Мифология. Авторская программа



Лекция 11. Скандинавский эпос

“Песнь о Вёлунде”: представление о кузнеце как маге. Одиночество Вёлунда и его брак с валькирией как черта первопредка. Вёлунд и индоевропейский миф о хромом кузнеце (см. лекцию 6). Вёлунд как владыка альвов (иномирных мастеров).

Цикл Хельги. Миф о вечной любви воина и валькирии, перевоплощающихся вновь и вновь. Мотив смерти от любви (уход в курган заживо). Соединение цикла Хельги с циклом Сигурда.

Цикл Сигурда. Сигурд как архаизированный герой: его сиротство, воспитание альвом, получение неуязвимости, знание языка животных, магические способности и т. д. — черты первопредка, возможно, возникшие в результате “вторичной архаизации” континентального эпического героя.

Общеэпический мотив враждебности учителя и ученика, кузнеца и воина: мечом работы Регина Сигурд рассекает его наковальню, затем Регин пытается погубить Сигурда, но сам гибнет от его меча (мотив гибели через самого себя: мастер сражен своим произведением). Сигурд и Регин в сопоставлении с нартским героем Сосруко и его наставником, богом-кузнецом Тлепшем. Отражение мотива “меч, рассекший наковальню” в легенде о короле Артуре.

Змееборчество Сигурда: трансформация мотива рассечения чудовища изнутри (яма как чрево), мотива убийства змея—поглотителя вод (Фафнир ползет к водопою). Змееборчество как инициация: получение Сигурдом неуязвимости и знания звериной речи.

История Сигурда и Сигрдривы в сопоставлении с рассказом о женитьбе Святогора (см. лекцию 14). Сон Сигрдривы как аналог шаманского сна (душа странствует по иным мирам, набираясь мудрости).

Образ Брюнхильд: “радость из гнева” как специфически скандинавская черта. Потеря валькирией богатырской силы после замужества, но сохранение героиней ярости нрава. Месть как цель жизни. Неслыханная смерть как цель жизни. Мотив “смерть-свадьба”.

Немое горе Гудрун как проявление героического характера, архаической анормальности.

Цикл Гудрун: стремление к героической смерти как цель жизни. Матриархальный счет родства: месть мужу за убийство братьев, а не братьям за убийство мужа; дочь “роднее” сыновей.

“Гренландская песнь об Атли”, ее анализ А. Я. Гуревичем. Королевская честь превыше жизни. Мифологические образы в “Песни”: Вальхалла — чертог, где пирует дружина, обреченная на смерть, Мюрквид — лес, через который проходит путь к смерти, Гудрун как валькирия, встречающая обреченного на смерть мужа, пожар усадьбы Атли как мировой пожар в Рагнарёк. Расточение Гудрун сокровищ Атли как лишение его и дружины жизненной силы (золото и серебро — воплощение силы и удачи воинов; см. также лекцию 14).

Демифологизация Хёгни по сравнению с континентальным Хагеном: Хаген как получеловек-полуальв, архаический герой. Яростность нрава Хагена, стремление к беспричинным убийствам, жестокость и похвальба ею. Благородство и благоразумие Хёгни. Гуннар и Хёгни, Хаген и Гунтер (ср. Роланд и Оливье, Ахилл и Патрокл, Илья и Добрыня) как общеэпические пары героев, где один яростен, другой — разумен.

Эпизод “Гуннар в змеином рву” в сопоставлении с нартским эпосом. Осетинское сказание о закалке железнотелого Батрадза в горниле бога-кузнеца, где углем служат пережженные змеи; перед выходом из горнила герой просит арфу поиграть, а в результате закалки уязвимой остается только его печень, что в итоге служит причиной гибели. Закалка—инициация Батрадза во всех деталях совпадает с обстоятельствами гибели Гуннара (в змеином рву играет пальцами ног на арфе и умирает от укуса змеи в печень), так что следует предполагать не типологическое сходство, а заимствование. Таким образом, гибель Гуннара есть трансформированный мотив его инициации (причина такой трансформации — доминирование в скандинавском эпосе мотива “смерть—становление”, корни которого уходят, в частности, в инициатические мифы), Смерть—инициация героев связана со змеями, следовательно, герои имеют змеиные черты, что обычно выражается в магической маркированности ног (уязвимости, хромоте и т. п.) — Гуннар играет на арфе ногами. В инициатическом мифе игра на арфе есть средство выхода из иного мира (музыка — одна из сил, открывающих границу мира смерти).

Архаические мотивы в “Речах Хамдира”: неуязвимость героев для человеческого оружия и гибель от камней (восходящая к представлениям о каменнотелом герое, гибнущем от камня); каждый из трех братьев может нанести только определенную рану врагу—Змею (трансформация исторического имени Эрманарих в Ёрмунрекк, где читается корень “орм” — “змея”), причем решающий удар должен принадлежать младшему брату (младшему не только по возрасту, но и по социальному статусу — сыну рабыни); убийство старшими братьями младшего — скандинавский мотив жажды славы, нежелания ею делиться, общеэпический мотив враждебности к лучшему. Специфический скандинавский образ матери, посылающей сыновей на смерть.

Сопоставление циклов Сигурда и Гудрун с “песнью о Нибелунгах”: трансформация сюжета и ее причины. А.Хойслер об эволюции сюжета.

 

Литература

* Старшая Эдда: Песни о героях.

* Гуревич А. Я. “Эдда” и сага.

Мелетинский Е. М. “Эдда” и ранние формы эпоса.

Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960.




Лекция 1.
Мифологическое мышление

Лекция 2.
Шаманский миф и его герой

Лекция 3.
Эпос и мифология

Лекция 4.
Египетская мифология

Лекция 5.
Египетская мифология (окончание)

Лекция 6.
Боги древней Греции

Лекция 7.
Историческая трансформация древнегреческой героики

Лекция 8.
Римская мифология и религия

Лекция 9.
Скандинавские боги.
Творение мира

Лекция 10.
Скандинавские боги.
Гибель мира

Лекция 11.
Скандинавский эпос

Лекция 12.
Древнейшие верования славян

Лекция 13.
Боги древних славян

Лекция 14.
Былины: стадиальная типология образов

Лекция 15.
Протоиндийская цивилизация Хараппы

Лекция 16.
Ведическая мифология и религия

Лекция 17.
Индуизм

Лекция 18.
Индийский эпос



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


А.Л. Баркова (c) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012