Rambler's Top100
На главную
научной страницы А.Л. Барковой На главную страницу
портала "Миф" К оглавлению работ
о жизни и творчестве Рерихов

ПАДМАСАМБХАВА

В нашем предисловии мы кратко остановились на легендарном рождении Падмасамбхавы, его поездке в Тибет и его миссионерской работе в Стране Снегов. В этом разделе мы займемся описанием иконографии четырех картин этой коллекции, изображающих самого учителя и его рай. Тип изображения учителя из Оддияны в тибетской иконографии твердо определен. На ламаистских картинах он всегда предстает облаченным в
характерное одеяние, которое он сам называл “za-hor-ma”. В ньингмапинской молитвенной книге, состоящей из семи частей, мы находим следующее краткое описание появления основателя красношапочной секты в Тибете, которое имеет определенную иконографическую ценность и глубоко соответствует образам учителя, находящимся в нашей коллекции.

“Он (Падмасамбхава) появляется в небесах на фоне пяти цветов. Он сидит на львином троне, вид которого сходен с двумя луноподобными лотосами. Он соединяет в себе три тела Джины (см. в словаре “трикая”. – Прим. перев.), и по своему происхождению он называется “Рожденный в лотосе” учитель (Падма – Самбхава). Его облик прекрасен, и он проявляет себя и в милостивой, и в гневной ипостаси. Он носит похожую на митру шапку и священническую одежду из шелковой и красно-коричневой шерстяной материи. В правой руке он держит пятинаправленную ваджру (то есть висваваджру, направленую на четыре стороны и центр. – Прим. перев.). В его левой руке – сосуд с амритой. К его левому плечу прислонен магический скипетр. Он сидит со скрещенными ногами в совершенном спокойствии. Из мандалы его тела, речи и мысли эманирует гневный путь алмазного собрания всех мудрых покровителей триединого Закона (Будды, Учения и Общины. – Прим. перев.). Это воплощение должно изображаться именно так”.

Таков ортодоксальный образ учителя, предписанный для медитаций и магических ритуалов, совершаемых тантрическими школами Тибета.

Картина №26 (табл. 15).

На этой картине мы видим Учителя в центре, сидящим со скрещенными ногами на лотосовом троне. Его нижнее одеяние зеленое с золотой вышивкой, верхнее – красное с золотом. Он также одет в тяжелую красно-коричневую мантию.

Образ соответствует описанию, данному в переведенной выше молитве. Однако заметим, что сосуд с амритой помещен в чашу из человеческого черепа. Вокруг центральной фигуры изображены:

1. Тантрическая форма дхьяни-будды Акшобхъи с шакти. Мы уже отмечали, что в этой форме дхьяни-будды носят диадему и облачение бодхисаттвы.

2. Махасиддха Луйпа. Махасиддха изображен сидящим со скрещенными ногами на подобии мата, держа рыбу. Одежда махасиддхи состоит из разновидности паридханы, обернутой вокруг талии, и обычного “шнура медитации”, чего-то вроде пояса, перекинутого через тело, который удерживает ноги прижатыми к туловищу. С его плеч ниспадает покрывало. Волосы собраны под корону.

3. Махасиддха Толопа. Святой держит чашу, сделанную из человеческого черепа.

4. Джебцун Марпа, учитель Миларепы. Этот святой держит чашу из человеческого черепа.

5. Джебцун Миларепа. Знаменитый тибетский аскет и поэт, который обращал народ в веру, распевая песни собственного сочинения, которые были объединены в сборник “Mi-la-ras-pa’i mgur-’bum”. Песни святого часто необычайно красивы и полны глубокого религиозного чувства. Жизнь этого выдающегося человека изложена в намтаре, или повествовании, созданном религиозным пылом его учеников.

Миларепа узнаваем на картинах по его особенной позе. Он всегда сидит, слушая что-то, его правая рука поднята к уху. В левой руке он держит чашу из человеческого черепа.

6. Махасиддха Сараха, также называемый Рахулабхадра. Считается, что он был учителем великого Нагарджуны в Наланде. Его атрибут – стрела. Он являлся Гьялба Цзонкапе, когда великий Реформатор медитировал в горах Амдо. Иногда говорят, что Цзонкапа – это воплощение Сарахи.

7. Персонаж в облачении ламы, держащий стебли двух цветов, на которых лежат меч и книга. Имя неизвестно.

8. Ригзин Джацон Нингпо. Этот святой держит магический кинжал, а правой рукой потрясает ваджрой.

9. Вероятно, Лонгчен Рабжамба. Этот святой держит стебли двух цветов лотоса с мечом и книгой.

10. Тертон Джигмед Лингпа. Этот святой сидит в позе медитации, держа сосуд с амритой.

11. Ипостась Экаджати, одноглазая. Богиня изображена стоящей на простертом теле женщины. На ней гирлянда и корона из черепов. В правой руке она держит тело человека, в левой – что-то вроде животного.

12. Дамчан Гарба Нагпо. Это божество – ипостась Дамчена Дорджелега, оно принадлежит к древнейшей религии Тибета (см. подробнее в словаре на “Дордже Легпа”. – Прим. перев.). Согласно “Padma Than-yig”, учитель Падмасамбхава подчинил бога и заставил его служить целям новой религии. Бог изображен едущим на козле. Тело бога синее. Его нижнее одеяние красное. Он потрясает дубиной, увенчанной крестообразной ваджрой.

13. Демон Раху. Ср. ранее.

Эта картина работы лхасского художника. Отметим слабую расцветку фона и особенный способ написания облаков, который характерен для локальной школы Лхасы.

Картина №27.

Эта картина чрезвычайно своеобразна по стилю и композиции. Она изображает чудеса Падмасамбхавы.

Сам Падмасамбхава находится в центре картины, он сидит со скрещенными ногами на лотосовом троне и держит ваджру в правой руке. В его левой руке – магический скипетр и чаша, означающая великие магические свершения Тантрического Учителя. В верху картины мы видим Падмасамбхаву в мистической ипостаси, сидящим в глубокой медитации, держа руки на коленях.

В углу он изображен летящим по воздуху над горами и облаками. Немного ниже Учитель изображен заклинающим змею. Отметим костюм мага со знаками и символами великих магических церемоний.

Еще ниже видим Учителя разговаривающим с духом горы. В нижних углах картины мы видим Падмасамбхаву выходящим из подземной пещеры и останавливающим ветер протянутой рукой.

Он также изображен подчиняющим тигра, заклинающим демонов, медитирующим, окруженным дакинями и совершающим возлияние из своей чаши.

Цвета картины потемнели; к сожалению, она повреждена.

Картина №28 (табл. 16).

Эта картина изображает рай Падмасамбхавы. В центре картины мы видим четырехэтажное здание в явно китайском стиле. Его окружают высокие стены. Сооружение в целом находится на скалистом острове.

В “gSol-’debs li’u-bdun-ma” мы находим следующее описание рая, которое хорошо соотносится с нашей картиной:

“Священная гора Зандог (Медноцветная) имеет форму сердца. Ее основание уходит в царство нагов, средняя часть сияет во владениях дакинь, а вершина достигает мира Брахмы (Брахмалоки).

Восточная часть ослепительной вершины священной горы имеет цвет хрусталя (белый), южная – синий (вайдурья), западная – красный и северная – зеленый. Дворец ясно виден и снаружи и изнутри. У него четыре стены и восемь углов. Его вершина и нижняя часть украшены драгоценными камнями. Внутренний двор огорожен четырьмя видами ограды различных цветов, соответствующих четырем видам деяний. Стены сделаны из кирпича. Балконы украшены пятью видами драгоценностей. Арки четырех ворот украшены пятью видами драгоценных камней и всеми религиозными символами. Там растут деревья, исполняющие желания, бьют фонтаны амриты. Пятицветные радуги собираются, подобно облакам, снаружи и изнутри.

Воздух там пронизан светом цветов лотоса.

Тот обретает великое блаженство, кто лишь вспоминает об этом месте.

Внутри дворца находится восьмиугольный трон, украшенный драгоценными камнями. На стебле цветущего подрезанного лотоса сидит Падмасамбхава, объединяющий в себе всех Сугат. Согласно его воле, он является милостивым и щедрым или могучим и гневным. Хотя его тело и облик, одежда и украшения – это лишь видимость, его сияние сильнее света тысячи солнц. Его сияние больше, чем сияние самой горы. Мир полностью пронизан этим “воплощением сердца” (Падмасамбхавы). Зрачки его глаз выглядят подобно солнцу и луне.

Деяния Милосердного быстрее, чем небесный свет. Его мысли глубже глуби небес. Движимый состраданием ко всем живым существам, он трудится для спасения мира. Его улыбающееся лицо прекрасно. Звук его голоса подобен реву тысячи гроз. Это место наполнено звуками “ри, ри, ри”, кои должно произносить в глубоких мантрах.

На четыре стороны и на восемь углов от “Великого Воплощения” (Падмасамбхавы) сидят на тронах, возведенных на поверженных демонах, пять видов Сугат, подчиняющих яростных демонов и совершающих четыре вида деяний. На тронах из цветов лотоса, четыре лепестка которых направлены в четыре стороны света, сидят демоны и дакини, украшенные всеми атрибутами смерти, которые проводят свое время в наслаждении, украшенные прекрасными вещами. Четыре стороны внутреннего двора дворца и окружающих его стен полны дакинь. Боги и богини собираются во множества, подобные облакам. Они совершают различные формы тантрических подношений снаружи и изнутри дворца. На балконах драгоценного дворца совершающие жертвоприношения божества собираются, подобно облакам. Мир наполняется подношением шести видов земных благ и наслаждений. Они почитают Сугату подношением бодхисаттве Самантабхадре. У четырех сторон дворца видны четыре царя-стража в окружении восьми видов божеств, рабов и вестников, которые повергают демонов и еретиков в пыль. Хум!”

Учитель Падмасамбхава сидит на лотосовом троне внутри дворца. Он держит ваджру, чашу из человеческого черепа и магический скипетр. Его облачение такое же, как на уже описанных его образах. Над ним изображена фигура бодхисаттвы Авалокитешвары с четырьмя руками и дхьяни-будды Амитабхи, чьим духовным сыном является Падмасамбхава. По обеим сторонам трона Падмасамбхавы изображены две его великие ученицы, царевна Мандарава (1) и Кхадо Йеше Цогьял (2), протягивающая учителю чашу из человеческого черепа. Вокруг трона Падмасамбхавы видим восьмерых гуру, являющихся предыдущими воплощениями учителя из Оддияны.

3. Гуру Цокье Дордже. Гуру изображен с шакти. Его тело синее, шакти белая. Он одет в облачение бодхисаттвы. В его правой руке ваджра, в левой он держит колокольчик. Шакти держит чашу из человеческого черепа.

4. Падма Гьялпо. Гуру сидит со скрещенными ногами на чем-то вроде мата, держа в левой руке корзину с фруктом.

5. Шакьясимха (“Лев Шакиев”, эпитет Будды. – Прим. перев.). Говорится, что Падмасамбхава был воплощением Будды. Просветленный сидит в медитации. Правой рукой он делает знак касания земли, в левой держит чашу для подаяния.

6. Сенже Грарог. Этот гуру имеет облик идама. Он потрясает ваджрой. Его тело синее, он изображен одетым в тигриную шкуру и гирлянду из отрубленных человеческих голов. Он стоит на простертом человеческом теле.

7. Дордже Долог. Гуру едет верхом на тигре, потрясая ваджрой и пламенеющим магическим кинжалом.

8. Нима Одзер. Гуру держит магический скипетр, на его голове корона из черепов.

9. Лодан Чогсред. Гуру сидит со скрещенными ногами, держа Колесо и барабанчик.

10. Падмасамбхава. Учитель держит ваджру, чашу и магический скипетр.

Перед четырьмя воротами снаружи стены изображены четыре царя-стража. Снаружи стены мы видим:

11. Идам Гуру Дагмар. Божество изображено танцующим на двух поверженных человеческих телах, потрясая ваджрой и крабом. Цвет его тела красный. Божество одето в тигриную шкуру, на нем гирлянда из человеческих черепов.

12. Кхадо Сэнгэ Донгчан. Дакини танцует на человеческом теле. У нее львиная голова; она держит ваджру, чашу и магический скипетр. Ее тело синее (скрт. Симхамукха. – Прим. перев.).

13. Гонпо Малин Нагпо. Божество потрясает копьем и держит чашу. Цвет его тела синий. На божестве гирлянда из человеческих голов; вокруг талии – тигриная шкура.

14. Самье Це Марпо. Божество едет на лошади, пронзая копьем человеческое тело. В левой руке божества чаша. Цвет его тела красный.

Вокруг дворца видим летящих нимф. Лучезарные радуги поднимаются над дворцом, образуя на концах облака, на которых сидят на тронах Джебцун Мила, Джебцун Марпа и тантрическая ипостась бодхисаттвы Самантабхадры с шакти.

В нижней части картины представлен мир ракшаси.

Царь ракшаси Срингпой Гьялпо изображен сидящим на троне перед зданием, крыши которого увенчаны человеческими черепами.

Царь проповедует перед множеством ракшаси, сидящих перед ним, некоторые из которых преподносят ему корзины и чаши.

Отметим изображенных посреди горного пейзажа ракшаси, одну – пожирающую человеческое тело и другую – пьющую кровь из чаши.

Примечательны нити, подобные тибетским хадакам (церемониальным шарфам), благодаря которым человеческие души объединяются в поток, идущий к раю Падмасамбхавы. Некоторые из этих душ уже объединены и изображены молящимися учителю. Другие все еще в мире ракшаси ожидают своей очереди. Эти нити держат женские фигуры, одетые в наряд нимф.

На скалистой части острова, на котором находится рай, видим пещеры с медитирующими отшельниками.

Картина чрезвычайно красива и по рисунку, и по цвету. Это работа художника из Лхасы. Отметим особенный способ написания облаков и светлый цвет заднего плана – характеристики, которыми всегда выделяются картины, написанные лхасскими художниками.

Картина №29.

На этой картине представлен тот же сюжет, что и на предыдущей. Композиция слегка отличается. Над дворцом Падмасамбхавы видим Шакьямуни в сопровождении Дипанкары, предшествующего будды, и Майтрейи, грядущего будды.

Картина слегка повреждена.

Илл. 15.
Падмасамбхава
Падмасамбхава

Илл. 16. "Чистая земля" Падмасамбхавы
Рай Падмасамбхавы

Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика Предисловие Будды Дхьяни-будды Идамы
Бодхисаттвы Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества
Падмасамбхава Гьялба Цзонкапа Библиография

А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР

Предисловие Будды Абсолютные будды Идамы Бодхисаттвы
Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества Цзонхава
Дхармапалы Младшие божества Шамбала Библиография Словарь




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2014
Миф.Ру (с) 2005-2014

Rambler's Top100