Мифология. Авторская программа


Лекция 2. Шаманский миф и его герой

Шаманский миф — сказание о странствии шамана-первопредка в ином мире ради добычи благ для своего народа, о его браке с хозяйкой потустороннего мира, сражениях с чудовищами. Термин “мотивы, восходящие к шаманскому мифу” означает круг реконструируемых образов и сюжетов, которые следует признать максимально архаическими. Близость сюжетных мотивов архаического эпоса и волшебной сказки, образов эпических героев и некоторых богов позволяет утверждать, что собственно миф (сказание о богах), героический эпос и волшебная сказка параллельно развиваются из шаманского мифа, акцентируя различные черты образа шамана-первопредка, а именно: собственно миф — сверхъестественность, космогоническую значимость происхождения и деяний; эпос — воинственность и защиту мира людей от чудовищ; волшебная сказка — внешнюю чудесность событий. Волшебная сказка дольше всех жанров сохраняет форму шаманского мифа и первой теряет его значимость; собственно миф, напротив, легко утрачивает форму (т.к. в восприятии бога его сверхъестественная сила важнее его деяний), сохраняя и даже увеличивая значительность образа; эпос же, фокусируя представление об абсолютной достоверности всех событий (в реальность русских богатырей верят до сих пор даже некоторые ученые), из-за этого постепенно утрачивает волшебные, сверхъестественные черты, превращаясь в итоге в своеобразную “квазиисторию”, повествование о героическом прошлом народа, каким оно должно было бы быть (ср. былины о победе над татарами в первом же бою, об освобождении Константинополя-Царьграда от “неверных” и т.п.).

Чем древнее фольклорный сюжет, т.е. чем ближе он к шаманскому мифу, а его герой — к шаману-первопредку, тем меньше этот герой будет похож на обычного человека, тем больше в сюжете будет “сказочных” мотивов, и тем большие услуги герой будет оказывать людям.

Герой шаманского мифа принадлежит одновременно и к миру людей, и к иному миру, поэтому он способен существовать в обоих мирах. Такой герой обладает главнейшими чертами первопредка—культурного героя: сверхъестественным происхождением (получеловек-полуживотное, получеловек-полубог), особенно в форме одиночества (рождение из камня, яйца и проч.; сирота, вообще не имеющий родителей или не ведающий их) или быстрого взросления (мотив предка, вернувшегося к жизни), амбивалентностью, неведением моральных законов, так как они создаются лишь в результате его жизнедеятельности (отсюда эпический мотив ярости героя, его враждебности к своим и тесно связанных с яростью эротизма и пьянства), анормальностью, избыточностью (исполинский рост, сила и т.п.). Основная черта первопредка и образов, восходящих к нему, — амбивалентность деяний, обусловленная отчасти принадлежностью к обоим мирам, родством с возможными врагами “среднего мира”, отчасти упомянутым неведением моральных норм. Амбивалентность первопредка порождает страх перед ним, откуда и проистекает, в частности, мотив ухода первопредка, затем трансформирующийся в эпическое неприятие лучшего богатыря (в форме изгнания, заточения, убийства).

Родство первопредка и его врага. В.Я.Пропп о гибели Змея от Змея: змееборец сам непременно обладает змеиным происхождением, знаком которого, по преимуществу, является магическая уязвимость ног (“ахиллесова пята”). Магическая уязвимость предстает обратной стороной магической неуязвимости, восходящей к представлениям о каменнотелости (трансформированной в железнотелость). Бой героя со Змеем — “архаический поединок” — обладает жестко заданной структурой (первый этап — бой на расстоянии, неполная победа героя; второй этап — победа в контактном бою; третий этап, факультативный, — истребление “змеенышей”); в эпосе и собственно мифе “архаический поединок” — либо первый, либо главный бой героя.

Специфической особенностью образа первопредка (исчезающей при дальнейшем развитии) является сочетание военной силы и магии. В образе первопредка магия неразрывно связана с мудростью, которая не отделена от хитрости и подлости. В более поздних мифологических текстах развивается избирательность: либо герой силен и, следовательно, честен; либо он слаб и, следовательно, хитер (порой он прибегает к магии).

В конкретных шаманских мифах некоторые из упомянутых черт первопредка развиты ярко, некоторые едва намечены (и расцветают у наследников образа первопредка). Оставляя в стороне степень выраженности качества, можно сформулировать три основные черты первопредка — героя шаманского мифа (если качество выражено, то в максимальной степени):

рост — вес — аппетит — сила — неуязвимость (каменнотелость);

ярость — пьянство — эротизм;

мудрость — магия — хитрость.

Для первопредка и непосредственных наследников его образа это именно три (а не более) черты; внутри каждой цепочки один элемент подразумевает другой (например, силу героя можно измерять количеством съеденной им пищи).

Сюжет шаманского мифа — странствие первопредка в ином мире — по своей структуре тесно связан с обрядом инициации (посвящения юноши во взрослые члены племени). Инициатические мотивы вообще являются ядром большинства мифологических текстов.

В.Я.Пропп об обряде инициации и его отражении в сказке и мифе.

 

Литература

* Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

* Пропп В.Я. Чукотский миф и гиляцкий эпос. // В кн.: В.Я.Пропп. Фольклор и действительность. М., 1976.

Баркова А.Л. Структура архаического поединка в русских былинах и западноевропейском эпосе // Древняя Русь и Запад. Научная конференция. Книга резюме. М., 1996. С. 67-70.

Баркова А.Л. Отличительные черты архаических героев в эпических традициях различных народов // Актуальные проблемы языкознания и литературоведения. М., 1994.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. Часть II. М., 1976.




Лекция 1.
Мифологическое мышление

Лекция 2.
Шаманский миф и его герой

Лекция 3.
Эпос и мифология

Лекция 4.
Египетская мифология

Лекция 5.
Египетская мифология (окончание)

Лекция 6.
Боги древней Греции

Лекция 7.
Историческая трансформация древнегреческой героики

Лекция 8.
Римская мифология и религия

Лекция 9.
Скандинавские боги.
Творение мира

Лекция 10.
Скандинавские боги.
Гибель мира

Лекция 11.
Скандинавский эпос

Лекция 12.
Древнейшие верования славян

Лекция 13.
Боги древних славян

Лекция 14.
Былины: стадиальная типология образов

Лекция 15.
Протоиндийская цивилизация Хараппы

Лекция 16.
Ведическая мифология и религия

Лекция 17.
Индуизм

Лекция 18.
Индийский эпос



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


А.Л. Баркова (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012