Rambler's Top100

Аригато - всё о культуре Японии



Материалы по культуре Японии


Е.Нисикава
Йошино таю


Е.Нисикава
Фушимская история
(Оно-но Комати)


Е.Нисикава
Душам старых кукол


Е.Нисикава
Ароматные часы


Е.Нисикава
Эдо-комон и Комия Ясутака






Евгения Нисикава

Душам старых кукол

Многие из вас, вероятно, знают, что в Японии существует поверье: любая вещь, прожившая слишком долго, может обрести независимую душу и стать "о-баке" или "бакемоно" - чудовищем. Иногда безобидным, чаще - опасным для человека. Потому от старых вещей надо регулярно и аккуратно избавляться, желательно сжигая то, что горит, или перерабатывая в нечто другое негорючие вещи.

А как быть с теми предметами и вещами, которые особенно близки к человеку?

Куклы... Что может быть ближе душе маленького человечка (понятно, кроме матери)? С куклами мы разговариваем, даем им имена, наделяем их характером и привычками... Надо ли удивляться, что дети искренне считают кукол живыми? Да и если совсем уж честно, многие взрослые считают также.

Ребенок вырос и старые куклы уже не интересны. Но душа-то у куклы уже есть! И если кукла обидится, что ее старый друг и хозяин пренебрегает ею, то может случиться всякое. Лучше уж обойтись с куклой достойно, с уважением к ее пусть и маленькой, но душе.


На северо-западе Киото, в одном из старейших и известнейших районов Киото - Нишиджине, есть маленький буддийский храм Хокё-джи, основанный в 1384 году как младший храм Кеиаи-джи - буддийского монастыря, имевшего серьезное влияние на столичную религиозную жизнь в конце 13го века (до нашего времени не дошел, разрушен в 16ом веке).


Вид на храм Хокё-джи через храмовые ворота.

Храм Хокё-джи и женский монастырь при нем был основан по духовному завещанию Мугаи Нёдаи (дата рождения неизвестна, год смерти - 1298), одной из ближайших последовательниц китайского монаха Wuxue Zuyuan (извините, как это транскрибировать в русский, я не знаю), основателя Энгаку-джи - одного из крупнейших храмовых комплексов японского дзен-буддизма и буддийской школы того же названия.

Реальной основательницей храма Хокё-джи была шестая настоятельница Кеиаи-джи, Карин-но-Мия Эгон, дочь императора Когон. Она же стала и первой настоятельницей нового монастыря, придав ему статус "императорского".

В 1644 году очередной настоятельницей монастыря стала Кёгон Ришо Зенни, дочь императора Гомизуно-о. Монастырь официально получил статус "монзеки" и неофициально - прозвище "Додо-гошо" - дворец Додо.
С тех времен и до 1868 года в монастыре почти постоянно обитал кто-то из женской части императорской семьи. Благородные дамы приносили с собой в монастырь предметы личного пользования, мебель, книги и свитки, произведенные лучшими мастерами. Принцессы и в монастыре продолжали оставаться принцессами.

Неудивительно, что среди прочих полезных и/или приятных для дам предметов оказались и куклы. Именно в эти времена и была положена традиция благодарственного поминовения старых кукол и ритуальное захоронение их на территории храма. Храм получил свое второе имя - Нингё-дера ("Храм Кукол"), которое сейчас, пожалуй, даже более известно, чем настоящее.

Принцессы же и бывшие императрицы начали собирать коллекцию редких кукол. Сейчас это одна из богатейших и интереснейших коллекций кукол в Японии. С 1957 года коллекция два раза в году открывается для свободного посещения. У кого есть возможность - настоятельно рекомендую. Весь март - лучшая коллекция Хина-нингё (кукол для Фестиваля Девочек). В ноябре, весь месяц - сборная экспозиция кукол за весь период существования. Там есть совершенно уникальные экземпяры. Да и просто интересно.

Традиция поминовения старых кукол дожила и до наших дней.

Ежегодно 14 октября в храме Нингё-дера проходит церемония прощания со старыми куклами.


Двор Нингё-дера. Все готово для церемонии.



Здесь принимают старые куклы, с которыми вы хотите попрощаться. Это должны быть именно куклы: имитации человека или животных. Просто игрушки не принимаются. Но куклы могут быть не только местного происхождения.



На отдельном участке аккуратно расставляют кукол для прощальной церемонии.



Памятник на могиле кукол. И подношения душам кукол: фрукты и сладости, рис и мочи.



Теперешние обитальницы монастыря выходят для проведения церемонии.



Монахини. Самая старшая по положению - слева. Крайняя справа - самая младшая и по возрасту, и по положению.



Почетная гостья церемонии - Кисараги-таю. Традиция приглашать лучших таю из Шимабары на эту церемонию началась тогда же, во времена Эдо-эры.

Вы хорошо оценили ситуацию? Императорский женский монастырь. Торжественная церемония. Таю - почетная гостья и участница церемонии.
Это к вопросу о "падших женщинах" и отношении к ним в здешних краях.


Утро было жаркое...


Еще две гостьи церемонии. Изначально были представительницами императорского двора, придворными дамами. Сейчас - горожанки, исполняющие роли придворных дам.


Кисараги-таю открывает церемонию. Приготовленный ею заранее чай (держит на подставке дама в розовом кимоно) преподносится душам старых кукол вместе с прочими подношениями и цветами.








Первый раз имела возможность разглядеть детали костюма таю так близко и в подробностях. Понятно, оторвалась по полной.
Это "митсуаши" - гэта для таю.


"Придворные дамы" подносят цветы душам старых кукол.



Шелка узорчатые.



Благодарение кукол.



После поднесения всех даров, монахини начали чтение поминальных сутр. Старшая из них отбивала ритм. К сожалению, не сильна в буддийской терминологии, как называется эта штука, по которой она ритмично постукивала (на большой подушке), не знаю. Звук получался мягкий и глухой: пум-пум-пум. На маленькой подушке - разновидность гонга. Им отмечалось завершение определенного цикла. У гонга звук соответствующий названию - звонкий и ясный.


Чтение сутр.
Не знаю, есть ли какая разница, но церемония в целом сильно напоминала прощание с человеком. Под чтение сутр все присутствующие гости церемонии в строгом порядке по одному подходили к памятнику кукол и сыпали щепотку благовоний на курильницу.


В центре - курильница для поминальных благовоний. Справа от нее - маленькая коробочка с собственно благовониями. А слева на красной подставке - чашка чая, приготовленного таю для душ кукол. И цветы.



Младшая из монахинь читает сутры.



Солнце слишком печет...



Почетные гостьи церемонии.



Монахини и прочие гости. Большинство из этих мужчин - представители разных контор, производящих кукол. В первом ряду в центре, рядом с самой младшей из монахинь, сидит председатель "Кйо-нингё" - крупнейшей организации производителей кукол в Киото. По его собственным словам, сейчас ему 85 лет и 50 из них он отдал куклам.


Таю отправляется возжигать благовония душам кукол.



Честно говоря, не знала, что митсуаши настолько маленькие. Как вообще в этом можно ходить?!



Поклон.



Щепотку благовоний в память о старых куклах...















И "придворные дамы" прощаются с куклами.



После гостей воскурить благовония душам старых кукол могли все желающие. В том числе и бывшие владельцы этих кукол.



Официальная часть церемонии прощания закончилась. Первыми покидают двор храма монахини. Перед уходом - благодарственный поклон старым куклам.



После монахинь двор покидает таю. Также прощальный поклон куклам.



"Придворные дамы" прощаются с куклами.
За ними двор покинули и все остальные почетные гости. Публика переместилась во внутренний зал храма, где церемония продолжилась неофициальной частью - танцами и музыкой.


"Придворные дамы" в ожидании зрелищ.



Таю на почетном месте, ближе всего к алтарю.



Зал храма и гости. В центре стоит маленький столик со стулом для того старого председателя производителей кукол Киото. За этим столиком он толканул речь минут на десять, рассказав о своей интересной жизни в этом бизнесе и о своих коллегах, также присутствующих на церемонии.

После речи был исполнен танец бугаку "Рйо-о".

Рйо-о - "золотой лев".



Музыкальное сопровождение танца - оркестр придворной музыки, три вида флейт и два вида ударных.



Костюм полностью идентичен таковому же у "Синего дракона", который танцевал на очередную годовщину смерти Тойотоми Хидейоши в храме Тойокуни-джинджя. Отличается только цветовой гаммой и маской.



Такой вот красавчег.

Утверждается, что танец бугаку дошел без изменений с 5го века и до наших дней. Проникнитесь духом полутора тысячелетий! Ну, а про местную придворную музыку я вас предупреждала.






Таю внимательно наблюдает за танцем Золотого льва.



Трогательно: таю поправляет завернувшийся краешек шлейфа Золотого льва.



Оркестр придворной музыки покидает зал.
Все ждала, когда таю улыбнется, показав зубки. Ей по статусу положено "охагуро" - черненые зубы. И насколько я знаю, она аккуратно придерживается всех статусных "правильностей". Но в этот раз она ни разу не улыбнулась широко.
И апплодировала таю очень аккуратно, скорее, делая намек на реальные аплодисменты. Видимо, берегла руки, чтоб не покраснели.



Таю выходит на сцену.
Помнится, я как-то сомневалась, танцуют ли таю босиком, без носок-таби, как и ходят? Теперь точно знаю: таки босиком.


Танец таю вы уже видели ранее. Добавлю только несколько фоток, которые кое-как получились одновременно с записью видео.


Поклон алтарю, где стоит статуя "Каннон с зеркалом", по преданию, попавшая в рыбацкие сети в море около города Исэ. Именно эта статуя и дала название храму: "Хокё-джи" значит "Храм Драгоценного Зеркала".



"Я Вам пишу - чего же боле?...



...Что я еще могу сказать?...



...Теперь, я знаю, в Вашей воле меня презреньем наказать...



"Кончаю! Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю... Но мне порукой ваша честь, и смело ей себя вверяю..."



Церемония закончилась. Гости покидают зал и храм.



Красотка в придворном наряде.

На постаменте памятника куклам во дворе храма Хокё-джи выбита поэма Мишанокоджи Санеатсу:
"Ах, кукла!
Кто сделал тебя... Кто тебя любил...
Я не знаю.
Но пусть эта любовь
Станет залогом твоей Нирваны..."

С вопросами и благодарностями прошу в ЖЖ автора статьи

благодарим за помощь "Мифу"



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкинисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Е.Нисикава (с) 2012
Миф.Ру (с) 2005-2012