Половецкие встряски
Дневниковые записи на музыку А.П. Бородина

Пролог
Хор:
Идем на ханов половецких!
В Ростов! Неутомимые рериховцы опять проводят выставку, и опять зовут читать лекции, опять будут возить по донским степям, принимая с такой душевной щедростью, что холод предзимья обернется летним теплом.
Опять за окном вагона двускатные русские избы сменятся четырехскатными хатками, ели уступят место неимоверно пушистым сосенкам, а кудрявые березки - величавым колоннадам тополей. Опять зеленый хвост поезда будет закручиваться то вправо, то влево, огибая станицы, раскинувшиеся между холмами. Оплывающие силуэты древних курганов и островерхие конусы терриконов возле шахт, золото скифских погребений и расписные осколки греческой керамики, удаль донских казаков и ярость азовских баталий, неистовый гений Петра и горькая ирония Чехова.
В Ростов! Испить шеломом Дону Великого. Если и не буквально (кто ж станет пить из нынешних городских рек), то хоть в переносном смысле.

Дуэт
Князь Игорь:
Пусть придут княгиня и боярыни. Прощальное от лад мы примем целованье.
- У тебя билеты на месте?
- Спрашиваешь!
- Еда с собой у тебя есть?
- Разумеется.
- Может, курочку в поезд купить?
- Не нервничай, я запаслась консервами.
- Денег у тебя достаточно?
- Мне заплатят, и заплатят много.
- Я буду ужасно скучать без тебя.
- Послушай, я вылезу в Интернет при первой же возможности. Если этой возможности не будет, я ее создам из ничего, ты меня знаешь.
- Да, знаю, но… давай сюда мобильник. У нас есть пять минут, чтобы научить тебя слать СМС.
- Ну вот, тирания…
- Молчи и смотри сюда. Жмешь так… так… так… отправлять так. Всё, остальное выяснишь методом тыка.
- Хорошо, солнышко. Не скучай без меня.
- Буду! Буду скучать! И нечего мне указывать! Уезжают тут всякие на целую неделю!
Ладонь, прижатая к стеклу вагона. В советское время так и впрямь можно было памятку на всю дорогу оставить. А теперь окна мытые, ладошки не отпечатываются…

Ария патетическая
Владимир Галицкий:
Эх, только б сесть мне князем на Путивле! Я пожил бы на славу!
Я отчаянно завидую провинциальным рериховцам. Завидую тому резонансу, который вызывают все их серьезные дела. В Москве, избалованной международными конференциями, любое событие теряется в массе других. Великолепный музей затерт среди прочих. Зато когда на весь город два музея и в одном из них выставка Тибета к столетию Святослава - нельзя не узнать об этом, если тебя музеи хоть как-то интересуют.
Сразу с поезда - бегом осматривать выставку, потом влить в рот кружку кофе и пулей на радио. Из трех выходов в эфир "Эха Ростова" завтра один будет полностью отдан нам. На следующий день - работа с телевизионщиками на выставке. Не то дорого, что утром, едва разлепив один глаз, я слушаю себя по здешнему радио, а то, что дело дает такую отдачу, которая немыслима в Москве.
Так и хочется бросить всё и перебраться в провинцию. Понятно, что я этого не сделаю, что московские корни слишком глубоки, и всё же быть первым в "галльской" деревне и впрямь лучше, чем одним из множества - в нашем Третьем Риме. Дело не в славе, не в известности - дело в пользе, которую там можно принести.
Но семья и студенты намертво держат меня в Москве…

Трагический хор
Бояре:
Мужайся, княгиня, недобрые вести тебе мы несем.
Свя-а-азь! - времен царя Гороха. Как можно выходить в Сеть с этого антиквариата?!
Хотя нет, это не столько связь плохая, сколько я привередливая. Избаловалась на казенной "выделенке" и знать не желаю, как живут люди с модемами и что такое "Сеть по карточкам".
Впрочем, карточка осваивается минут за десять. Вот с древним компьютером проблема серьезнее.
Хотя - на третий день уже железно знаешь, что, чтобы начать нормальную работу в Сети, нужно почти полчаса. Так что мне мешает сидеть за двумя компами разом?! - пока один размышляет, соизволит ли он сегодня выйти в Сеть, я работаю за вторым.
Но, как ни бодрись, мучительный процесс выползания в Сеть останется в моей памяти тихим кошмаром.

Любовная ария и дуэт
Кончаковна:
Ты ли, Владимир мой, ты, ненаглядный мой, ты ли, желанный мой; о, как ждала я тебя!
СМС - действительно великое дело. В Москве, правда, этим бисерным набором буковок заниматься будет решительно некогда, а вот здесь, в дороге - оно! Везут по городу (ни шага пешком, только машина - ай, хорошо принимают ростовчане!), ты одним глазом на дома старинные смотришь, другим на мобильник косишь.
За всеми этими словами, то совсем ничего не значащими, то претендующими на некую информативность ("библиотека в здании дворянского собрания, отреставрирована лепнина") стоит одно: "Солнышко, милый, добрый, хороший, самый умный и самый лучший, мне тебя ужасно не хватает, но хорошо, что хоть так можно передать тебе частичку моего тепла".
Но вот формы, в которые облекаются эти эмоции, подчас оригинальны.
Я: "Пишу ады".
Мне: "Адописец!"
(Речь шла о главе по буддийской космологии.)
Я: "Князя Игоря погрузили на обозную газель и везут в Таганрог".
Мне: "Ярославна отдрыхивается после рабочей недели".
(Это я забыла, что в субботу слать СМС в десять часов утра… ну, не стоит. Что это только у меня - разгар рабочей недели, а у нормальных людей - раннее утро выходного дня.)
Единственное исключение из этого доброго и глупого трепа была самая короткая СМС-ка: "у р" - "ушла работать". Перед каждой лекцией (а их почти всё время - две в день) и вечером, когда по уши погружаешься в написание книги.

Главная ария главного героя
Князь Игорь:
Ни сна, ни отдыха измученной душе! Мне ночь не шлет отрады и забвенья.
Если бы не серый звереныш ноутбук, я бы вообще не смогла поехать. Потому что работы - завал великий.
Какое место в плацкартном вагоне самое лучшее?
А вот и не угадали! Лучшее - тридцать седьмое, боковое у туалета. Потому что это единственное сиденье, откуда до розетки дотягивается шнур старенького ноутбука с дохлым аккумулятором.
Ночь. Мчащийся поезд. За окном - Орионище во всем великолепии. Вагон дрыхнет, сопит под стук колес. А ты сидишь и пишешь свой буддизм. Что по дороге туда, что обратно.
Слов нет, как здорово.
День. Радио? Люди мимо ходят? - ну и что! Кто заставляет меня их замечать?
- Да как вы можете работать в таком шуме? - спрашивает меня здоровенный мужик.
- Вы можете поднять восемьдесят килограмм? Можете. У вас тренированы мышцы. А у меня тренированы мозги. Я не слышу шума.
"Чьи чувства подобны коням, укрощенным возницею…" - как говорится в Дхаммападе. До полного укрощения мне еще очень далеко, но хоть чему-то я научилась.
В поезде всегда работается на удивление легко. А вот в городе… да после двух лекций, и хорошо еще, если они были в Ростове, а не в одном из соседних городов! Голова уже не соображает, но ведь есть в запасе работа полегче: главы, основанные на пересказе источников. Редактура есть, на худой конец!
Поставить музыку и зажечь благовония: это помогает сосредоточиться. Зажечь свечу: живой огонь придает силы.
Адописец я? угу, адописец. А еще есть легкая глава об истории школы кагьюпа…

Вторая главная ария
Хан Кончак:
Всё мое к твоим услугам!
Гостеприимство наших рериховцев - это нечто сверхъестественное. Я уезжала из Москвы с двумя сумками, в одной из которых был компьютер, в другой - немножко еды и халатик. Но обратно! Три букета хризантем (четвертый оставила хозяйке), огромная фотография Канчендженги в раме, грецкие орехи, трехлитровая банка меда… и это не считая разных вкусностей, съеденных вместе с хозяйкой еще в Ростове.
Мало того! Мои отчаянные попытки купить что-то в сувенирном киоске у рериховцев пресекались неумолимо: я хотела заплатить за одну птичку - от меня требовали в качестве подарка взять две! Как хорошо, что я сочла японскую куклу слишком дорогой для меня, а то было бы неловко либо рериховцам, либо мне.
Но этого мало! Эпидемия щедрости охватывала людей иных убеждений и национальностей! Моя попытка купить немножко корейских салатов обернулась получением огромного куля маринованной всякой всячины. Вку-у-усной… а главное - прекрасно тонизирующей, когда вечером приползаешь без сил.
Но дороже прелестных сувениров и замечательного хавчика была беспредельная готовность рериховцев делиться любовью к родному краю.

Речитатив
О Русская земля! Уже за шеломянемъ еси!
- Мы в Азии, - сказал Игорь, когда наша "ГАЗель" пересекла мост через Дон.
- Разве Азия здесь? - удивилась я.
- А разве половецкие степи - это Европа? Разве Калмыкия - это Европа? Граница по Уралу - формальность. Настоящая граница Европы - Дон.
Эх, Игорь Святославич, княже Северский! Был ты подлецом, о чести едва ли слыхавшим: читали мы не только "Слово", но и летописи… читали… морщились брезгливо. В одной ведь лодке вы с Кончаком удирали от русских князей! Что ж ты пошел войной на своего союзника, а?
Да ну тебя! Многим ли важно, каким был ты? Важно то, что сказано в "Слове". Важна та сила, которой гремит музыка Бородина. А ты - лишь бессовестный князёк, давший имя легенде.
Левый, половецкий берег Дона. Необозримая равнина, заросшая желтым тростником-манником. Высоченные стебли, в человеческий рост и выше, сгибают свои метелки под порывами речного ветра. Воздух воли!
Опустить стекло в машине, хоть так подышать им.
Степи, где нельзя ехать, где можно лишь мчать, мчать, мчать! И Игорь гонит, выжимая из "ГАЗели" всё возможное.
Уже нет настоящего и будущего, и даже прошлого нет, а есть вечная степь, которая так же шумела тростником половцам Кончака, упивающимся сознанием того, что они ныне - тот ветер, что проносится над степью. Они промчались - и сгинули. Как ветер.
Лишь половецкие каменные бабы остались. Теперь уже - по музеям.

Балетная часть
Кончак:
Эй, пленниц привести сюда! Пусть они песнями и пляской потешат нас.
Таганрог. Выступление в школе. Ребятки молодцы. Да, они шумные, да, они гораздо более неорганизованы, чем были мы - еще бы, в наших-то казармах! Но они слушают с настоящим интересом, и глаза у них горят. Славные ребята.
А потом была парочка индийских танцев в местном исполнении. Первый танец, при всей его сложности, вызвал не более чем улыбку: танцовщица так мучительно думала о каждом движении, что это портило всё впечатление. А вот второй, который она танцевала с двумя девочками лет десяти, был хорош! - они с такой радостью , с таким азартом плели сложный рисунок катхака, что заражали восторгом всех.
Но самое удивительное ждало меня после выступления. Оказывается, девушка-танцовщица - воспитатель в детском доме, а малышки - ее подопечные.
Обо всех огрехах танца я забыла мигом.

Финальная ария
Князь Игорь:
Спасибо, хан, на добром слове. Я по себе обиды здесь не знаю. И рад бы сам вам тем же отплатить.
Лекции - это моя работа. Не в том смысле даже, что я за них получаю деньги, нет - просто это дело, которому я посвятила жизнь (как ни высокопарно это звучит), это мастерство, которое я оттачиваю… уже десятилетиями.
Лекции - это не проговаривание умных фраз. Это - работа с залом. А залу важно не то, сколько лектор держит в голове, а - сколько слушатели в своих головах унесут.
Они собрались слушать о Тибете, но ждут рассказа о совсем другом. Они ждут ответа на вопрос, как им жить. Им нужен не ученый с его знаниями, им нужна духовная опора.
Им нужно услышать, что нет "хороших" и "плохих" религий, учений и книг. Есть - близкие и чуждые. Им нужно услышать, что можно быть христианином и использовать буддийские практики контроля ума.
Им нужно услышать, что высшая медитация - ежедневное культивирование добрых мыслей. И высшая победа - над собой.
Это так нужно услышать.
Это так просто сказать.

Финал
Ария Овлура, здесь превращенная в хор:
Князь, смотри: восток алеет. И для тебя, и для Руси заря настанет. А средство есть, я средство знаю!
Знаю. Очень простое средство.
Надо безоглядно дарить свою любовь.

22 ноября 2004



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Миражи

Стихи

Листочки

"Эанарион"

"Сага о Звездном Сильмариле"

Жизнь в играх

Публицистика

Смех

Аlwdis N.N. Rhuthien (c) 1994-2012
(с) портал "Миф", 2005