Rambler's Top100
На главную
научной страницы На главную
портала К другим работам
по общему эпосу
Баркова А.Л.

ФУНКЦИИ
"МЛАДШИХ ГЕРОЕВ"
В ЭПИЧЕСКОМ СЮЖЕТЕ

Специальность 10.01.09 "Фольклористика"

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук

Москва
2003

Работа выполнена в Институте высших гуманитарных исследований Российского государственного гуманитарного университета

Научный руководитель - доктор филологических наук профессор С.Ю. Неклюдов

Официальные оппоненты - доктор филологических наук Т.А. Михайлова, кандидат филологических наук Э.Г. Рахимова

Ведущая организация - Московский педагогический государственный университет

Защита состоится 27 февраля 2003 г. на заседании диссертационного совета
Д 212.198.04 в Российском государственном гуманитарном университете по адресу: 125267, Москва, Миусская пл., д. 6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного гуманитарного университета

Автореферат разослан 27 января 2003 г.

Ученый секретарь диссертационного совета - доктор филол. наук, профессор Д.М. Магомедова

ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы

Сравнительное эпосоведение является одной из старейших отраслей фольклористики, своего рода отправной ее точкой. Сопоставительные наблюдения над мировым эпосом были предметом научных трудов основоположников европейской и, в частности, русской филологической науки. Не ставя себе целью выявить “прототекст” или определить источники влияния, сравнительное изучение эпоса стало источником данных об общеэпических мотивах и образах. Научная традиция сопоставительного анализа русских былин и эпоса других народов представлена такими именами, как Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, М.Г. Халанский.

В ХХ веке сравнительно-историческое изучение эпоса обратилось к поиску корней эпических сюжетов, которые сохранились до настоящего времени в архаических формах повествования. Сравнительно-историческое исследование постепенно уступает место исследованию типологическому. Шаманские мифы, сказания о первопредках послужили материалом для исследования происхождения собственно эпических форм повествования (В.Я. Пропп, Е.М. Мелетинский). Сопоставительный анализ архаических и классических форм эпоса позволил выявить динамику развития эпического сюжета, благодаря этому в некоторых случаях возможно реконструировать стадии развития конкретного героического сказания (из западноевропейских работ наиболее выдающейся является анализ “Песни о Нибелунгах” А. Хойслера, в отечественной науке это направление связано в первую очередь с именем В.М. Жирмунского), типологический анализ эпических сюжетов представлен в трудах П.А. Гринцера, Б.Н. Путилова.

Несмотря на почти двухвековую историю, сравнительное исследование русского эпоса еще отнюдь не завершено, поскольку в послевоенное советское время былиноведение отказалось от анализа русских героических сказаний на фоне мировых памятников, а исследование мировой мифологии и мирового эпоса использовало былины лишь как вспомогательный материал. Перед современной наукой стоит задача возродить традицию Буслаева и Веселовского, прерванную почти на столетие.

Отправной точкой для настоящего исследования послужило наблюдение над исключительными особенностями былины “Илья Муромец и Калин-царь” в русском эпосе: если все другие былины имеют достаточно определенный сюжет и в вариантах разнятся лишь детали, то здесь перед нами практически три сюжета, не сводящиеся в единый. Любопытно, что если былина, в которой Илья Муромец заточен Владимиром, а затем одолевает татарское войско, принадлежит к числу наиболее хорошо изученных в отечественной фольклористике, то былина, где рядом с Ильей сражается и погибает юный богатырь Ермак, игнорируется подавляющим большинством ученых, а вариант с участием Самсона и дружины вообще не выделяется в самостоятельный сюжет. Однако совокупность мотивов, из которых состоят все варианты былины, соответствует сюжету “Илиады” Гомера: удаление главного героя, бой и гибель “младшего героя”, бой главного героя с войском. Возникают вопросы, сколь часто эти три мотива встречаются в мировом эпосе – как устном, так и литературном, и по каким законам возможно их объединение в цельный сюжет.

Объект и предмет исследования

Объектом данной работы является структура сюжета и система образов мирового эпоса.

Предметом исследования диссертанта служат записи русских былин XIX-XX веков, а также переводы и научные пересказы эпоса народов Европы, Азии, Африки и Центральной Америки. Широта охвата материала (все основные регионы бытования как устного, так и книжного эпоса) позволяет судить о процессах, происходящих в ходе развития мирового эпоса.

Цели и задачи исследования

Целью работы является раскрытие законов сложения мотивов в эпические сюжеты.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- на уровне былиноведения: выявить место былины о Ермаке в русском эпосе;

- на уровне типологического анализа мирового эпоса: обрисовать образ и генезис “младшего героя” среди других эпических персонажей;

- на уровне теоретического исследования принципов реализации мотивов: показать устойчивость различных сюжетных форм воплощения выделенной триады.

Методы исследования

Методом исследования является сравнительно-типологический, в котором общность мотивов и образов в эпическом тексте объясняется не генетическим родством, а универсалиями человеческого мышления, а также общностью принципов сюжетного повествования.

Научная новизна

Рассмотренный материал позволяет по-новому взглянуть на структуру цикла былин о бое с войском Калина, вскрыть внутренние различия между отдельными вариантами, установить причины стойкости или шаткости их сюжетов. Оказывается возможным скорректировать точку зрения исследователей греческого и французского эпоса, которые отказывали Патроклу и Оливье в принадлежности к эпической традиции, – сопоставительный материал показывает, что эти герои не являются результатом индивидуально-авторского творчества.

В диссертации всесторонне описан образ спутника главного героя эпоса, обрисованы фольклорные и мифологические корни этого образа, впервые установлено, что двугеройность является одним из общих мест эпоса, как устного, так и книжного, а вслед за ним – литературного.

Выявлен принцип “вложения мотивов”, при котором один и тот же сюжетный ход может рассматриваться как реализация нескольких мотивов одновременно.

Практическая значимость работы

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в преподавательской и научно-исследовательской работе по истории русского и мирового эпоса.

Апробация работы

Основные положения и результаты диссертации изложены автором в университетском курсе “Мифология” (лекция “Былины: стадиальная типология образов”) и 19 статьях. Отдельные вопросы, затронутые в работе, служили темами научных докладов на конференции “Язык. Литература. Культура. Традиции и инновации” (МГУ, 1993), на семинаре ИВГИ РГГУ (1996), на конференции “Древняя Русь и Запад” (ИМЛИ, 1996), на конференции “Слово как действие” (МГУ, 1998), на педагогической конференции “Учитель – художник жизни (МЦР, 1999), на Первых педагогических чтениях “Миф, сказка, обряд – корни древа всеобщей культуры” (Ижевск, 2000), на научном семинаре по исследованию культуры Древней Руси (ИМЛИ, 2001)

На защиту выносятся следующие положения:

- Раскрытие семантики эпических сюжетов и образов невозможно в пределах одной национальной традиции. Типологический контекст позволяет выяснить глубинные принципы формирования текста.

- Эпические структурные схемы довлеют над историческим описанием, так что эпос представляет собой “квазиисторию”. Реальные события предстают “подогнанными” под эпическое клише, иногда - сильно трансформированными.

- При традиционном рассмотрении образа эпического героя как такового теряются некоторые важные аспекты, проявляющиеся при взаимодействии главного героя эпоса с другими. Необходимо введение понятия “функция героя”, включающая в себя сюжетные, а не статичные характеристики образа.

- Существуют три функции “младшего героя”, наиболее распространенная из которых (сюжетное клише былины о Ермаке и “Илиады”) является ядром воинского эпоса.

Структура диссертации

Диссертация состоит из вступления, шести глав, заключения и библиографии.

далее



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100