“МАНАС” - героический эпос киргизского народа. Это произведение уникально своим большим объемом (250 тысяч стихов) для текста, бытующего устно. В отличие от большинства других эпических традиций, умерших или умирающих, киргизская эпопея активно исполняется вплоть до настоящего времени.
Своеобразие “Манаса” проявляется и в его исключительно стихотворной форме (большинство среднеазиатских эпосов частично поется, частично проговаривается прозой).
Эпос в целом представляет собой три объединенных цикла сказаний: о Манасе, его сыне Семетее и внуке Сейтеке, причем первая часть отличается от двух других большей историчностью; эпос о Семетее и Сейтеке ближе к традиционным архаическим сюжетам.
О генезисе “Манаса” ведутся споры, но большинство исследователей сходятся в мнении, что основное историческое ядро эпоса относится к XV-XVIII векам, когда киргизы и родственные им народы воевали против калмыков. Эти войны отразились и в калмыцком эпосе “Джангар”, причем правитель калмыков Конурбай вошел в сказания обоих народов, но, естественно, с противоположной оценкой.
Хотя “Манас” историчнее большинства тюркских эпосов, однако архаические сюжетные схемы в нем совершенно очевидны. Это и типичные для “богатырской сказки” мотивы героического сватовства к деве-воительнице, борьбы с чудовищами и др. Характерно, что собственно волшебные подвиги в эпопее совершает не сам Манас, а его побратим Алмамбет, - с одной стороны в этом отражаются архаические представления о волшебном помощнике героя, воплощающем его магическую силу, а с другой - в этом мотиве дает о себе знать процесс антропоморфизаиии - “очеловечивания” главного героя, Аналогичной трансформации подвергся сюжет “сватовство как поединок с амазонкой”: прекрасная Каныкей представлена здесь не столько богатыркой, сколько строптивой девой, за которую следует уплатить огромный калым.
В “Манасе” отмечается то редкое в архаической эпике явление, когда сливаются образы эпического государя и самого могучего богатыря. При этом Манас теряет черты собственно культурного героя, освободителя земли от чудовищ, становясь собирателем киргизского народа, а эпопея в целом приобретает ярко выраженный патриотический пафос.
Как и в большинстве эпосов народов Европы и Азии, в тексте “Манаса” огромное место занимают гиперболизированные описания внешности героев и их врагов, угощений на пирах, количества добытой на охоте дичи. Особенно заметно эпическая гиперболизация проявляется в образе одного из противников Манаса - великана и обжоры Джолоя, который принадлежит к древнейшим персонажам в эпосе.
Традиционно большое место отводится описанию свадебных и похоронных пиров (свадьбы Манаса с Каныкей, его дружинников с ее подругами, а также поминок по Кокетею - старшему товарищу Манаса). Последние сцены занимают столь много места в повествовании, что составляет по сути отдельную поэму.
В целом “Манас” знаменует собой этап перехода эпоса от архаического к исторически-романному.
Лит.: Жирмунский В.М. Народный героический эпос: Сравнительно-исторические очерки. М.;Л., 1962.
Свадьба, юбилей, корпоратив или любое другое торжество станут ярче, если привлечь
услуги тамады. Мастер своего дела сделает праздник незабываемым. Искрометные шутки, забавные аттракционы порадуют и виновников торжества и всех гостей. А уж если тамада - женщина, то стоит ждать чего-то особенного.