Rambler's Top100
На главную
научной страницы А.Л. Барковой На главную страницу
портала "Миф" К оглавлению работ
о жизни и творчестве Рерихов

МАНДЖУШРИ

С чтения мантры бодхисаттвы мудрости буддист начинает любые занятия наукой, поэтому она сопровождает монаха с самых первых шагов его, еще послушника, в монастыре.

Манджушри – один из немногих бодхисаттв, который упоминается как в сутрах, так и в тантрах. Его особая цель – помочь буддисту постичь свою собственную сущность и истинную природу всех вещей. Согласно легенде, он восемьдесят четыре тысячи лет назад верой и правдой служил тогдашнему будде и стал бодхисаттвой, дав обет не уходить в нирвану, пока не придут все тысяча будд этой кальпы.

Вот текст одного из духовных стихов, посвященных бодхисаттве мудрости:

ПРЕКЛОНЯЮСЬ ПЕРЕД МАНДЖУШРИ, БУДДОЙ МУДРОСТИ!

Я кланяюсь моему гуру и покровителю Манджушри,
Который держит у своего сердца священный текст,
символизирующий его видение всех вещей таковыми, каковы они на самом деле,
Чей ум освещает даль подобно солнцу,
не заслоняемому иллюзиями или слезами невежества,
Кто с состраданием и любовью отца к его единственному ребенку
обучает посредством шестидесяти способов все существа,
заключенные в темницу сансары,
сознание которых омрачено тьмой невежества и кто сокрушен страданием.
Ты, чье подобное реву дракона провозглашение Дхармы
пробуждает нас от оцепенения под властью наших неверных взглядов
и освобождает нас от железных оков нашей кармы,
Ты, кто держит меч мудрости, разрубающий страдание,
где бы его ростки ни появились, рассеивающий тьму невежества,
Ты, чье царственное тело обладает ста двенадцатью признаками будды,
Кто прошел все ступени, ведущие к высшему совершенству бодхисаттвы,
Кто был чистым с самого начала, –
Я кланяюсь тебе, о Манджушри!

Сиянием твоей мудрости, о Сострадающий,
Рассей тьму, в которую заключен мой разум,
Просвети мой ум и мудрость,
Чтобы я мог устремить мой взгляд
в слова Будды и тексты, объясняющие их
.

На картинах Манджушри изображается в виде шестнадцатилетнего юноши, поскольку буддийская мудрость – результат не умудренности годами, а озарения, позволяющего сразу проникнуть в сущность бытия. Такая мудрость и освобождение от страданий – одно и то же.

В нашей коллекции есть три замечательные картины, представляющие бодхисаттву мудрости.

На полотне №23 Манджушри изображен в окружении своих ипостасей (ил. 27).

В центре – Манджушри в своей обычной форме: его тело оранжево-желтого цвета, что связано с его именем, означающим “Славный сиянием”, в правой руке он держит пламенеющий меч, рассекающий мрак невежества, в левой – лотос, на котором лежит книга Праджняпарамита-сутры. Обращает на себя внимание такая иконографическая редкость, как отсутствие лучей в синем круге сияния за спиной бодхисаттвы. Трон окружен облаками, перед ним в темно-синей чаше, стоящей на лотосе, лежат оранжевое зеркало, лютня, три плода и раковина; над чашей – желтое сияние, пронизанное золотыми лучами (также редкость).

Паривару составляют четыре ипостаси Манджушри. Вверху – синетелый Кришна Манджушри (Черный Манджушри), его руки в жесте Поворота Колеса Закона, он держит лотосы, на которых стоят меч и книга; краснотелый Манджушри Джнянасаттва (Мудрая Сущность), держащий в своих четырех руках меч, лотос с книгой, лук и стрелу (они являются символами медитации и мудрости, направленными против внутреннего эгоизма). Внизу – оранжевый Симханада Манджушри, едущий, в соответствии со своим именем, верхом на льве, его левая нога приспущена со спины льва, он держит меч и лотос с книгой; белотелый Облаченный-в-Листья Манджушри, с тем же жестом рук и оплечьем из листвы.

Тханка обильно прописана золотом; эта пропись хорошо сохранилась, хотя краски потемнели от времени. Работа монгольского художника XVIII в.

Картина №24 также представляет Манджушри с окружением.

Центральное изображение идентично предыдущему, по краям сияния за спиной бодхисаттвы четыре цветка лотоса.

Вверху в облаках – Цзонхава и два его ученика; изображение Великого Реформатора слегка повреждено. Внизу в центре – Белая Тара.

По углам картины мы видим четыре ипостаси Манджушри. Вверху – зеленотелая форма, определяемая Ю.Н.Рерихом как Кумара, его руки – в жесте Поворота Колеса Закона, на лотосах он держит меч и висваваджру; краснотелый Манджушри Джнянасаттва, изображенный, как на предыдущей картине. Внизу – белотелый Симханада Манджушри, сидящий на белом льве; оранжевый Облаченный-в-Листья Манджушри с мечом и книгой на лотосах, правая рука в мудре щедрости, левая – у бедра в непонятной мудре.

Внизу картины дважды изображена Триратна.

Работа монгольского художника XVIII в. Вверху картина повреждена.

Картина №25 принадлежала к числу личных тханок Е.И.Рерих, подаренных ей Учителями. На этой картине изображен Сита Манджугхоша с окружением (ил. 28).

Белый Манджугхоша находится в центре, его правая рука в мудре щедрости (варада), левая – у груди в мудре поучения (витарка), в обеих руках он держит лотосы, на которых стоят меч и книга.

Вверху над бодхисаттвой находятся три божества долгой жизни – Амитаюс, Ушнишавиджая и Белая Тара. Внизу – два трудноопределимых божества. Левое – белотелое с ваджрой у груди и колокольчиком у бедра (это атрибуты Ваджрасаттвы, однако изображение Абсолютного Будды в низу картины странно, ведь тханка строится по законам иерархии пантеона – чем выше класс божества, тем выше он будет расположен на картине); ср. также аналогичное изображение Ваджрапани в милостивой ипостаси (ил. 13). Справа – вероятно, Красная Тара в обычном для богини облачении; в правой руке она держит драгоценный камень (ее традиционный атрибут – сосуд с эликсиром бессмертия в правой руке), левая рука в витарка-мудре.

Внизу в центре желтотелый бог богатства Кубера.

Вокруг божеств лежат различные священные символы – зеркало, раковины, плод в чаше, цимбалы, зерна в чаше и др.

Тханка тибетской работы прошлого века, исключительно красиво написанная.

Илл. 27. Манджушри
Манджушри
Илл. 28. Сита Манджугхоша
Сита Манджугхоша

Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика Предисловие Будды Дхьяни-будды Идамы
Бодхисаттвы Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества
Падмасамбхава Гьялба Цзонкапа Библиография

А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР

Предисловие Будды Абсолютные будды Идамы Бодхисаттвы
Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества Цзонхава
Дхармапалы Младшие божества Шамбала Библиография Словарь




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2014
Миф.Ру (с) 2005-2014

Rambler's Top100