.
X Международного конгресса молодых ученых Перспектива Нальчик, 2007 |
Толерантность в системе ценностей интеллектуальной элиты России Жиганова Т.М. Кубанский государственный университет, г. Краснодар Цель наших тезисов – определить роль толерантности в системе ценностей интеллектуальной элиты России (1992-2006 гг.). Теоретическая основа исследования – социокультурный анализ (по Н.И. Лапину). Интеллектуальная элита, на наш взгляд, может быть определена как социальная группа общества, обладающая наибольшим авторитетом и престижем, рейтингом общественного мнения и занятая квалифицированной деятельностью по производству символического капитала (П. Бурдье). Интеллектуальная элита является элементом общей системы элит российского общества. В то же время социокультурный раскол, присущий России, сегментированность нашего политического пространства усиливают автономность интеллектуальной элиты, ее внутренние размежевания по идеологическому критерию. В современной политологической и социологической литературе не утихает полемика о соотношении интлелектуальной элиты и интеллигенции. Высказываются даже радикальные точки зрения (Р.В. Рывкина, Ж.Т. Тощенко), по которым интеллигенция в России исчезла, а страной правят маргинальные “клики”. Полагаем, в данных тезисах можно будет опровергнуть это эмоциональное мнение. Политические ценности составляют “смысловое ядро” культуры общества и любой его группы. По Н. Смелзеру, ценности – это общепризнанные убеждения людей о целях, к которым следует стремиться; значимые свойства реальных политических объектов и нормативные требования группы к поступкам индивидов. Именно система ценностей обеспечивает объединение неповторимых индивидов в социальную группу, придает таковой внутреннее самосознание в итоге политической социализации. Согласно К. Клакхону, политические ценности следует типологизировать в дихотомические ряды по: 1) модальности; 2) смысловому содержанию; 3) стилю и характеру деятельности, 4) целеполаганию; 5) методам. “Картина мира” интеллектуальной элиты, как и других групп общества, содержит ценности базовые (терминальные) и инструментальные. Интеллектуальная элита в силу своего жизненного опыта, требований к профессиональным качествам, уровня образования придает повышенное значение толерантности (терпимости). Преобладающие идеологии постсоветского общества (либерализм, социал-демократия, консерватизм) сходны в признании базового набора ориентаций толерантности. Таковы ориентации: индивидуамум, верховенство права, конкуренция, неотъемлемость прав и свобод человека, секулярность, уважение к мнениям меньшинств. Для постсоветского российского общества особенно актуальна специфика толерантности в многонациональных государствах и консоциативных (многосоставных) демократиях (по М. Уолцеру). Толерантность в этой связи важно трактовать не как признание неизбежности различий, а как сознательную установку элиты поддерживать необходимость многих точек зрения, признавать односторонность любой отдельной позиции (М.В. Ильин). Конечно же, толерантность нельзя распространять на фашизм, шовинизм и подобные им антиправовые явления. Традиционно толерантность считается одной из основных ценностей либерализма. Толерантность, согласно либеральной модели, не есть безразличие, индифферентность или абсолютное принятие другого. “Это – странная ценность воздержания от употребления своей силы во вред принципиально неприемлемому отклонению” [1]. Довольно мощным аргументом в пользу толерантности всегда являлись рационально-прагматические соображения. Эти аргументы, в основном, были направлены на доказательство неэффективности и нерациональности интолерантных практик, а не на возможность или желательность толерантного сознания. Теории подобного рода можно разделить на обосновывающие невозможность уничтожения различия и обосновывающие принципиальную несоизмеримость насильственных методов с целями интолерантных практик [2]. Все перечисленные аргументы, весьма значимые в свое время, все-таки не были способны породить стабильную атмосферу толерантности в системе ценностей интеллектуальной элиты России. Поэтому в современных обоснованиях толерантности преобладают рассуждения, направленные на усиление уважения к личности, а не просто смягчающие несогласие с тем или иным мнением.
Литература
|
.
.
благодарим за помощь "Мифу" Искусство снова входит в нашу жизнь, и всё чаще дома отделывают, приглашая талантливых художников. Роспись стен и потолка - это волшебное превращение интерьера в особое пространство. Также можно купить картину маслом и этим создать акцент в оформлении комнаты. |
.
.
|