.
Избранные материалы
X Международного конгресса молодых ученых
Перспектива

Нальчик, 2007


Клиповоcть сознания как механизм формирования деструктивного индивидуализма

Давыдова М.А.

Южный Федеральный Университет, г. Ростов-на-Дону

Изучение влияния современного телевидения на восприятие и стиль мышления молодежной аудитории, которая проводит достаточное количество времени у телевизора, позволило выявить такие характерные черты, как фрагментарность, быстрая смена образов, краткосрочная концентрация внимания. Совокупность этих характеристик была объединена в термин “клиповое сознание”, который используется в профессиональном сленге тележурналистов. Речь идет, скорее, о качественной характеристике сознания (клипповость), которая формируется средствами массовой культуры и, особенно такого ее направления, как телереклама. Не малую роль в формировании клиповости играет также Интернет – современный источник получения информации городской продвинутой молодежью. Коммуникационными моделями, которые внедряются Интернетом и телевидением, “глянцевыми” журналами в молодежную среду и широко используются сегодняшней молодежью, являются ток-шоу, реалити-шоу. Поэтому некорректно к этим институтам масс-медиа относиться лишь как к источникам информации, они должны рассматриваться как полноправные институты социализации молодежи. Их специфика состоит в иллюзии демократизма (т.к. молодой человек сам решает проблему, включаться ли ему во взаимодействие с конкретным источником, становиться ли частью аудитории конкретной передачи), образности, эмоциональности и обеспечении пассивности для зрителя.

Согласно сценарию подавляющего большинства реалити-шоу, успех, богатство, слава и общественное признание достаются тем, кто смог проявить свою индивидуальность, пойти на авантюры и не всегда честным путем получать желаемое. Парадокс заключается в том, что виртуальный мир массовой коммуникации предлагает простые и понятные решения, которые слабо воплотимы в реальную жизнь молодого человека. От невозможности реализовать задуманное возникает разная степень отчуждения. У одних это проявляется в неверии в собственные силы, другие находят виновников своих неудач среди родных, близких. Таким образом формируется новая черта современности – деструктивный индивидуализм – установка на обособленность и отчужденность от социальной жизни, замкнутость на целях, сконцентрированных на собственной личности.

Социализирующая функция указанных масс-медиа для молодежи состоит в том, что они берут на себя роль “значимого другого”, стимулируя самоактуализацию личности молодого человека. Но внедряемая центральная установка самоактуализации – стать представителем престижной группы, которая ассоциируется с престижными формами потребления услуг и товаров. Опираясь на рекламу, TV предлагает заместить идентичность с реальной группой на иллюзорную идентичность с престижной, но номинальной (виртуальной) группой. Например, глянцевый журнал "Окей", ориентированный на развитие установок потребления, рекламирует так: “Что читают голливудские звезды? То же, что и ты, журнал "Окей" – выбирай тусовку”. Используя главный механизм воздействия рекламы – достижение идентификация человека с рекламируемым товаром, – TV предлагает мнимые ценности и иллюзорный стиль жизни. “Гениальная идея рекламы – предлагать не продукт, а жизненные ценности, связанные с продуктом” [1]. Молодой человек постоянно находится в мире грамотно разработанных, абсолютно понятных смыслов бытия, выраженных в понятных формулах, которые регулярно сменяют друг друга.

Масс-медиа как “значимый другой” создает иную коммуникативную среду для молодого человека. Традиционный тип сознания ставит индивида в зависимость от коммуникационной системы, которая создана в его микросреде – семье, коллективе сверстников, поселенческой общности. Телевидение и Интернет расширяют пространство коммуникации и искусственно создают расфокусировку внимания, позволяющую постоянно переключаться с одного объекта на другой, не концентрируясь на чем-то одном, создают иллюзию автономии индивида и тем самым усиливают реальную его степень индивидуализации и обособленности от ближайшего окружения.

Можно выделить главные личностные характеристики, которые возникают под влиянием клиповости сознания:

1) снижение интереса к обучению, поскольку оно не рассматривается как способ формирования будущего, да и будущее мало интересует молодого человека. Основой мировоззрения служат формулы о быстротечности жизни и необходимости наслаждаться и “брать от жизни все”;

2) ослабление и снижение интереса к поиску и формированию духовных связей; усиление прагматического аспекта во взаимоотношениях с людьми;

3) доминирование индивидуалистических ценностей, направленных на удовлетворение таких качеств, как тщеславие, эгоизм и другие;

4) снижение способности индивида к самоанализу, что проявляется в поверхностной, но абсолютно уверенной оценке происходящих процессов, нежелании вникать в суть проблем, акцентируя внимание только на внешних признаках, стереотипизации мышления.

Таким образом, не декларируя задачи формирования мышления и ценностных установок, указанные масс-медиа активно навязывают свою стратегию “воспитания”, главной задачей которого является воспитание индивидуализированного потребительского стиля жизни. Формирование клиповости сознания выступает механизмом внедрения модели поведения, направленной на дистанцирование индивида от ближайшего окружения и от общих коллективистских ценностей; утверждает позицию индивидуализма. Он играет значительную роль в системе ценностей современной молодежи и проявляется в постоянном стремлении к независимости. Деструктивный индивидуализм демонстрирует новые проявления. Отчуждение молодого человека проявляется в так называемом “одиночестве в толпе”. Он, на первый взгляд, вполне социален, возможно, у него есть постоянное общество. Но это не коллектив в привычном понимании, это некая группа, основанная на прагматических взаимоотношениях. Подобный индивид, даже находясь в коллективе, принимая участие, например, в студенческих мероприятиях или во внеклассной работе продолжает существовать как бы в параллельном мире, отделенном стеной индивидуалистических ценностей и прагматических мыслей.

Современные образовательные учреждения оказываются мало эффективными в противостоянии воздействию этих источников информации по целому ряду причин. Во-первых, процесс обучения человека с развитой клиповостью мышления и в традиционной знаниевой парадигме, и в парадигме развивающего обучения становится проблематичным, поскольку теряется способность к сосредоточенному размышлению, к глубине восприятия. Это качество является результатом действия биологического механизма защиты от информационных шумов, повышающего порог нашего восприятия, делая его поверхностным и фрагментарным. Во-вторых, образовательная деятельность имеет трудовой характер и ориентирована на перспективное и долгосрочное инвестирование интеллектуальных и волевых ресурсов личности. Интернет-ресурсы и телевидение сулят получение “сгустков” социального опыта более легким и интересным способом, что срабатывает не в пользу обучения в образовательных учреждениях.

Эти обстоятельства выступают основанием для необходимости использования административно-правового ресурса, которой является значительно более эффективным средством ограничения деструктивного влияния масс-медиа на личность. Законодатель должен осознать социокультурные последствия концентрации в институте масс-медиа функции социализации молодежи, что превращает их в материализованный символ “хищных вещей века” (термин Стругацких).

Литература

    1. Котин М.А. Долгосрочная стратегия креативного позиционирования // Рекламные технологии № 6. – 2004.

.

.
благодарим за помощь "Мифу"

Компания "Эстет" уже 20 лет производит авторские ювелирные украшения. Колье и браслеты, обручальные кольца и броши, зажимы для галстука и серьги из золота с бриллиантами и другими драгоценными камнями - это прекрасный подарок близким или возможность устроить себе праздник и подчеркнуть свой стиль. Ювелирные изделия доставляются по всей России.

.

.

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкинисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

(с) портал "Миф", 2005-2007
При перепечатке ссылка обязательна!


Warning: require_once(/var/www/u1820916/data/www/mith_sites/mith.ru/public/php/fcb61435d97ea576437289ad7d080b19766617ea/trustlink.php): Failed to open stream: No such file or directory in /var/www/u1820916/data/www/mith_sites/mith.ru/public/caucas/pers25.htm on line 144

Fatal error: Uncaught Error: Failed opening required '/var/www/u1820916/data/www/mith_sites/mith.ru/public/php/fcb61435d97ea576437289ad7d080b19766617ea/trustlink.php' (include_path='.:') in /var/www/u1820916/data/www/mith_sites/mith.ru/public/caucas/pers25.htm:144 Stack trace: #0 {main} thrown in /var/www/u1820916/data/www/mith_sites/mith.ru/public/caucas/pers25.htm on line 144