Rambler's Top100
На главную
научной страницы А.Л. Барковой На главную страницу
портала "Миф" К оглавлению работ
о жизни и творчестве Рерихов

ИДАМЫ

Поскольку главнейшие идамы – Гухъясамаджа, Самвара, Калачакра, Ваджрабхайрава, Хаягрива – персонифицируют одноименные им тантры, то прежде описания этих божеств необходимо охарактеризовать тибетское тантрическое учение как таковое.

Само понятие “тантра” означает буквально “сцепление”, в переносном смысле – “сокровенное знание”. Тантра – это метод, или путь, достижения Просветления, помогающий практикующему обрести состояние будды в течение одной жизни, хотя и с великими усилиями. При этом стремление к достижению Просветления является скорее альтруистическим, поскольку, согласно учению махаяны вообще и ваджраяны в частности, чем ближе сущность к Просветлению, тем более она стремится помогать другим, идущим этим путем.

Корни тантризма уходят в доарийскую Индию, в культ богини-матери, в магию сельской общины, во многом связанную с сексуальными ритуалами. Тантрическое учение выросло из этих верований, взяв за основу представление о тождестве микро- и макрокосма, человека и мироздания, поскольку все возводится к единению двух начал – женского и мужского. В зависимости от того, какое начало признается главенствующим, тантра разделяется на “правую” и “левую”.

Тантра “правой руки” господствует в Индии, она признает ведущим мужское, активное начало. В ее ритуалах единение женского и мужского начал воспроизводится реальным половым актом.

Тантра “левой руки” – это тантра буддийская, ведущим началом она признает женское, символизирующее мудрость. Слияние обоих начал в монашеской тантре, разумеется, может быть только символическим.

В тантре “левой руки” ощущается сильное влияние шактизма, в котором объектом поклонения служит Деви – супруга Шивы. В этой тантре, как и в шиваизме, каждое мужское божество имеет свою божественную супругу-шакти, с которой сливается в вечных объятиях. Тантрическая традиция утверждает, что боги становятся могучими и мудрыми только благодаря соединению со своими шакти. Шакти (женская энергия), праджня (запредельная мудрость) представляют собой сплав женственности и мудрости, сливающихся в образе Праджняпарамиты, которая, будучи изначально махаяническим текстом, в тантре деифицируется и становится глубоко почитаемой богиней, “матерью всех будд”. “Подобно матери, выводящей ребенка на дорогу, Высочайшая Мудрость показывает буддам их наилучший путь”.

Мудрость, символизируемая женским началом, считается имманентно существующей, разлитой в мире. Мужское начало представляет собою метод (“упайя”), посредством которого постигается мудрость. Символ метода – ваджра – атрибут огромного количества божеств.

Еще одной особенностью тантры “левой руки” является наличие большого числа грозных божеств, представляющих собой воплощение сил, трансформирующих негативные эмоции в мудрость; а также тщательно разработанный ритуал созерцания.

Тибетская тантра включает в себя четыре класса тантр: тантра действия (Крия-тантра), предполагающая совершенствование через ритуал; тантра выполнения (Чарья-тантра), в которой ритуал и медитация признаются равноценными; Йога-тантра, в основе которой лежит йогическая медитация; и тантра высшей йоги (Ануттара-йога-тантра), в практике которой основным является постижение недвойственности мироздания, единства противоположных начал.

Шунья (пустота) – основное положение буддизма махаяны. Оно означает, что весь мир есть лишь результат причинно-следственной цепи, что он не обладает самосущим бытием. Поэтому нет разницы между прекрасными и отвратительными вещами: “внешние формы могут представляться хорошими или плохими, но все они суть заблуждения собственного разума и в действительности своей формы не имеют”.

“Что касается блаженства и пустоты, – говорил в одной из своих лекций Далай-лама XIV, – то здесь подразумевается неразрывное единство мудрости, постигающей пустоту, и глубокого переживания блаженства... Значение использования блаженства для реализации постижения пустоты столь велико, что многие медитативные божества тантр высшей йоги изображаются в соитии. Но, как я уже говорил, это блаженство очень отличается от того, что испытывается в обычном половом акте”.

Изображение идамов в соитии со своей женской ипостасью – праджней – означает, что каждый принцип, персонифицируемый в образе идама, имеет две стороны – активную и пассивную, и только их единение дает возможность духовного роста. Такие изображения по-тибетски называются “яб-юм” (“отец-мать”), форма их восходит к индийской храмовой скульптуре, отражавшей мифы о том, что бог обретает свою подлинную силу только в единении с шакти-супругой.

Тантра высшей йоги, доступная только для тех монахов, кто достиг очень высокой ступени духовного развития и способен постичь истинную природу вещей независимо от внешних проявлений, занимает исключительную позицию в отношении женщины. Если во всех остальных буддийских текстах, будь то хинаянистские, махаянистские или три другие класса тантр, женщины считаются неспособными достичь Просветления или вообще существами, препятствующими достижению Просветления, то в Ануттара-йога-тантре женщина – воплощение мудрости-праджни – ставится выше мужчины. Во многих текстах, принадлежащих к Ануттара-йога-тантре, например в тантре Ваджрайогини, главное божество имеет женский облик. “В тантрах высшей йоги, например в... Гухъясамаджа-тантре, возможность для практикующей женщины достичь полного пробуждения за одну жизнь признается открыто и безоговорочно”. Главенство женского начала выражается и в том, что многие божества (особенно бодхисаттвы) имеют женовидный облик. Лотос – символ мудрости-праджни – служит троном всем буддийским богам: женское начало – основа основ.

Иконография идамов всецело посвящена задачам медитации: “Многочисленные изображения божеств в тантре – не произвольные творения, а образы, отражающие методы очищения загрязненных психофизических совокупностей (скандх), элементов (дхату) и источников (аятана). При этом мирный или гневный облик божества, количество ликов и рук, число главных и сопутствующих фигур и т.п. отвечают различиям в наклонностях, образе мышления и способностях обучаемых”.

Иконография различает три типа изображения идамов – спокойный, возбужденный и гневный. У идамов в спокойной ипостаси (Гухъясамаджа) лицо милостивое, нимб над головой, за спиной круговое сияние, пропорции тела соответствуют пропорциям будд.

У идамов в возбужденной ипостаси (Калачакра, Самвара, Хеваджра) рот слегка оскален, нимб отсутствует, у кругового сияния за спиной внешняя часть представляет собою дугу языков пламени; пропорции тела те же.

У идамов в гневной ипостаси (Ямантака, Хаягрива) телосложение такое же, как у дхармапал, налитые кровью глаза навыкате, рот оскален; за их спиною бушует пламя.

Завершая наш краткий абрис иконографии идамов в целом, следует сказать несколько слов о символике техники нагтан – прописи цветными контурами по черному полю. В этой технике пишут образы идамов и дхармапал, предназначенные для медитаций. Изображенные таким образом гневные божества защищают практикующих. Черный цвет символизирует высшую реальность, шунью-пустоту, но вместе с тем и ненависть, которая посредством духовной практики преобразуется в запредельную мудрость. Идея преобразования отрицательных человеческих качеств в духовные заслуги – одна из главнейших в тантре.

Гухъясамаджа (см. ил. 8 – слева внизу) принадлежит к идамам Ануттара-йога-тантры. Его полное имя – Гухъясамаджа Акшобхъяваджра. “Гухъясамаджа” переводится с санскрита как “Тайное Собрание” или “Собрание Тайных”. Его второе имя указывает на то, что он считается эманацией дхьяни-будды Акшобхъи, символ которого – ваджра.

В Гухъясамаджа-тантре он назван проявлением Адибудды в мире явлений, символом триединства тела, речи и мысли всех Татхагат. Его атрибуты: ваджра и колокольчик – символы Адибудды, а также Акшобхъи, Колесо Закона (зеркальная мудрость) – символ Вайрочаны, лотос (тонкая мудрость) – символ Амитабхи, драгоценность (равноправная мудрость) – символ Ратнасамбхавы, меч (всесовершенная мудрость) – символ Амогхасиддхи. Таким образом Гухъясамаджа воплощает объединение сил всех дхьяни-будд.

Его праджня Спаршаваджра излучает энергию ярости, контрастирующую с умиротворенностью ее супруга.

Гухъясамаджа-тантра – это одно из первых санскритских произведений, переведенных на тибетский язык. По легенде, Будда Шакьямуни произнес ее наутро после Просветления. Другая легенда говорит, что великий буддийский философ Асанга (IV в.) совершил путешествие на небо Тушита, где получил ее от Майтрейи.

Идам Хеваджра, изображенный в центре картины, принадлежит к семье Гухъясамаджи. Его имя переводится как восклицание “О, ваджра!”; он покровитель Хеваджра-тантры, в которой идентифицируется с дхьяни-буддой Акшобхъей. Хеваджра – воплощение единства мудрости и сострадания. Его праджня Найратмья (“Бездушная”; другой вариант перевода имени – “Самоотверженная”) имеет собственный культ и является персонификацией духовной свободы. Изображенная одиночно, она или танцует, подобно Ваджраварахи, или сидит на теле человека, держа григуг и габалу, которые символизируют разрушение всех ошибочных мнений и концепций, препятствующих постижению Пустоты.

Обращает на себя внимание особенность иконографии Хеваджры: если у всех остальных многоногих божеств ноги идут параллельно друг другу, то у этого идама две ноги стоят, две пляшут. Он попирает левой ногой индуистского бога-творца Брахму и его супругу Сарасвати, левой – Шиву и его супругу Кали. В своих правых руках он держит габалы с различными животными, в левых – габалы с индуистскими богами.

Идам Самвара (“Выбор”) также относится к эманациям дхьяни-будды Акшобхъи (на ил. 8 – вверху слева). Полное имя идама – Шамвара (“Высшее блаженство”) Парамасукха (“Высшее блаженство”) Чакрасамвара (“чакра” – колесо, Колесо Закона). Его праджня – краснотелая дакини Ваджраварахи – часто изображается самостоятельно (см. ил. 32). Идам попирает ногами синего четырехрукого Шиву (Бхайраву) и красную Каларатри.

Обителью Самвары считается священная гора Кайласа, которая в индуизме является местом пребывания Шивы. Одна из легенд утверждает, что Будда эманировал из своего дворца на Кайласу, дабы обучить Шиву и его супругу тантрам.

Парамасукха-Чакрасамвара-тантра считается высшей в Ануттара-йога-тантре. В ней наиболее развита техника достижения “ясного света свободы” (шуньята-прабхасвара), уничтожения “эго” путем трансформации собственных страстей. В Самвара-тантре об идаме говорится, что он своими обнаженными клыками размалывает материальный мир, устремленный к ложным ценностям. Его третий глаз зрит высшую реальность.

Ваджраварахи – “Алмазная Свинья” – символизирует единство сострадания и мудрости. Она принадлежит к числу эманаций дхьяни-будды Вайрочаны. Существуют многочисленные легенды о том, как Самвара или Ваджраварахи являлись к великим святым, дабы сообщить им новые медитативные практики и другие наставления.

Идам Калачакра изображен на картине №12 (см. илл. 10)

Его имя означает “Колесо Времени”, ему посвящена Калачакра-тантра, принадлежащая к системе Ануттара-йога-тантры. Имя его праджни – Вишвамата (“Всеобщая Мать”).

В практике Калачакра-тантры единство мудрости (праджни) и метода ее постижения (упайи) – полное, они сосуществуют в сознании медитирующего одновременно. Главная цель Калачакра-тантры – трансформировать и тело, и сознание практикующего в чистоту; путем к этому является медитация на образе божества, причем столь глубокая, что человек совершенно растворяется в нем, ощущая себя сущностью, подобной этому божеству телом и сознанием, хотя в то же время он сохраняет полное осознание пустотности и самого себя, и объекта медитации. Как описано Далай-ламой XIV, Калачакра-тантра содержит в себе все важнейшие составляющие пути достижения состояния будды.

Разумеется, изучение Калачакра-тантры и полная медитация по ней доступны лишь монахам. Однако частичная медитация на Калачакре возможна и для мирян – это созерцание мандалы (магической диаграммы) Калачакры, в центре которой изображена крестообразная висваваджра, рядом с ней оранжевая точка (они символизируют Калачакру и Вишвамату), обрамленные восьмилепестковым лотосом, на котором стоят женские божества, воплощающие сострадательные энергии просветленного сердца. Тибетцы верят, что каждый, кто созерцает мандалу Калачакры с добрыми намерениями, получает энергетический импульс к Просветлению и возродится во время нового золотого века Шамбалы.

Представления о Шамбале и Калачакре неразрывно связаны. По легенде, Будда проповедовал Калачакра-тантру царю Шамбалы Сучандре, который был воплощением Ваджрапани, и Атиша, принесший учение Калачакры, добыл его в Шамбале.

Калачакра-тантра состоит из трех “Колес Времени”, называемых Внешним, Внутренним и Иным. Внешняя Калачакра восходит к индийским астрономическим и астрологическим системам, она описывает расположение и окружение солнца, луны, звезд, планет и т.д. Земля представляется круглой, неподвижной в центре мироздания. Ее окружают двадцать восемь созвездий, через которые проходит луна. Созвездия эти считаются богинями-дочерьми четырех царей-миродержцев. Все буддийские астрологические схемы рассчитываются на основе Калачакра-тантры. К ней относятся и пришедшие из Китая двенадцати- и шестидесятилетний циклы.

Внутренняя Калачакра касается всех живущих внутри физического мира и описывает каналы тела, энергии и жидкости, циркулирующие внутри его. Практика Внутренней Калачакры предполагает утоньшение нервной системы посредством йоги, эстетического совершенствования чувств одухотворенной мыслью. Мир и Внешней и Внутренней Калачакры нуждается в том, чтобы быть очищенным.

Иная Калачакра связана с методами достижения Просветления; она включает в себя посвящение, которое предписывает личности, получившей его, неуклонно следовать путем Калачакры к состоянию будды.

Название “Калачакра” применительно к Внешней и Внутренней означает протекающую во времени циркуляцию небесных тел и энергий внутри человека. Относительно Иной Калачакры этот термин означает, что универсальное сострадание поворачивает время так, чтобы все страдающие сущности достигли Просветления. В этом случае Калачакра воспринимается и как благо постижения пустоты, где нет прошлого, настоящего и будущего.

На представленных картинах мы видим идама Калачакру с его праджней. Обращает на себя внимание иконография идама: его тело, центральная голова и нижние восемь рук синие, правая голова, нога и средние восемь рук красные, левая голова, нога и верхние восемь рук белые. Его дальнее левое лицо желтое. Вишвамата золотая. Каждый палец на руке Калачакры своего цвета. Идам стоит на красном индийском боге любви Камадеве и белом гневном боге Рудре; они оба четырехрукие. Пятки Вишваматы поддерживают их супруги – красная Гама и белая Ума.

Паривару Калачакры составляют Будда Шакьямуни и цари Шамбалы Сучандра и Манджушрикирти, первым из них была, по легенде, записана Калачакра-тантра, вторым написан на нее комментарий Лахукалачакра-тантра. Внизу изображены орел Гаруда и богиня Тара.

Картина №12 – старинный тибетский ксилограф, дар Музею А.А.Кочарова, профессора тибетской живописи в Сарнатхе (Индия).

Картина №13. Тринадцать форм Ямантаки (ил. 11).

Ямантака (“Одолевший Яму”), Ямари (“Враг Ямы”), считается гневной ипостасью бодхисаттвы Манджушри, которую тот принял, дабы одолеть разбушевавшегося царя преисподней. На философском уровне эта победа понимается как торжество алмазной мудрости высшей реальности над злом, невежеством, страданием и смертью.

Другое имя Ямантаки – Ваджрабхайрава – позволяет говорить о заимствовании некоторых черт шиваизма. Само имя Бхайрава (“Ужасный”) – это одно из имен Шивы (которого часто называют Махабхайрава – “Великий Ужасный”), ипостаси, в которой он предстает как бог бешеного безумия, облаченный в кровавую кожу слона, возглавляющий дикую пляску чудовищных духов. Спутник Шивы – бык, его атрибут (иногда – ипостась) – обнаженный лингам (фаллос), его оружие – трезубец, его ожерелья сделаны из человеческих черепов или голов. Все эти атрибуты приходят в тибетский буддизм, так или иначе сочетаясь, в образах гневных божеств. Наиболее ярким их проявлением является Ваджрабхайрава Ямантака, особенно в ипостаси Экавира – “Одинокий муж”. Его иконография в этой форме такая же, как и на нашей картине, но он изображается без праджни, откуда и имя Экавира. Синий цвет его тела заставляет вспомнить эпитет Шивы – Нилагрива (“синешеий”), связанный с мифом о том, что бог проглотил страшный яд, грозящий сжечь вселенную, и изрыгнет его, когда придет время гибели мира. Вообще в древнейших культурах мира синий цвет – это цвет смерти и преисподней. Центральная бычья голова Ваджрабхайравы (хотя и объясняется мифом о борьбе Манджушри с быкоголовым Ямой – см. ниже) восходит к почитанию быка как спутника Шивы. Мы видим и плащ из окровавленной слоновьей кожи, и трезубец, и барабанчик-дамару в форме песочных часов (последний – также атрибут Шивы, он символизирует первый звук во Вселенной). Экавира Ваджрабхайрава изображается с поднятым обнаженным фаллосом. На его гневных головах три глаза, третий – это глаз, зрящий высшую реальность; черта, также пришедшая из шиваизма.

На нашей картине представлена основная ипостась идама, называемая Ямантака Трайодашадева – Тринадцатибожный – поскольку его окружают двенадцать пар божеств. Сам Ямантака изображается в соитии со своей праджней Ваджраветали (иногда ошибочно называемой Джняна-дакини). Ветала в индийской мифологии – это бесплотный дух, вселяющийся в мертвеца; поэтому англоязычный перевод ее имени – “Алмазная Зомби” – не может считаться правильным (зомби – тело, действующее под воздействием чужой воли, ветала – дух, заставляющий мертвое тело двигаться).

Ямантака и Ваджраветали полностью обнажены (не считая многочисленных украшений) – это символ их свободы от иллюзий и заблуждений. Волосы идама стоят дыбом – это знак его просветленности. Другие аспекты образа Ямантаки нам разъяснены в толковании Цзонхавы: его девять голов соответствуют девяти разделам буддийского канона (либо восемь из них означают восемь сторон света, а милостивая голова Манджушри – центр), его тридцать четыре руки вместе с его духом, речью и воплощенным телом соответствуют тридцати семи аспектам Просветления, два рога символизируют две истины (относительную и абсолютную), шестнадцать ног – шестнадцать аспектов концепции шуньи (пустоты). Идам стоит на индийских богах (под правыми ногами – четырехголовый Брахма, Вишну и др., под левыми – шестиголовый Сканда – бог войны, Ганеша и др.), на человеке, животных и птицах. Центральной парой рук он держит обычные атрибуты гневных божеств – нож григуг и чашу габалу, символизирующие единство мужского и женского начала. Другой атрибут всех гневных божеств – ожерелье из отрубленных человеческих голов – означает победу мудрости над эгоизмом. Пять черепов в диадеме на каждой из его голов – символ преодоления пяти грехов: невежества, жадности, гордости, гнева и любострастия.

Паривару идама составляют три группы божеств: будды созерцания в ипостаси Ямантаки – Мохаямантака (Вайрочана как Ямантака), Матсарьяямантака (Ратнасамбхава как Ямантака), Рагаямантака (Амитабха как Ямантака), Иршьяямантака (Амогхасиддхи как Ямантака); женщины-будды со своими мужскими ипостасями – Чарчика, Мамаки, Сарасвати и Гаури; четыре божества-охранителя – Мудгараямантака, Дандаямантака, Падмаямантака и Кхадгаямантака. Мужские божества трехглавые, шестирукие, женские – одноглавые, двурукие; все полностью обнажены.

Картина работы бурятского художника XIX в.

Ваджрабхайрава-тантра, написанная в VIII веке, включает в себя и философское учение, и медитативную практику. О Ваджрабхайраве говорится, что он поднимается в лишенную самости трансцендентную реальность, где сила его ипостасей существует вне облика, и может поднять медитирующего к мудрости через преобразование гнева. Поскольку практика Ануттара-йога-тантры основана на пустотности всех вещей и недвойственности, то есть внутреннем единстве того, что обычному сознанию кажется противоположностями, то она допускает существование гнева, который трансформируется в высшую мудрость. Гнев в этом случае является силой, помогающей преодолеть глубоко укоренившиеся ошибочные взгляды и другие пороки (гордость, зависть, ненависть), являющиеся причиной всех страданий. Такая практика крайне рискована, поскольку гнев входит в число основных грехов и в случае неудачи карма практикующего сильно отягчается. Успешная же медитация на Ямантаке дает могущественный и немедленный эффект, помогающий практикующему постичь мудрость, преодолеть препятствия, достичь долгой жизни и даже одолеть собственную смерть. Создание Ваджрабхайрава-тантры связано с именем Джняна-дакини и махасиддхи Лалитаваджры, который получил учение от нее.

Культ Ямантаки тесно связан с Цзонхавой, поскольку они оба являются эманациями Манджушри; школа гелукпа находится под покровительством Ямантаки.

Картина №14. Идам Хаягрива (ил. 12).

Перед нами одна из ста восьми форм Хаягривы, называющаяся Хаягрива Гухъясадхана – “Имеющий шею лошади Покровитель тайной практики”. Он принадлежит к Крия-тантре. Имя Хаягрива связано с легендой о том, как Авалокитешвара принял гневную форму, дабы одолеть демона Матонга Рудру, в волосах которого была конская голова и которую победивший бог забрал себе в знак победы. Об этой голове говорится, что ее ржание “уничтожает все ложные проявления реальности, открывая сияющую реальность свободы”. Хаягрива считается воплощением Яростного Сострадания, помогающего преодолеть внутренний эгоизм и внешние трудности. Хаягрива Гухъясадхана, стоящий на змеях-нагах, обладает также исключительной способностью исцелять болезни, особенно кожные, причиняемые ядовитыми змеями.

Культ Хаягривы был привезен в Тибет Падмасамбхавой, а данная форма была описана в XII веке тибетским ученым, философом и тантристом Шер Ганпой. Согласно этому описанию, его красная центральная голова символизирует силу, зеленая – действие, белая – миролюбие; в своих шести руках он держит ваджру, жезл кхатвангу, меч, копье и петлю (на нашей картине заменена жилами врага веры), верхняя левая рука в мудре угрозы. Его восемь ног попирают восьмерых царей нагов. Он носит “восемь кладбищенских украшений”: короны из пяти черепов, четки из пятидесяти человеческих голов, плащ из кожи слона, шкуру тигра на бедрах, его тело намазано жиром, на бровях кровь, на лбах пепел. Его тело покрывают многочисленные украшения, сделанные из человеческих костей, на груди – костяное Колесо Закона. Идама окружает пламя мудрости.

Хаягрива очень популярен во всех школах тибетского буддизма, особенно в ньингмапе и гелукпе.

Эта картина работы бурятского художника начала XX в.

Илл. 8. Хеваджра
Хеваждра
Илл. 10. Калачакра
Калачакра
Илл. 11. Ямантака
Ямантака
Илл. 12. Хаягрива
Хаягрива

Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика Предисловие Будды Дхьяни-будды Идамы
Бодхисаттвы Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества
Падмасамбхава Гьялба Цзонкапа Библиография

А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР

Предисловие Будды Абсолютные будды Идамы Бодхисаттвы
Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества Цзонхава
Дхармапалы Младшие божества Шамбала Библиография Словарь




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100