меня, и мне было мало – участвовать в завершении трудов других. Я хотел сотворить нечто сам. Один – от начала до конца.
Мелькор одобрил мой замысел, и я ушел на ледяные пустоши.
Здесь я запел.
Я пел – и горы вонзали свои клыки в небо; я пел – и земля взбухала нарывами гейзеров, я пел – и моя Песнь застывала крепчайшим камнем, обретая облик Цитадели, неколебимой, незыблемой – и покорной творцу.
Я шел по пустым залам, коридорам, покоям, доводя их до совершенства и готовя в подарок тот – Тильду, этот – Тарис… В Тронный зал я вошел напоследок. Впрочем, трона тогда не было – я не мог найти зримого воплощения своим думам о величии Мелькора.
Странный замысел возник у меня…
Ангбанд был завершен – весь, кроме Тронного, но о последней недоделке не знал никто. Я позвал Мелькора принять мой подарок.
Я показал ему Тангородрим, горы, крепость – он был доволен. Да я и сам гордился работой.
Потом мы вошли в огромный зал, где не было ни капли света.
– Зажги огонь, Властелин, – попросил я его.
– Что ты от меня хочешь? – улыбнулся Мелькор.
– Под нами – огненное чрево Тангородрима. Выпусти огонь.
Мелькор скинул облик и рассек камень так, словно это был древесный лист. Протуберанцы пламени рванулись ввысь.
И в черноте зала, медленно обретая плоть, возник каменный трон на высоких ступенях…

3

Мерзавец! Он не оценил мой водопад!
Я так мечтал исправить эти горы – да если бы не мое желание изменить этот пейзаж, Феанор бы едва ли узнал о том, как Унголианта тянула из меня силы! …или узнал бы, но потом, позже.
Как только я почувствовал, что этой твари больше нет, я немедленно занялся водопадом: поднял горы, сделал резче линии, убрал весь этот хаос камней. Строго, ясно, продуманно.
Я хотел помириться с Первым Помощником – а то между нами рос молчаливый разлад. Я именно его позвал первым полюбоваться моим новым творением.
Негодяй, он даже осмелился похвалить – сухо, по обязанности. Лживо.
Феанор хоть прямо сказал, что ему новый вид не нравится. Тоже ничего в подлинной красоте не понимает – но хоть честен.

4

– Здравствуй, Тиндил!
Увидев своего былого друга среди нолдор, привезших мастерам еду, Мори просиял.
Все эти века он не забывал о своем старшем товарище, с кем они вместе попали в плен. Более того, он отлично знал, что тот предпочел возиться с землей, а не трудиться в пещерах. Мори даже много раз хотел навестить его. Хотел… только вот… то Феанора одного нельзя оставлять, то за мастерами глаз да глаз нужен, то самому работать хочется…
Недосуг было.
Зато теперь – встретились.
– Ну, Тиндил? Ты что молчишь? Ты не узнал меня?
Искренняя улыбка. Искреннее удивление.
В ответ – равнодушный взгляд становится холодным.
– Узнал.
Недоумение. Удивление. И чуть – обида:
– Ты что? Ведь мы когда-то были друзьями. Ты помнишь – нас вместе взяли в плен…
Мори осекается. Да, конечно, когда-то он был пленным. Он это помнит. Только вот…
Юноша невольно по-новому смотрит на Тиндила и оглядывает самого себя. Ещё издали увидев пришедших земледельцев, Ученик Мастера быстрым взглядом окинул их одежду и отметил: “Добротная. Всё в порядке”. Конечно, беспокоиться было не о чем: холщовые штаны и рубаха не изношены, сапоги хорошие. А свою одежду Мори привык оценивать на фоне феаноровой. То есть – считать скромной, сдержанной: и туника до колен не доходит, и шитый откидной рукав – той же длины, и орнамент из камней – не шире пальца.
И тут он посмотрел на себя глазами Тиндила. Шелк рубахи и замша туники, расшитой камнями, – против холстины.
А ведь в плен попали вместе…
Тиндил молчит – словно ожидая, когда Ученик Мастера его отпустит.
– Тиндил, послушай, но я же не виноват! Мастер сам выбрал меня!
Тот молчит.
– Тиндил, да что ты так смотришь, как будто я – тюремщик?! Ведь я же Мори, твой друг!
Холодный ответ:
– Среди моих друзей имя Мори не носит ни один.
– Ну, ладно, не “Мори”. Уголек. Какая разница?!
– Никакой, – спокойный, безучастный тон. – Для того, кто черен душой, нет никакой разницы, назовут.

5

Я вздрогнул, как от пощечины.
Да как он смеет?!
Он, червь земляной, жизнь которого в моих руках, он, кого я хотел поднять до себя, – как смеет он так говорить со мной?!
Да я его… вон, орки глазищами сверкают, им давно хочется над кем из нолдор покуражиться…
Я сам испугался своих мыслей.
Я сам испугался власти, которой обладаю. Которая незаметно пришла мне в руки.
Но я же не хотел!
Я не хотел такой власти, я не хотел этой ссоры с другом… бывшим другом.
А он – он ждет. Ждет, похоже, вспышки моей ярости.
Зачем?!
Зачем ему нужно, чтобы я отдал его на расправу оркам?! Чтобы доказать мне мою собственную черноту?
Тиндил, за что?
Что я сделал тебе дурного?
За что ты ненавидишь меня?
Я же закрываю вас, дурачье гордое, от орков. Пусть я жёсток и даже жесток – я жизнь вам спасаю!
А ты меня презираешь…

6

Мори почувствовал, как на его глаза наворачиваются слезы.
Он забыл, зачем сейчас спустился к пленным, забыл обо всех делах, ещё утром казавшихся ему важными, – и он бросился прочь, по коридорам, лестницам, вверх, вверх…
Двери едва ли не сами распахнулись ему навстречу; он влетел в кабинет, сел за стол, где лежали приготовленные к работе камни.
Узор прожилок… да, он говорит о многом. О том, что внутри. Он внятно говорит, стоит ли расщепить камень, распилить – или оставить целым. Узор – он словно руку тебе протягивает.
Руку, за которую можно уцепиться.
Камень красив – но он хочет стать лучше. Он хочет раскрыть свою душу. И он внятно дает понять мастеру, как освободить дремлющее внутри совершенство.
Распил. Шлифовка.
Следующий.
Здесь – отбить. Отшлифовать.
Следующий. Шлифовка. Надпилить. Шлифовка.
Следующий…
Камень не предаст. Если ты вкладываешь в него душу – камень станет истинно прекрасен.
– Камень не предает, – сказал Феанор, в упор глядя на Мори.
Тот поднял голову.
Когда он влетел в кабинет, за окном было светло. А сейчас – по стенам горят светильники, и два зажжены на столе.
Раньше их не было здесь. Значит, их поставил Феанор. Для него. Поставил молча, чтобы не отрывать.
Мори закусил губу: Мастер позаботился о нем, а он, прячась в работе от своего гнева, даже не заметил этого.
Феанор сел напротив, спросил, словно продолжая разговор:
– Так что у тебя стряслось, Мори?
– У меня?
– У тебя. Ты никогда не работал – так. И вряд ли для тебя эти камни – прекраснее всего, что может быть в жизни. Скорее – ты прячешься за работой. И я спрашиваю: от чего?
– Я… я встретил друга… бывшего друга… То есть… друга по той, по прежней жизни.
– Ясно.
Тишина. Только трещит слишком длинный фитиль в одном из светильников.
– Государь! – Мори схватил его руку. – Ведь это несправедливо! Ведь мы им жизнь спасаем. А они…
– Мори, – Феанор накрыл его руку своей, – я ещё в той, прежней жизни дошел до грани мира. Мой дух покинул Арду и смог вернуться. Я добыл силиму. Я создал Сильмарили. Я соединил Тьму и Свет, жизнь и смерть в Венце. Я создал больше, чем было под силу Валарам. Но даже я не могу сделать мир – справедливым.
– Но это ведь…
– Малыш, это – жизнь. Не мне и уж тем более не тебе изменить её. Просто пойми: тебе могут простить дерзость. Тебе могут простить зло. Но добра – тебе не простят. Так создан мир.
– Государь, я не верю тебе! Не желаю верить.
– Не верь, – пожал плечами Феанор. – Не верь, если не хочешь. Это ничего не изменит. Просто запомни, малыш: на добро тебе ответят страхом и ненавистью. Если повезет – отчуждением, и только им. Вот камень, – Феанор перекатил в ладони несколько сегодняшних работ ученика, – он тебе на заботу ответит красотой. Да ты и сам это видишь.
– Но я не могу так! – Мори вскочил. – Я не могу закрыться от эльдар и в этих камнях видеть единственных своих друзей!
– Малыш, ты ещё очень молод, – Феанор встал, подошел, потрепал Мори по густым черным кудрям. – Верь, если верится. Но помни: выход из любой беды – вот он. Только он.
Мастер указал на рабочий стол.

7

Значит, есть “мы” и есть “они”!
До сего дня я наивно полагал, что все мы – “мы”.
Ошибался.
Тогда кто – “мы”? Я, Государь, – и?
И всё?
Или ещё – Властелин?
Точно ли он не хочет войны – или просто согласен с Государем?
Не знаю.
Всё прочее – “они”. Им всё равно, что делаем “мы”. Заботься мы о них или терзай – нет разницы: “мы” для “них” будем палачами.
Ат-тлично! Я запомню.
Государь добр. Государь чувствует вину перед ними. Ну и… есть она, что уж лгать.
Но я-то не виновен!
Только вот они считают меня в числе тюремщиков.

далее





























































































































































































































Эпиграф Глава 1. На грани Глава 2. Охота
Глава 3. Слуга Глава 4. Дом Глава 5. Путь к смерти
Глава 6. Черная Корона Глава 7. Друг Глава 8. Край мира
Глава 9. Песни лжи Глава 10. Поединок Глава 11. Повелитель Мори
Глава 12. Брат Властелина Глава 13. Свобода


Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Том 1. Братья по Пламени

Том 2. Пленник судьбы

Том 3. Клятва Мелькора

Отзывы и статьи

По мотивам...

Иллюстрации

История замысла

Издание

Альвдис Н. Рутиэн (с) 2002-2005
Миф.Ру (с) 2005-2014