Мифология. Авторская программа


Лекция 12. Древнейшие верования славян

Проблемы изучения русского язычества: отсутствие фиксации высшей мифологии, которая лишь реконструируется по поучениям против язычества, спорадическим упоминаниям богов в летописях и “Слове о полку Игореве”, данным сравнительно-исторической лингвистики и фольклора. Несостоятельность представлений о “русских Ведах”, “Велесовой книге” и т.п.

Тотемические верования. Культ волка (“лютого”) как прародителя: племена лютичей; Геродот о неврах (славянах), превращающихся на зимнее солнцестояние в волков (т. е. рядящихся в шкуры). Волкодлак (ю.-сл. вурдалак) — волк-оборотень, языческий жрец. Этимологическая близость слов “волк” и “волхв”. Волк как пожиратель чертей. Волки в свите светлого бога Ярилы (позднее — св. Георгия; ср. греч. Аполлона Ликейского-Волчьего). Медведь как хозяин иного мира. Табуированность его имени (“медведь” — “медоед”, другая форма имени — “бер”, т. е. “бурый” в слове “берлога”). Медведь как воплощение жизненных сил природы (в частности, по материалам сказок типа “Медвежье Ушко”), медвежья лапа в хлеву как оберег скота. Черты медведя у лешего и бога Велеса. Рогатая олениха (лосиха) как воплощение солнечного света: общеевропейский миф о двух оленихах, подательницах света и жизненных благ. Миф об олененке, приводимом оленихой на заклание, в сопоставлении с греческим мифом об Артемиде и Ифигении. Оленьи рога как оберег на кровле дома или в сенях. Рогатая кика (кичка) русских женщин — уподобление себя богине. Конь-солнце, его отражение в убранстве русской избы: “конек” на крыше символизирует полуденное солнце, подкова в сенях как оберег. Амулет в виде двух конских голов, означающий дневное и ночное движение солнца, защита в течение всех суток. Белый конь Ярилы и св. Георгия. Бык как общемифологический символ мужской силы, новогодняя игра “в бычка”; бык как ипостась Громовержца, “ильинский бык”. Петух, его соотнесение с огнем и любовной страстью. Заяц — “женишок”, заяц в “Повести о Петре и Февронии”; заяц как воплощение злого духа, черта. Собака, ее связь с миром мертвых и мудростью, приобщение к мудрости через ее мясо (“собаку съел”). Заимствованный из финно-угорской мифологии образ утки как творца мира и его отражение в белокаменной резьбе. Противопоставление сокола и ворона как света (молнии) и тьмы, молодости и старости (смерти), военной силы и мудрости. Белая лебедь как символ девушки, невесты; лебединые крылья русалок-вил, Девы Обиды в “Слове о полку Игореве”.

Малые божества. Домовой как обобщенный образ умерших предков. Чуры как изображения умерших, их типологическая связь с гермами и Шивой Лингамурти (см. лекции 6 и 17); мольба к предку “чур меня (защити)!”. Место обитания домового — печь, подпечье; роль печи как канала между миром живых и иным. Другие малые божества дома; особенности образа овинника-сварожича. Банник, его связь с навьями, заложными покойниками, т.е. умершими преждевременной, неестественной смертью. Д.К.Зеленин о заложных покойниках и русалках.

Б.А.Рыбаков о символике мироздания в серебряных уборах русских княгинь XII в., о резьбе на фронтоне русской избы.

Б.А.Рыбаков о славянских капищах, их расположении, устройстве и проводимых ритуалах.

 

Литература:

Баркова А. Л. Верования древних славян // Энциклопедия для детей: Религии мира. Т. I. М., 1996. С. 266 - 278.

Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995.

Клингер В. П. Животное в античном и современном суеверии. Киев, 1911.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987.




Лекция 1.
Мифологическое мышление

Лекция 2.
Шаманский миф и его герой

Лекция 3.
Эпос и мифология

Лекция 4.
Египетская мифология

Лекция 5.
Египетская мифология (окончание)

Лекция 6.
Боги древней Греции

Лекция 7.
Историческая трансформация древнегреческой героики

Лекция 8.
Римская мифология и религия

Лекция 9.
Скандинавские боги.
Творение мира

Лекция 10.
Скандинавские боги.
Гибель мира

Лекция 11.
Скандинавский эпос

Лекция 12.
Древнейшие верования славян

Лекция 13.
Боги древних славян

Лекция 14.
Былины: стадиальная типология образов

Лекция 15.
Протоиндийская цивилизация Хараппы

Лекция 16.
Ведическая мифология и религия

Лекция 17.
Индуизм

Лекция 18.
Индийский эпос



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


А.Л. Баркова (c) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012