Rambler's Top100
На главную
научной страницы А.Л. Барковой На главную страницу
портала "Миф" К оглавлению работ
о жизни и творчестве Рерихов

МЛАДШИЕ БОЖЕСТВА И ДУХИ

Буддийский пантеон ассимилировал множество божеств небуддийского происхождения, как индийских, так и местных. Почитание этих младших божеств играет немалую роль в культуре Тибета, Монголии и Бурятии; на картинах они обычно предстают в париваре богов.

Локапалы (“Хранители четырех сторон света”) были нами уже упомянуты в предыдущей главе как три сына Вайшраваны. Их образы мы видим на ил. 1 и 2. Вайшравана – царь якшей, страж севера, изображается желтотелым с мангустой и знаменем; Вирупакша – царь нагов, страж запада, изображается краснотелым, его атрибуты – ступа и змея; Дхритараштра – царь гандхарвов, страж востока, белотелый, с лютней в руках; Вирудхака – царь кумбхандов (разновидность горных духов), страж юга, синетелый, с мечом в руках.

Одну легенду об их происхождении мы уже знаем. В ранних текстах Будда рассказывает другую легенду. Это древнеиндийский миф о вражде двух царей нагов и двух орлов-Гаруд, которая была кровопролитной, но прекратилась, когда все четверо стали учениками Будды, и он поставил Гаруд охранять север и запад мира, нагов – юг и восток.

Орел Гаруда (ил. 22) выступает и как одно из младших божеств, и как самостоятельный бог. Его почитание в буддизме обусловлено тем, какую роль играл этот орел в индуизме (вахана бога Вишну) и добуддийских верованиях Тибета (тотем клана Бья, откуда произошла царская династия). Индийский Гаруда – враг змей, а поскольку в буддизме змея – символ злости и других пороков, то Гаруда становится воплощением духовных сил, преодолевающих эти пороки. Взлетающий Гаруда символизирует человеческий разум, стремящийся к Просветлению. Именно поэтому он изображается в верху тронов будд.

Как мы видели на протяжении нашего изучения мифологии и иконографии тибетского буддизма, наги занимают двойственное положение, что соответствует амбивалентности змея в мировой мифологии: он выступает то как воплощение сил зла и смерти, то как податель сокровищ и защитник. Поэтому на троне Будды рядом с Гарудой – врагом нагов – находятся две девушки нагини, у которых змеиные хвосты и змеи в прическе.

 

В число личных духов-покровителей входят пять Лхапять личных защитников человека, живущие внутри его тела в течение всей жизни. Их состав таков: Шанг-лха обитает подмышкой слева, Юл-лха – на макушке, Гра-лха – на правом плече, Сронг-лха – в сердце, Пхо-лха – подмышкой справа.

 

Их изображение особенно популярно в монгольском и бурятском искусстве. Мы видим их на картине №49.

В центре находится Шанг-лха. Он едет на оленихе без седла. Он одет в двойной халат, что является признаком божества. В его правой руке стрела с орлиным пером, украшенная зеркальцем и лентами; в его левой руке золотое зеркало. Согласно садхане, его прическа должна быть украшена полумесяцем и раковиной, на картине они отсутствуют. Розовые облака за его спиной символизируют сочетание стихий огня и ветра. Шанг-лха защищает от бедности и воплощается как летучая мышь.

Юл-лха едет на белом коне, он в золотых доспехах, посылает стрелу к солнцу. На его груди зеркало. Он защитник родного места человека и воплощается как множество друзей. Юл-лха исполняет желания, приносит успех, здоровье, счастье, мир в семье и обеспечивает благополучие во время поездок.

Гра-лха едет на белом коне, он одет в два халата и держит копье со знаменем и лассо. На его голове корона. Он защищает от врагов и судебных исков и воплощается или как гуру, или как ястреб, волк или дикий як. Гра-лха заботится, чтобы дела шли хорошо, сохраняет здоровье, оберегает от дурной молвы.

Сронг-лха едет на черном коне, он облачен в доспехи с зеркалом на груди. В его правой руке копье со знаменем, левой он держит поводья. Он защитник жизни, охраняющий человека при рождении. Его особо почитают при праздновании дня рождения. Он оберегает от безвременной смерти, от прекращения рода, дает долголетие и счастливую жизнь.

Пхо-лха едет на белом коне, он одет в два халата. В его правой руке золотое блюдо с драгоценностями. Он защитник отцовской линии семьи и воплощается как любой мужчина – родственник отца. Он защищает от всех телесных недугов и душевных страданий; он разрушает препятствия на пути к успеху.

В облаках над головою Шанг-лха изображен Ваджрапани. По бокам Шанг-лха животные: тигр, собака, конь, верблюд, лев, козел, баран и бык(?). Перед троном в синей чаше изображение трех гор, за нею бунчук, рядом ружье и лук с полным колчаном.

Картина бурятской работы начала ХХ в.

Илл. 1. Будда, архаты
и дхармапалы
Будда, архаты и дхармапалы
Илл. 2. Будда, архаты
и дхармапалы
Будда, архаты и дхармапалы
Илл. 47.
Пять лха
Лха
Илл. 22. Гаруда и дакини
Гаруда и дакини

Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика Предисловие Будды Дхьяни-будды Идамы
Бодхисаттвы Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества
Падмасамбхава Гьялба Цзонкапа Библиография

А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР

Предисловие Будды Абсолютные будды Идамы Бодхисаттвы
Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества Цзонхава
Дхармапалы Младшие божества Шамбала Библиография Словарь




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100