Rambler's Top100
На главную
научной страницы А.Л. Барковой На главную страницу
портала "Миф" К оглавлению работ
о жизни и творчестве Рерихов

БУДДЫ

Образ основателя Учения был и остается центральным в буддийском искусстве, несмотря на все трансформации философской и изобразительной системы. Сцены из его жизни изображаются на картинах, висящих по стенам храмов, так что молящийся, совершая ритуальный обход, как бы проходит с Просветленным весь его жизненный путь. Как правило, на этих картинах представлены двенадцать великих событий в жизни Будды, которые, согласно сутрам, суть следующие.

1. Нисхождение с небес Тушита, где пребывает каждый будущий будда непосредственно перед последним воплощением.

2. Зачатие его матерью Майей во сне от белого слона, который вошел в ее правый бок.

3. Рождение в парке Лумбини из правого бока матери. Имя матери Будды Майя означает в переводе с санскрита “иллюзия”, а также “зримый, материальный мир”, который буддийская философия признает подобием миража. Любопытно, что на изображениях сцены рождения Будды Майя всегда стоит под деревом, за ветку которого держится рукой. Этот образ старше буддизма на две тысячи лет и восходит к доарийской культуре долины Инда – на печатях индских городов так изображалась богиня-мать. Вообще в раннебуддийском искусстве образы богинь, обнимающих дерево рукой и ногой, возникли на несколько столетий раньше образа самого Просветленного, являясь персонификацией жизненных сил природы. Поэтому неудивительно, что мать Будды, символизирующая воплощение Просветленного в материальном мире, изображается с иконографическими чертами богини-матери, богини природы.

4. Изучение восемнадцати искусств, коими должны были владеть знатные юноши. Эти искусства (или науки) в середине первого тысячелетия до нашей эры были следующими: музыка, эротическое искусство, сельское хозяйство, математика, языки, медицина, религия, изобразительное искусство, стрельба из лука, логика, приготовление лекарств, этика, заучивание наизусть, астрономия, астрология, магия, история, литература.

5. Женитьба на царевне Ясодхаре, руку которой он завоевал, выиграв воинские состязания женихов. Она родила ему сына Рахулу, ставшего впоследствии одним из шестнадцати великих архатов.

6. Отречение от мира и принятие монашества. Нет такого буддиста, который не знал бы о четырех встречах царевича, покинувшего дворец: со стариком, больным, похоронной процессией и отшельником. Царевич, никогда прежде не задумывавшийся о вопросах тленности бытия, теперь понимает иллюзорность материальных благ и решает навсегда покинуть дворец.

7. Аскетическая жизнь в лесу. Ищущие истину отшельники, по обычаям того времени, подвергали свое тело крайним истязаниям, морили себя голодом, и будущий Просветленный был в этом усерднее своих товарищей.

8. Вступление на путь, ведущий к Просветлению. После семи лет самоистязаний Шакьямуни понимает, что и окружение себя роскошью, и умерщвление плоти в равной степени не способствуют духовному росту. Поэтому он вкушает пищи и молока, за что его осуждают аскеты. Шакьямуни приходит в Бодхигаю, где садится под деревом, ставшим Деревом Бодхи – Просветления.

9. Преодоление искушений. Владыка материального мира демон Мара всячески пытается воспрепятствовать будущему Будде достичь Просветления. Он посылает к нему трех своих дочерей – Вожделение, Тревогу и Страсть, дабы они соблазнили его, он нападает на него во главе воинства демонов – но все стрелы врагов превращаются в цветы.

10. Достижение Просветления. Шакьямуни становится Буддой, постигая Четыре Благородные Истины: всё в мире есть страдание; причина страдания – это жажда бытия, ведущая человека от перерождения к перерождению; существует способ прекращения страданий; способ этот – Осьмеричный Путь, состоящий из правильного понимания, правильной мысли, правильной речи, правильных действий, правильного образа жизни, правильных усилий, правильной памяти и правильной медитации. Осьмеричный Путь символически предстает в виде Колеса Закона с восьмью спицами.

Первыми свидетелями Просветления Будды были, по преданию, олень и лань, жившие в этой роще. Поэтому изображение пары оленей становится символом Просветления, а позолоченные статуи оленей возле Колеса Закона украшают крыши буддийских храмов.

Достигнув Просветления, Будда коснулся рукою земли, призывая ее в свидетели произошедшего. Эта поза (бхумиспарша-мудра) является наиболее распространенной в иконографии Будды. Другая, также часто встречающаяся поза, – это дхармачакра-правартана мудра, мудра Поворота Колеса Закона, состоящая из мудры проповеди (дхарма-дешана мудра) и мудры знания (джняна-мудра) – руки на уровне груди, правая обращена ладонью к телу, левая – ладонью наружу, большой и указательный пальцы каждой руки соединены.

11. Годы проповеди. На протяжении сорока пяти лет Будда странствовал по Северной Индии, приобретая все большее количество последователей, составивших Сангху – Общину. Просветленный, его Учение и его Община (Будда, Дхарма, Сангха) являются Тремя Драгоценностями буддизма (Триратна), духовным прибежищем всех верующих.

12. Паринирвана (уход в нирвану). Достижение Буддой состояния нирваны, то есть абсолютного покоя, угасания всякого волнения, – один из древнейших иконографических сюжетов в буддийском искусстве. Будду изображают лежащим на левом боку, с подложенной под голову рукой, правая рука вытянута вдоль тела. Просветленного окружает множество монахов, выслушавших последнюю его проповедь: “Будьте сами себе светильниками, на одних себя полагайтесь!”.

Учение Будды после его ухода в нирвану было сохранено архатами, которые, как подробно рассмотрено Ю.Н.Рерихом, продлили свои жизни и оберегают Закон, скрывшись от людей.

Культ архатов чрезвычайно широко распространен по всему буддийскому миру. Молитвы, обращенные к ним, входят в ежедневные религиозные церемонии.

Шестнадцать архатов являются в Тибете символами присуждения высшей ученой степени лхарамбы шестнадцати образованнейшим ученым. С XVII века по 1956 год эта степень традиционно присуждалась во время религиозного праздника Монлам, проходящего после лунного Нового года; ее присвоению предшествовал шестимесячный период экзаменов по философии, логике и другим наукам. Присуждались также две дополнительные степени лхарамбы, символизирующие двух спутников архатов, хотя они были менее почетны. Эта традиция пришла в Тибет из Китая, где существовала по 1911 год.

Буддийская традиция приписывает шестнадцати великим архатам множество учеников, архатов рангом ниже. Список мест, где пребывают архаты, а также их атрибуты в разных источниках отличаются. Ниже мы приводим описание двух тханок из собрания МЦР с изображением Будды и шестнадцати великих архатов*2, отмечая расхождения в иконографии по сравнению со списком Ю.Н.Рериха.

Картина №1 (ил. 1).

В центре на лотосовом троне сидит Будда Шакьямуни в позе касания земли. Тело Будды желтого цвета (вариант золотого, которое символизирует безграничное сияние), волосы написаны синим цветом (заменяющим редко используемый центральноазиатскими художниками черный), одежды красные с золотым узором. Перед троном в чаше пламенеющая Триратна, несколько драгоценных камней и слоновые бивни.

В облаках над его головой мы видим Ваджрадхару – воплощение абсолютного Просветления. Он в одеждах бодхисаттвы, в его скрещенных руках – ваджра и колокольчик. Подробнее о нем см. в следующей главе.

У подножия трона Будды стоят, окруженные синим сиянием, его ближайшие ученики – Шарипутра и Маудгальяяна, держа монашеские посохи и чаши для подаяния. Расположение остальных архатов представим схемой, где цифры соответствуют номерам по списку, приведенному Ю.Н.Рерихом.

первый ряд - 1, 14

второй ряд -11, 6

третий ряд - 9, 12

четвертый ряд - 7, 16

пятый ряд - 2, 4

шестой ряд - 3, 8

седьмой ряд - 5, 15

нижний ряд - 17, 13, 10, 18

Ангаджа (“Частично рожденный”) изображен в верхнем правом углу сидящим по-европейски на оранжевом троне. Его одежды красно-оранжевые. В правой руке он держит красную кисточку-опахало на длинной ручке, в левой – оранжевую курильницу. Иногда его атрибутом является маленькое изображение льва. Легенды утверждают, что он живет на горе Кайласа в окружении 1300 архатов (№1).

Ванаваси (“Живущий в лесу”) на этой картине определяется методом исключения, поскольку допущена иконографическая ошибка – он изображен в позе созерцания. Обычно его атрибуты – кисточка-опахало и поднятая в знаке угрозы правая рука. Будда называл его самым выдающимся изо всех, кто живет в полном одиночестве. Согласно тибетской традиции, его обитель – пещера Ломадун в лесу в Шравасти, где его окружают 1400 архатов (№11).

Аджита (“Непобедимый”) изображен смуглолицым и бородатым, его одежды красно-оранжевые, пола монашеского плаща покрывает голову. Он сидит на зеленой листве в медитации. Будда называл его самым выдающимся из достойных награды. Его обитель – гора Риши (Мудрого Отшельника), где он пребывает в окружении 100 архатов (№9).

Калика (“Со временем”) держит оранжевые серьги. На нем голубо-зеленый халат, поверх которого накинут красный монашеский плащ. Архат сидит на зеленом мате – олбоке. Согласно тибетской традиции, он живет на Медном Острове в окружении 1100 архатов (№7).

Бакула (“бакула” – название породы дерева). Его атрибут – мангуста – не понят художником и превращен в желтый гребень, который архат держит в правой руке. Архат бородат, на нем красные одежды, он сидит на синей листве. Имя архата означает, что одеждой ему служит кора дерева бакула (однако в центральноазиатской иконографии он не изображается одетым в кору). Будда говорил, что он лучший изо всех, чья сильная вера разрушает цикл перерождений. Его обитель – пещера в северной горе Курава, где люди живут по тысяче лет и могут глазами видеть звуки; его окружают 900 архатов (№2).

Ваджрипутра (“Сын ваджры”, “Сын молнии”). Его атрибут – кисточка-опахало – отсутствует; правая рука поднята к груди, левая вытянута. Его одежды оранжевые. Он живет на Цейлоне в окружении 1000 архатов (№3).

Кудапантхака (“Избравший малый путь”) изображен смуглым, бородатым, на нем оранжево-красные одежды; он в медитации сидит на зеленом олбоке. Будда называл его лучшим из принявших монашеский сан, кто изменил мышление других. Его обитель – гора Вултура в Магадхе, где его окружают 1600 архатов (№15).

Хэшан изображен в правом нижнем углу сидящим на шкуре. На нем синий халат и красная паридхана. Легенды называют его китайским мудрецом, жившим в начале династии Тан (VIII–X вв.), он был учителем императора Тайцзуна и его восьми сыновей. Согласно легенде, император послал его к шестнадцати архатам с приглашением приехать в столицу, и после их прибытия Хэшан сделался спутником архатов.

Канакаваста (“Бесконечный золотой узел”) изображен в сиренево-зеленом халате, поверх которого накинут оранжевый монашеский плащ. Его атрибут – нить драгоценных камней – виден очень слабо. Он сидит на красном и синем олбоках. Он живет в пещере в горах Саффрон в Кашмире в окружении 500 архатов (№13).

Пантхака (“Избравший великий путь”) держит книгу в левой руке. Его облачение такое же, как и у Канакавасты. Он живет в прекрасной лесной обители “Аромат Цветов” на небе тридцати трех богов; его окружают 900 архатов (№10).

Дхарматала по-европейски сидит на красном троне, перед ним на облаке в малиновом круге иероглиф, над троном золотой зонт, из-за трона выглядывает тигр. Иногда за его спиной изображают связку духовных книг. Этот мирянин считается воплощением Авалокитешвары и обладающим способностью творить чудеса. Легенда также связывает Дхарматалу с пребыванием шестнадцати архатов у двора Тайцзуна, называя его верным слугою архатов, носившим за ними книги. Чтобы защитить их от опасных животных во время паломничеств к священным горам, он волшебством создал тигра, возникшего из его правого колена.

Канака Бхарадваджа (“Обладающий золотом”) изображен сидящим в медитации. Его одежды красно-оранжевые, он сидит на зеленом олбоке. Его имя связано с тем, что, согласно легенде, обе его руки чудесным образом держат золотую монету. Он живет во дворце на горе Дуден в Харате, одной из великих стран Запада, в окружении 700 архатов (№5).

Пиндола Бхарадваджа (“Получающий милостыню”) сидит на циновке, держа книгу (другой его атрибут – чаша – отсутствует). Он изображен смуглым, на нем оранжевые одежды. Будда называл его самым авторитетным и уверенным защитником Учения среди всех своих учеников. Его обитель – пещера на холме Ланьяри на востоке, где его окружает 1000 архатов (№8).

Бхадра (“Благой”) изображен сидящим фронтально, его правая рука в мудре поучения, левая – медитации. На нем красные одежды, он сидит на синих листьях, рядом с ним оранжевая ступа. Он живет на острове посреди реки Ямуна в окружении 1200 архатов (№4).

Абхеда (“Неотделимый”) сидит с белой ступой в руках; на нем красно-оранжевые одежды. Будда называл его самым сострадательным изо всех сострадательных учеников. Согласно тибетским легендам, он живет в одной из двадцати четырех земель Шамбалы в окружении 1000 архатов (№16).

Нагасена (“Родом из нагов”) изображен смуглым, в оранжево-красных одеждах. Он держит посох с белой лентой, второй его атрибут – сосуд с эликсиром бессмертия – отсутствует. Будда говорил, что он более всех его учеников смог отрешиться от материального мира. Он живет в Магадхе в окружении 1200 архатов (№12).

Рахула, сын Будды (Рахула – название мифической восьмой планеты, противоположной луне и считавшейся причиной затмений), его также называют Рахула Бхадра (Рахула Благой). Он, будучи посвящен Шарипутрой в монахи, стал одним из главнейших учеников Будды. Он изображен в оранжевом монашеском плаще поверх сирене-синего халата. В руках он держит корону как знак того, что он чудесным образом вознесся на небо тридцати трех богов, где проповедовал Учение, и боги и их дети преподнесли ему свои короны. В его обители на севере его окружает 1000 архатов (№6).

Гопака (“Скрытый”) изображен сидящим на оранжево-золотом троне в красном плаще поверх бело-зеленого халата и оранжевой паридханы. Он держит книгу обеими руками. Легенда о его имени говорит, что, когда он родился, его тело было покрыто ужасными язвами, и поэтому он всегда носит одежду. Своей жизнью он демонстрирует неумолимую силу закона Кармы. Он живет на горе Бихула в окружении 1400 архатов (№14).

В нижней части картины мы видим изображение четырех локапал – стражей сторон света. Их образы мы опишем в разделе, посвященном низшим божествам пантеона.

Картина работы бурятского художника, написанная в цветовой гамме, чрезвычайно характерной для Бурятии начала ХХ в.

Картина №2 представляет нам тот же сюжет.

В отличие от предыдущей, на этой картине все архаты изображены в одинаковых монашеских одеждах, покрытых обильной вышивкой.

Картина сильно потемнела от времени, особенно в верхней части. Изображение Будды поновлено. Хорошо сохранившиеся образы локапал позволяют судить о том, что эта картина была некогда очень красивой. Написана в Монголии в XVIII в.

Желая предоставить читателю возможность рассмотреть иконографически безупречное изображение этого сюжета, мы публикуем монгольскую картину XIX в. (ил.2). Расположение архатов мы представим схемой:

первый ряд - 3, 9, 1, 2, 6, 5

второй ряд - 7, 8

третий ряд - 11, 4

четвертый ряд - 10, 12

пятый ряд - 13, 15, 16, 14

шестой ряд - 17, 18

Картина №3. Будда в окружении восьми ступ.

Ступа (тиб. “чортен”, монг. “субурган”) – это буддийское мемориальное сооружение, символизирующее просветленное сознание будды. Ступы – это древнейшие памятники буддийского искусства; в первые века развития буддизма, когда существовал запрет на изображение Будды в человеческом теле, Просветленного на рельефах обозначала ступа.

По своему происхождению ступа восходит к древнейшим погребальным сооружениям, к земляному холму, обнесенному оградой. Поэтому ступы, какого бы размера они ни были, никогда не имеют внутреннего пространства. Согласно преданиям, первые восемь ступ были воздвигнуты учениками Будды после смерти Учителя и в них был похоронен разделенный на восемь частей прах Просветленного. И в настоящее время ступы воздвигаются на месте кремации высоких лам или духовных учителей.

Структура ступы отражает символическое строение Вселенной: квадратная база означает землю, конусообразный реликварий – воду, шпиль из десяти или тринадцати ступеней Просветления – воздух, солнце и луна на его вершине – пространство, язык пламени над ними – пустоту.

Обход ступы во все времена считался одним из самых благочестивых поступков, которые регулярно совершают все буддисты. К самым знаменитым ступам и по сей день приходит множество пилигримов, которые верят, что их духовные заслуги возрастут в результате этого паломничества.

Тибетцы различают восемь видов ступ, соответствующих восьми важнейшим эпизодам в жизни Будды.

Папунг ступа (Стебель лотоса) связана с рождением Будды: когда он родился, то сразу же прошел семь шагов, и из каждого его следа вырос лотос. Эти лотосы поднялись наподобие ступы, и отец Будды возвел ступу в парке Лумбини.

Чангчуб ступа (ступа Просветления) символизирует Просветление в Бодхигае. Ее форма наиболее популярна, и на нашей картине изображена именно она.

Таши Гоманг ступа (ступа Колеса Закона) символизирует первую проповедь Будды.

Чотул ступа (ступа Чудес) знаменует победу Будды над индийскими философами в диспуте в Шравасти. В ознаменование этой победы в тибетских монастырях во время новогоднего праздника Монлам устраиваются философские дебаты.

Лхабаб ступа символизирует возвращение Будды с небес Тушита, куда он отправился, чтобы увидеться со своей матерью.

Йендун ступа знаменует примирение Будды с монахами, которых подстрекал к мятежу Девадатта, двоюродный брат Просветленного.

Намгьял ступа (ступа Победы) связана с выздоровлением Будды после тяжелой болезни. Когда его здоровью угрожала опасность, ученики Просветленного провели “церемонию долгой жизни”, обращенную к Ушнишавиджае, и Учитель выздоровел.

Мьянгдай ступа символизирует паринирвану Будды, полное угасание всех страданий.

На нашей картине мы видим в центре Будду Шакьямуни сидящим в позе касания земли. Его лотосовый трон стоит на оранжевом пьедестале; перед ним в чаше цветы, раковина, фрукты, лента и зеркало. Возле трона стоят Шарипутра и Маудгальяяна, держа монашеские посохи и чаши для подаяния.

Вокруг в три ряда расположены восемь желтых ступ, в семи из которых (за исключением нижней правой) находятся маленькие изображения Будды. Под каждой ступой – плохо сохранившиеся желтые надписи по-тибетски на красном фоне.

Картина тибетской работы XVIII в., сильно потемневшая от времени.

Картина №4. Три изображения Будды (ил.3).

Перед нами своеобразный иконографический сюжет. Изображение разных ипостасей божества часто встречается на тибетских картинах, однако тройная одна и та же форма – редкость.

Будда представлен проповедующим и в небесных мирах, и на земле. Согласно сутрам махаяны, Будда не счел возможным открыть людям всё Учение, поскольку они были не подготовлены к его восприятию. Поэтому он изложил людям лишь хинаяну (Малую Колесницу), а махаяну проповедовал на чудесной горе Гридхракуте великому собранию богов, нагов, гандхарвов и других божеств. Важно отметить, что индийские боги нередко встречаются в буддийской иконографии. Будда никогда не отрицал факта существования каких-либо богов, лишь учил, что поклонение и жертвоприношения им не приближают к спасению. Поэтому в буддийской живописи индуистские боги изображаются либо попираемыми ногами идамов, либо подносящими дары буддам.

На этой картине вверху Будда восседает в небесном дворце, принимая подношения от индийского бога-творца Брахмы, подносящего ему Колесо Закона, и громовержца Индры, подносящего шкатулку с драгоценностями. Рядом с богами стоят два адоранта. Будда изображен златотелым, в красных покрытых узором одеждах, его руки в жесте Поворота Колеса Закона. Брахма, согласно индуистской иконографии, желтотелый и четырехликий.

Дворец, в котором они находятся, китайской архитектуры. Крыша у дворца двухъярусная, подкровельные кронштейны – доугуны – прописаны золотом. Перед троном Будды находится столик для подношений, на котором стоят дважды по Три Драгоценности и Колесо Закона.

В нижней части картины слева Будда проповедует восьми ученикам в горах. Лотосовый трон Будды стоит на красно-оранжевом пьедестале. Отметим, что из восьми учеников двое – в одеждах лам, а не индийских монахов. Окружающие горы прописаны сине-розовыми и зелено-розовыми пятнами в манере, возникшей в Китае в начале первого тысячелетия и заимствованной сначала тибетскими, а затем центральноазиатскими художниками.

В нижней части картины справа Будда проповедует восьми ученикам в саду. Изображение Будды аналогично левому, ученики в одеждах индийских монахов. Перед троном Будды – драгоценные камни, лежащие на траве и в чаше. Манера написания деревьев восходит к традиции индийской народной миниатюры. Изображение деревьев, унизанных прописанными золотом драгоценностями – непременный атрибут пейзажей райских земель, переходящий, впрочем, и на условные земные пейзажи.

Внизу картины надпись золотом по-тибетски.

Обрамление тханки имитирует китайский шелк с изображением облаков. Эта традиция возникла в Монголии, где спрос на китайские шелка был чрезвычайно велик, а достать их было трудно. Обычно в таком случае в узор входят изображения не только облаков, но и иероглифов шоу, означающих долговечность, долгожительство и вообще являющихся символом благополучия. Наиболее часто такое обрамление делалось на картинах с изображением трех божеств долголетия.

Эта картина, написанная в Монголии в начале ХХ века, являет собой яркий пример соединения в буддийском искусстве эстетических традиций Индии, Китая, Тибета, Центральной Азии. Ее уникальная композиция является творческим развитием канонизированного Цзонхавой иконографического сюжета “отец с сыновьями”, где у ног главного божества изображаются два его спутника. Здесь в этой роли выступает Будда, проповедующий махаяну, и Будда, проповедующий хинаяну.

Картина №5. Будда с окружением (ил.4).

В центре изображен Будда Шакьямуни в позе касания земли. Тело Будды золотое, в его левой руке чаша для подаяния. Перед троном стоят Шарипутра и Маудгальяяна.

В облаках над головой Будды изображен Цзонхава, справа бодхисаттва мудрости – Манджушри, слева – бодхисаттва милосердия Авалокитешвара в ипостаси Шадакшари Локешвара, через его плечо перекинута условно изображенная шкура газели. У обоих красная паридхана и зеленое покрывало.

Внизу в центре – бодхисаттва силы Ваджрапани, объятый пламенем. Он держит в правой поднятой руке ваджру, на его бедрах тигриная шкура. Подробнее о нем см. в главе “Бодхисаттвы”.

Важно отметить символическую стройность композиции картины: триада Шакьямуни с учениками дополняется основной триадой ламаизма – Милосердие, Мудрость и Сила. Тханка, таким образом, отражает идею преемственности изначальной и позднейшей форм буддизма. Изображение Цзонхавы в облаках обусловлено тем, что именно ему принадлежит окончательное формирование представления о том, что разные формы буддизма являются ступенями единой лестницы духовного восхождения.

Обрамление картины в виде имитации красной и желтой полос китайского шелка с облаками и иероглифами шоу позволяет уверенно говорить о ее монгольском происхождении. Время написания – рубеж XIX и XX вв.

Картина №6. Будда с окружением.

В центре картины – Будда Шакьямуни в позе касания земли, сидящий на лотосовом троне, который покоится на желто-красном львином троне. Симха – лев – символ бесстрашия и один из эпитетов Будды, поэтому львы часто поддерживают троны будд и великих лам. Несмотря на изначальную связь Будды и льва, манера изображения львов заимствована тибетским искусством из китайского.

Рядом с троном Будды стоят Шарипутра и Маудгальяяна, держащие монашеские посохи и чаши для подаяния. Перед троном в оранжевой чаше лежат подношения: зеркало, раковина, три плода бильва, входящие в группу “восьми благих даров”, поднесенных Будде при жизни, и лютня*3, входящая в группу “восьми алтарных подношений”.

Паривара Будды построена по принципу соответствия между высотой ранга божества и его места на полотне: над головою Будды – будды и великие учителя, на одном уровне с ним – бодхисаттвы, ниже его – гневные защитники Учения дхармапалы.

На описываемой картине над головой Будды изображен Цзонхава, справа – дхьяни-будда Амитабха, слева – вероятно, предшествовавший Шакьямуни будда Дипанкара (его тело желтое, руки в жесте Поворота Колеса Закона).

Ниже Амитабхи – богиня Ситатапатра с белым зонтом. Ее изображение идентично картине №33. Слева – богиня Праджняпарамита, воплощение высшей из степеней духовного совершенства. Она изображается желтотелой, четырехрукой, в двух руках она держит, подобно Шадакшари Локешваре, четки и лотос, основная левая рука в жесте созерцания, держит сосуд с эликсиром бессмертия, основная правая рука у груди держит ваджру.

Под ними – Белая и Зеленая Тары, Белая держит один лотосовый стебель, Зеленая – два. Одежды всех бодхисаттв красные.

Нижний ярус составляют изображения трех гневных охранителей Учения: бога богатства Куберы, шестирукого Махакалы и бога смерти Ямы. Анализ их образов мы дадим в посвященном им разделе.

Обрамление картины, как и у предыдущих, имитирует китайский шелк с рисунком, что указывает на монгольское происхождение тханки. Картина создана в прошлом веке.

Картина №7. Будда Шакьямуни с окружением.

В центре картины изображен Будда в позе касания земли. Его монашеский плащ оранжевый с синей изнанкой, под ним красное одеяние с зеленой изнанкой. Волосы Будды темно-синего цвета, завитки волос превращены в ряд шишечек. Перед троном в оранжевой чаше лежат Три Драгоценности, лютня, раковина, зеркало и чинтамани – драгоценный камень, исполняющий желания. У подножия трона стоят Шарипутра и Маудгальяяна, держащие монашеские посохи и чаши для подаяния.

В облаках над головой Будды – Ваджрадхара, слева – дхьяни-будда Амитабха, справа – желтотелый будда, правая рука которого поднята к груди в знаке бесстрашия. Вероятно, это написанный с иконографической ошибкой Амогхасиддхи, тело которого должно быть зеленым.

Картина работы бурятского художника рубежа XVIII–XIX вв.

Картина №8. Будда с окружением.

Большую часть картины занимает изображение Будды Шакьямуни в позе касания земли. Его тело желтое, одежды оранжевые и красные. Перед его троном подношения в чаше: зеркало, три плода бильвы, раковина, лютня и лента, символизирующие пять чувств.

Рядом с чашей – малые изображения Зеленой Тары и бодхисаттвы силы Ваджрапани. Любопытно, что пламя за спиной Ваджрапани написано не полыхающим, а таким, как у некоторых идамов, – светло-коричневый внутренний круг, по краю которого идет дуга языков пламени.

Тханка в поврежденном состоянии – по всему полотну идут черные точки.

Работа бурятского художника XIX в.

Картина №9. Будда Шакьямуни.

Будда сидит в позе касания земли, держа чашу для подаяния. Его тело желтое, одежды оранжевые с белой изнанкой и красные. Его лотосовый трон стоит на коричнево-сером троне, поддерживаемом двумя львами. Сияние за спиной Будды обрамлено листьями, цветами и плодами.

Перед троном – синетелый Ваджрапани, объятый пламенем.

Рисунок принадлежит к монгольской школе, однако цветовая гамма бурятская, что объясняется ввозом монгольских ксилографических оттисков в Бурятию в XIX в.

Картина №10. Тридцать пять будд сострадания.

Тридцать пять будд сострадания – это неразрывная группа, возглавляемая Шакьямуни. Согласно учению махаяны, эти будды являются первыми помощниками верующих, стремящихся очиститься от грехов. Молитвы к этим буддам включены во все тибетские требники. Эта группа символизирует способность будд прощать все грехи, очищать негативную карму, вести к лучшему перерождению. Сутра махаяны “Драгоценная тайная книга очищения всех грехов” утверждает, что если имя каждого из тридцати пяти будд произносить с искренним пониманием, то простятся все грехи. Это возможно благодаря тому, что имя каждого из них означает аспект Природы Будды, например, “видящий внутреннюю суть всех вещей”. Неграмотные буддисты Монголии и Бурятии, не имея возможности произносить имена этих будд, заменяют их тридцатью пятью поклонами.

Эту группу называют также буддами покаяния. Это связано с практикой духовного очищения монахов, которые должны были дважды в месяц декламировать 253 обета буддийского монаха и каяться в совершенных грехах. Обычай этот восходит ко временам жизни Будды Шакьямуни, однако особое значение он приобрел после утверждения Атишей идеала “чистой славной жизни”, возрождающей нравственность изначальной Общины.

Иконография тридцати пяти будд считается восходящей к Цзонхаве. Легенда утверждает, что художники, не зная, как им изобразить это собрание, обратились к Великому Реформатору, ему было видение, после которого он смог объяснить, как следует писать тридцать пять будд.

Будду Шакьямуни всегда изображают в центре, его размер в несколько раз превышает рост всех остальных. Будда сидит в обычном облачении, в позе касания земли, держа чашу для подаяния. Его лотосовый трон стоит на пьедестале, который поддерживают белые львы. Обычно перед троном стоят Шарипутра и Маудгальяяна; на нашей картине они отсутствуют.

Тридцать четыре будды одеты в обычные монашеские плащи, их тела разных цветов, большинство из них не держат атрибутов.

Паривару тридцати пяти будд могут составлять три божества долгой жизни (Амитаюс, Ушнишавиждая, Белая Тара), из которых на нашей картине присутствует Амитаюс (внизу), а также бодхисаттвы Манджушри и Майтрейя, символизирующие два пути к Просветлению: Манджушри – путь мудрости, Майтрейя – путь любви и сострадания. На нашей картине вверху изображены два бодхисаттвы, один – зеленотелый с мечом и колокольчиком, другой – белотелый с колокольчиком; идентифицировать их затруднительно.

В центре верхнего ряда обычно изображают Цзонхаву, поскольку этот иконографический сюжет разработан им; в нашем случае это место занимает Ваджрадхара.

Картина работы монгольского художника ХIX в., весьма скупая по
колориту.

Илл. 1
Будда и 16 архатов
Будда и 16 архатов
Илл. 2
Будда и 16 архатов
Будда и 16 архатов
Илл. 3
Будда
Будда
Илл. 4
Будда
Будда

Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика Предисловие Будды Дхьяни-будды Идамы
Бодхисаттвы Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества
Падмасамбхава Гьялба Цзонкапа Библиография

А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР

Предисловие Будды Абсолютные будды Идамы Бодхисаттвы
Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества Цзонхава
Дхармапалы Младшие божества Шамбала Библиография Словарь




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012