Rambler's Top100
На главную
научной страницы А.Л. Барковой На главную страницу
портала "Миф" К оглавлению работ
о жизни и творчестве Рерихов

ГЬЯЛБА ЦЗОНКАПА

Следующая серия картин (№30–36) изображают Гьялба Цзонкапу в различном окружении. Эта серия картин – работа современного художника, принадлежащего к школе Шигацзе. Все семь картин пришли из монастыря Ронгпуг, где недавно побывала восходящая на Эверест экспедиция.

Подобно Падмасамбхаве, образ Гьялба Цзонкапы твердо установился в тибетской иконографии. Великий Реформатор всегда узнаваем по своему известному носу, и нам сообщали, что это было характерной чертой лица Цзонкапы. Его противники называли его “Большеносый амдосец”. Это единственный пример портретного искусства, который мы можем найти в тибетской живописи.

Образы Гьялба Цзонкапы чрезвычайно многочисленны. Он один из “четырех светил” северного буддизма (Шакьямуни, Нагарджуна, Атиша и Цзонкапа) и часто предстает в триаде с Нагарджуной и Атишей. Часто Реформатор изображен с двумя своими главнейшими учениками – Гьялцаб-дже и Кхайдуб-дже. На образах он одет в желтую шапку своей секты и красно-коричневый монашеский плащ, часто покрытый золотым рисунком (иногда цвет плаща желтый). На двух цветах лотоса, обычно изображаемых позади него, находятся меч и книга.

Картина №30.

Гьялба Цзонкапа изображен сидящим на лотосовом троне. Правой рукой он делает знак касания земли и держит стебли двух цветов лотоса с мечом и книгой. Левая рука держит чашу для подаяния.

Вокруг центральной фигуры мы видим сцены из юности Цзонкапы. На одной из этих сцен родители Цзонкапы приводят своего сына к некому ламе, возможно ламе Ролби Дордже, который взял Цзонкапу в ученики и дал ему имя Кунга Ньингпо.

Отметим образ Ямантаки, идама секты гелукпа, и образ Будды в окружении шестнадцати великих архатов.

Картина №31.

Гьялба Цзонкапа изображен сидящим на лотосовом троне перед прудом, из которого поднимается на цветке лотоса чаша для подаяния. Правой рукой он делает знак аргументации, в левой держит книгу, завернутую в ткань по тибетскому обычаю.

Позади него видим два цветка лотоса с мечом и книгой. Центральная фигура окружена многочисленными нравоучительными сценами, служащими иллюстрациями к житию Цзонкапы.

Картина №32.

Гьялба Цзонкапа изображен в центре. Правой рукой он делает знак бесстрашия и держит стебли двух цветов лотоса с мечом и книгой. Его левая рука держит книгу. Вокруг центральной фигуры представлены многочисленные сцены из монастырской жизни.

Картина №33.

Цзонкапа изображен в середине сидящим на лотосовом троне. Правой рукой он делает знак щедрости и держит цветок лотоса с мечом на нем. Его левая рука держит сосуд с амритой и стебель лотоса с книгой на нем.

Вокруг центральной фигуры – многочисленные нравоучительные сцены. Отметим в левом углу изображение одиннадцатиликого Авалокитешвары, которому поклоняются четыре монаха.

Картина №34.

Гьялба Цзонкапа изображен с атрибутами Ваджрасаттвы. Он держит перед грудью ваджру и колокольчик. Позади него – обычные цветы лотоса с мечом и книгой.

Вокруг центральной фигуры – многочисленные сцены, возможно взятые из жития Цзонкапы. Отметим изображение Ямантаки в сопровождении бодхисаттвы Манджушри и Акшобхъи. Ниже идама видим различные формы Ямы, бога смерти.

Картина №35 (табл. 17).

Цзонкапа представлен как тантрический лама.

Его руки скрещены перед грудью, он держит колокольчик и барабанчик. Позади него видим два цветка лотоса с мечом и книгой на них. Перед лотосовым троном изображено Колесо Закона.

Вокруг центральной фигуры – многочисленные изображения тысячи Татхагат, бодхисаттвы Манджушри, Бхайшаджьягуру, Амитаюса и Майтрейи. Над центральной фигурой видим Ямантаку. В правом углу изображен Цзонкапа, проповедующий множеству учеников. Отметим золотую нить, которая связывает Реформатора и его учеников с бодхисаттвой Манджушри, который изображен окруженным восьмью бодхисаттвами и десятью Татхагатами.

Картина №36.

Гьялба Цзонкапа изображен в середине. Правой рукой он делает знак аргументации и держит стебель цветка лотоса с мечом. Левой рукой он держит чашу для подаяния.

Вокруг центральной фигуры написаны многочисленные сцены из жития Цзонкапы, образы тысячи Татхагат, Ваджрапани и Манджушри.

В нижнем углу слева – дхармараджа Сронгцен Гампо, окруженный придворными, одетыми в меховые шапки и шубы.

Картина №37.

Эта картина представляет ламу Дулдзин Дагпа Гьялцан. Он был учеником Гьялба Цзонкапы и известен своей ученой деятельностью по всему Тибету.

На этой картине он изображен сидящим на троне, обильно задрапированном вышитой тканью. Он одет в обычное платье ламы. В руках он держит ваджру и колокольчик.

Перед троном изображен столик, на котором стоят барабанчик, сосуд, чаша для подаяния и ваза с цветком лотоса.

Картина работы художника из Дердже или Кхама.

Илл. 17. Цзонкапа
Цзонкапа

Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика Предисловие Будды Дхьяни-будды Идамы
Бодхисаттвы Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества
Падмасамбхава Гьялба Цзонкапа Библиография

А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР

Предисловие Будды Абсолютные будды Идамы Бодхисаттвы
Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества Цзонхава
Дхармапалы Младшие божества Шамбала Библиография Словарь




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100