Rambler's Top100

А. Голан
Миф и символ
Из главы “Великая Богиня”

.

На первый взгляд, особый характер, не связываемый с комплексом раннеземледельческих верований, имеет женское божество огня и очага…

У греков Гестия считалась покровительницей очага, и ее имя означало “очаг”. Но Гестия приобрела это скромное положение уже в классическую эпоху. В архаическое время она считалась более значительным божеством. По свидетельствам античных авторов с упоминания Гестии начинались все молитвы, а жертвоприношения богам начинали и кончали воздаянием ей. В дальнейшем, при сужении ее функций, за ней была оставлена связь с огнем. Геродот называет Гестией скифскую верховную богиню Табити, имя которой сопоставляется с древнеиранским tapayati “пламенная”. Ксенофонт именует “гестией” священный огонь, которому поклонялись в Иране. Как видим, от Западной Европы до Сибири отмечаются женские божества, которые, с одной стороны, связаны по своему происхождению с образом неолитической Великой богини, а с другой стороны, представляют огонь…

Труднее выяснить происхождение женского божества земли… В древних и средневековых письменных источниках, а также в этнографических данных зафиксировано много имен, под которыми фигурируют позднейший фрагменты ее прежнего образа.

Одно из них – Кибела, имя фригийской богини, которая считалась родительницей и госпожой всего сущего – природы, людей, даже богов [848, с. 336]. Она обладала властью производить или губить плоды земли [569, с. 42]. Ее святилища располагались в горах, ее называли “богинею гор” и изображали с короной на голове, нередко в сопровождении львов. Кибела пользовалась почитание и в Риме, где она получала, через посредство сицилийских греков, титул Великой матери. Статую Кибелы с младенцем на руках даже еще в 5 веке возили по полям и виноградникам Франции в надежде на лучший урожай (обычай этот существовал и позднее, с той, однако, разницей, что изображение женщины с младенцем представляло св. Деву Марию).

Кибеле было посвящено празднество, которое отмечалось 1 мая. В этот день устанавливали “майское дерево” - столб, украшенный зелеными ветками, кусками тканей; иногда возили в повозке женщину, представлявшую “королеву мая”. Этот праздник с соответствующими обрядами был традиционным в станах Западной Европы до нашего времени. Возможно, он был воспринят жителями Европы у римлян, которые заимствовали его через греков из Малой Азии. Но популярность, распространенность и устойчивость этих обрядов говорят о том, что их вряд ли следует относить всецело за счет влияния Фригии; такое влияние трудно объяснить, если не допустить, что образ майской богини нашел благоприятную почву в архаических традициях греков, римлян и племен Центральной Европы.

Малоазийская Геката в представлении древних греков – мрачная богиня, ассоциировавшаяся со смертью. Ее называли “ведающей”. Она представлялась охотницей. Ее нередко изображали со змеями в волосах, трехликой или в виде тройной женской фигуры. Эсхил называет Гекату Великой богиней. Ей была посвящена собака – животное владыки преисподней. Поскольку Великая богиня имела с ним близкие отношения, у греков, которые лишь смутно представляли себе функции неолитических божеств, возникло мнение о Гекате как о хозяйке перекрестков.

Рея, дочь Геи, имеет ряд черт неолитической богини неба. Она считалась супругой Кроноса, матерью Зевса и других богов, изображалась, как и Кибела, с короной на голове. Ей были посвящены львы. Ее атрибутом был тимпан (наверное, не только потому, что под его звуки совершались ритуальные пляски, но главным образом потому, что этот предмет имеет форму диска). Рея особенно почиталась на Кипре и в Малой Азии, где отождествлялась с Кибелой. Греки называли Рею Великой матерью. Имя Реи не ограничивается греческой мифологией: у римлян Rhea – мать Ромула и Рема (т. е. мать близнецов). Выше высказывалось предположение о родстве имен Реи (Rea, Re) и египетского Ра (Ra, Re); генетически такое родство объяснимо, если считать, что Ра первоначально был богом преисподней, а Рея – богиней неба, т. е. его супругой.

Деметра, дочь Реи,- тоже один из вариантов образа, восходящего к архаической Великой богине. Согласно мифу, она состояла в супружеской связи с Посейдоном – трансформировавшимся доиндоевропейским богом преисподней. Могла принимать облик кобылы. Считалась покровительницей деторождений, браков и земледелия. Последнее не значит, что она являлась индоевропейской богиней земли, как определил ее Ф. М. Мюллер [792в, с. 536]. Ведь неолитическая богиня неба почиталась в свое время как “родительница растений”, а потому тоже была покровительницей земледелия. Примечателен следующий эпизод из мифа о Деметре: разгневавшись, она лишила землю плодородия; а Великая богиня именно такою – то даровала урожай, то уничтожала его. Деметра имела эпитет Эриния, что значит “гневная” [798в, с. 539]. Имя Деметры, однако, означает “мать-земля” (архаичная форма – Damater)…

Дочь Деметры Персефона (у римлян Прозерпина), как считают, олицетворяла плодородие земли. Но она обнаруживает ряд черт неолитической богини (хозяйка диких животных и покровительница охоты, супруга бога преисподней). На Пиренейском полуострове ее отождествляли с местной богиней, носившей имя Атегина. Это имя Х. Зикардом сопоставляется с Атана (верховное божество племен северо-западной Африки, богиня неба, владычица жизни и смерти [849, с. 235]. Западносредиземноморская Атана, в свою очередь, идентифицируется с восточносредиземноморской богиней по имени Атана (Athana), которая по мнению Х. Зикарда, превратилась в греческую Афину (Athena). Имя Афины действительно не объясняется из индоевропейских языков [801, с. 420]. Атрибуты Афины – змея и птица – те же, что и на изображениях древнекритской богини (имя которой неизвестно). Кроме того, в мифе об Афине участвует дерево, которое она посадила на Акрополе и этим установила здесь свое господство. Афина считалась матерью Феба, т. е. солнца. Одно из прозвищ Афины – Kranaos; видимо, это потому, что Великая богиня была женой бога, одним из имен которого было Kronos.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Миф.Ру (с) 2005-2014

Rambler's Top100

благодарим за помощь "Мифу"

Белье и купальники швейцарской фирмы " Флоранж" не нуждаются в рекламе. Жительницы города Липецк не только могут приобрести эти вещи исключительного качества, но и поучаствовать в фотосессии-примерке, а также сделать реализацию этой продукции своим бизнесом или подработкой.