На главную страницу сайта
'Эпический текст: 
перспективы изучения'

Бритаева А.Б.
(Владикавказ)

Система образов современной осетинской литературной сказки

Одной из центральных категорий литературоведения является “художественный мир”. Это явление подробно рассматривалось многими литературоведами. Так, например Ф.Федоров дает следующее определение данному термину: “Художественный мир — это система универсальных духовных отношений, заключенных в тексте, имеющем эстетическое значение, та “внутренняя форма”, которая построена “внешней формой” — речевой системой, если речь идет о литературе” (4: 4).

Д.С.Лихачев отмечает, что “внутренний мир художественного произведения существует не сам по себе и не для самого себя. Он не автономен. Он зависит от реальности, “отражает” мир действительности, но то преобразование этого мира, которое допускает художественное произведение, имеет целостный и целенаправленный характер. Преобразование действительности связано с идеей произведения, с теми задачами, которые художник ставит перед собой” (1:76).

Художественный мир литературной сказки сложен. Важной составной частью её следует считать авторскую позицию, образ автора, ведь любая авторская сказка, безусловно, отражает нравственные нормы, социально-политические проблемы и пристрастия того времени, в котором живет автор, а также своеобразие его творческой личности.

Если мы обратимся к народной сказке, то нужно отметить, что она не знает категории “образ автора”, здесь речь идет о рассказчике, сказочнике. Именно авторская позиция, рассмотренная во всех подробностях (с опорой на исследования фольклористов о типах рассказчиков), позволяет увидеть, что, как и для чего взято из иной идейно-эстетической системы какой-либо жанровой разновидности народной сказки, т. к. при этом возможно: учесть ориентацию на определенного слушателя и его восприятие; использовать эффект жанрового ожидания; определить отношение к чуду и его мотивировкам. Именно авторской позицией обусловлены пространственно-временная организация художественного мира, композиция, особенности системы образов, речевые характеристики и т.д.

Подробнее остановимся на образной системе сказки. Одним из жанрообразующих признаков народной сказки является установка на сознательный вымысел. Наличие фантастики обусловливает особые свойства образности в народных сказках. На каждом шагу мы сталкиваемся с необычными свойствами самых обыкновенных людей, которые волей судьбы оказываются в невероятных ситуациях. Фантастические существа, животные, наделенные человеческими качествами, и чудесные предметы – вот основные образы народных сказок. Особая структура сказочного образа в народных сказках проявляется:

1. в тенденции к раскрытию типового содержания в изображении персонажей путем обобщения и даже абстрагирования;

2. в стабильности персонажей;

3. в постоянстве их функций;

4. в лаконичности портретных и психологических характеристик персонажей, которые раскрываются полнее в поступках и диалогах;

5. в построении сюжета на двух-трех главных героях, в ограниченном количестве героев;

Важную роль играет постановка персонажа в фантастическую ситуацию, совершение персонажем фантастических, сказочных действий. Именно действие можно назвать основным законом сказки, а движение сюжета в действиях и диалогах персонажей - ее структурным стержнем.

Структура сказочного образа героев литературной сказки резко отличаются от образности в народных сказках по всем вышеперечисленным пунктам. В литературной сказке находят свое отражение следующие тенденции:

1. индивидуализация сказочного героя. Часто у него есть полное имя (иногда имя и фамилия), автор сказки сообщает читателям подробности его жизни;

2. в литературных сказках бесчисленное множество персонажей, тогда как в рамках народной традиции принято переносить персонажей из одной сказки в другую, часто даже с сохранением функций героя;

3. постоянство функций в литературной сказке также нарушено. Герой по ходу действия может переходить из разряда положительных в категорию отрицательных и наоборот;

4. портретные и психологические характеристики в литературных сказках играют важную роль для понимания образа героя. Автор старается обосновать действия персонажей, объясняя их особенностями характера. Поэтому характеристики героев занимают значительное место в литературной сказке;

5. пожалуй, основное действие литературной сказки действительно строится на небольшом количестве главных героев, однако, система и иерархия героев значительно усложняется, появляется много "побочных", второстепенных героев;

Таким образом, структура сказочного образа литературной сказки существенно отличается от структуры сказочного образа в сказке народной.

Осетинская литературная сказка, как, впрочем, и любая другая - жанр парадоксальный. Тяготея к народным образцам, авторская сказка отталкивается от них. Это противоречие заложено в самом термине “литературная сказка”. Современные осетинские писатели не порывают с фольклорной традицией, а как бы дают ей новую жизнь, обнаруживают в ней скрытый неиспользованный художественный потенциал. Осетинская литературная сказка органично восприняла все ценное, что было выработано традиционным фольклором (духовный опыт народа, его идеалы, надежды, представления, о добре и зле, правде и справедливости – в совершенной, гармоничной, емкой, веками вырабатывавшейся форме), соединив нравственные ценности и художественные достижения народа с авторским талантом.

Современная осетинская литературная сказка в основном представлена сказками о животных (Г.Плиев, Л.Валиев, А.Букулов, С.Ситохов, Г.Чеджемов, Б.Гурдзибеев, М.Дзасохов, М.Казиев, Р.Тотров, Ч.Бугулов, З.Дзуцева), о неживой природе (Г.Чеджемов, В.Гаглоев, М.Дзасохов, Ч.Айларов, И.Астемирова); встречаются (хотя это происходит весьма редко) сказки, где главным или второстепенным действующим лицом является ребенок или взрослый человек (Г.Чеджемов, Д.Остаева).

Отсюда мы можем сделать выводы и о том, кем представлена образная система современной осетинской литературной сказки. Среди героев современной осетинской литературной сказки: звери и птицы, насекомые и растения, домашние животные, явления природы, гораздо реже – люди.

Сказки осетинских писателей - своеобразный способ разговора взрослого с ребенком о жизненно важных вещах, которые невозможно объяснить на языке абстракций. Ребенку для того, чтобы обрести истинно человеческое мировоззрение, предлагается взглянуть на мир глазами любопытного зайчонка, старого мудрого ежа, невоспитанного воробья, лесных птиц, остающихся зимой в родных краях, маленькой звездочки, которую тяготит одиночество, а также деревьев, горного ручья и других персонажей, населяющих мир осетинской литературной сказки. Как и народные, эти сказки знакомят ребенка со сложными законами бытия, объясняют преимущества и недостатки той или иной жизненной позиции.

Итак, художественный мир литературной сказки – “понятие подвижное, изменяющееся в зависимости от времени создания, авторской позиции, ориентации на “своего” читателя и многого другого” (3:120). Поэтому часто речь должна идти о “мирах” отдельных авторов. Заметным явлением в осетинской детской литературе является сказочное творчество Геора Чеджемова.

В произведениях писателя нет фантастических существ, его герои - это любопытный воробышек и дружные ласточки, мудрый еж и хвастливый заяц, добрая лягушка и маленький дубок, пестрокрылая бабочка и грустная обезьянка, и даже кукурузное зернышко, лесная тропинка и маленькая звездочка. Для писателя все в природе живет, чувствует, разговаривает.

Сказки Чеджемова многообразны по темам и стилю. Среди них есть сказки нравственно-философские (“Грустная звездочка”, “Большое счастье”), назидательно-дидактические, но при этом одновременно юмористические (“Черепаха и ее соседи”, “Килкус и Кармагон”), грустная сказка жизни (“Сказка об олененке-сироте”) и многое другое.

Трогательна история маленькой Трясогузки (“Трясогузка”) - птенца, который из-за своего непослушания потерял маму, отстал от стаи и остался на зимовку. По законам природы гибель ее неизбежна. Но, к счастью, мир подчинен не только законам природы. Существует такое понятие, как дружба. Удод, друг Трясогузки, не оставляет ее в беде. Но и он один не в силах справиться с бедой, и тогда на помощь птицам приходит маленький мальчик. Авторская позиция убеждает читателя в том, что даже на краю гибели надо верить и надеяться. Верить в дружбу, в доброту.

В сказке Геора Чеджемова “Черепаха и ее соседи”, у Черепахи отсутствует такая черта характера, как вежливость. И это вовсе не потому, что она такая плохая и из вредности не хочет здороваться с соседями. Около ста лет прожила она в пустыне. Никогда и ничто ее не радовало. Соседи, словно не замечая ее, никогда с ней не разговаривали. “Никто ее не похвалит, никто ей не позавидует. Даже некрасивый верблюд, и тот с пренебрежением смотрит сверху вниз”. Поэтому Черепаха часто грустила, плакала и пряталась под свой панцирь. Как-то, когда она опять загрустила, ее увидел жучок-светлячок. Он сказал Черепахе: “Я знаю, ты мучаешься из-за того, что у тебя нет друзей. Всем кого ты будешь встречать, говори: “Добрый день, мои дорогие соседи”. Черепаха послушалась мудрого совета светлячка. И случилось чудо! Обрадовались ей все соседи, а они-то принимали ее за красивый камень. С тех пор подружилась Черепаха со своими соседями: ящерицей, верблюдом, цесарками. Оказалось, причина одиночества, а, следовательно, и грусти Черепахи, крылась не в том, что у нее были плохие соседи, а в собственном поведении.

Говоря о сказках Чеджемова и других современных осетинских писателей, вспоминаются слова Л. А. Краевского, сказанные им о сказке В.Ф.Одоевского “Червячок”: “Не очевидна ли во всем этом рассказе жизни червячка таинственная идея, глубокая аллегория, облаченная в самое простое, прелестное, самое понятное для детей выражение? Вот... образец того, каким образом делать доступными детскому разумению самые отвлеченные, даже метафизические истины. Дитя, прочитав этот рассказ, не только может заохотиться учиться естественной истории, но и примет в душу свою мысль великую, плодотворную мысль, которая никогда не забудется, породит множество других возвышенных помыслов и заложит основу нравственного совершенствования” (2:585).

Героям современной осетинской литературной сказка не чуждо ничто человеческое, и они также способны радоваться успехам и отчаиваться, когда препятствие слишком трудно для них. В отличие от фольклорных сказок, сказки Чеджемова изобилуют развернутыми портретными характеристиками персонажей. Писатель всегда очень подробно, с множеством деталей внешность своих героев (“Сказка о Боярышнике”, “Сказка об оленеке-сироте”, “Трясогузка” и т. д.). С не меньшей точностью выполнены и портреты отрицательных персонажей, чтобы внушить отвращение читателям.

Здесь явно чувствуется авторское отношение к описываемым персонажам, которое писатель хочет передать читателям. Хотелось бы отметить важность используемых писателем имен. В большинстве сказок это “говорящие” имена, сразу же позволяющие отнести того или иного героя к положительным или отрицательным, или отгадать основные черты его характера. При этом писатель объясняет, почему того или иного героя зовут так, а не иначе; кроме того, имена героев часто объясняют их поведение. Зиму, например, он назвал очень длинным именем: Белая Борода как Дыхну Все Реки Замерзнут, а сына Белой Бороды зовут Шалун Ранняя Зима. Шалун бросает на землю снег лопатой, да так усердствует, что с него капает пот, поэтому на земле идет мокрый снег. Лесная тропинка от того грустная, что зовут ее Забытая тропинка. В некоторых сказках имена героям даются, исходя из внешних характеристик: Морæдзыг – имя образовано из двух слов: морæ (коричневый) и мæлдзыг (муравей); Зæрин-Дзывылдар “зæрин” – золотой, дзывылдар – “трясогузка”; кукурузное зернышко зовут Урсдæндаг – “Белозубый” и т.д.

Все вышеперечисленное с полным правом можно сказать и о сказках других писателей. Герои современных осетинских литературных сказок уже не так схематичны, как принято в фольклорной традиции. Психологизм в описании персонажей проявляется в том, что авторы вводят в действие героев двойственного характера, каковым, например, является маленький лягушонок Цахил (Цъæхил) в сказке Беллы Джигкаевой “Подвиг маленького лягушонка Цахила”. Маленький лягушонок считает, что он очень некрасив, слаб, не обладает положительными качествами, которыми, как ему кажется, не обделены другие животные – это является причиной его нерешительности, стеснительности. Но вот наступает момент, когда выясняется, что он оказывается решительнее и смелее, чем те звери и птицы, которыми он восторгался. А дело было так: лесные жители готовились к Новому году, уже нарядили елку, ждали только ворону, которая должна была принести звезду для украшения макушки новогодней елки. Ворона очень устала в дороге и уронила звезду в озеро. Звери сокрушаются, ведь никто из них не умеет плавать, а какая елка без звезды? Стали они искать храбреца, который бы решился достать им звезду из воды. И такой смельчак нашелся – им оказался маленький лягушонок Цахил, благодаря которому праздник был спасен. Звери пригласили его быть почетным гостем на их торжестве. Мастерски описывает автор внутреннее состояние своего героя, его терзания, когда он был одинок и, как ему казалось, никому не нужен и его ликование, когда все узнали, какой он храбрец.

К счастью герои часто идут трудным путем, веря в возможности своего чистого сердца, в дружбу, любовь, взаимопомощь. Самоотверженность маленькой мышки из “Чудесного ореха” М.Казиева утверждается в сказке как самое большое чудо. Герой сам, без помощи каких-либо волшебных сил, разрешает сказочный конфликт – спасает свою маму. Маленькая Мыстахан (так звали мышонка) ушла из дома в поисках лекарства для своей мамы. Много испытаний выпало на ее долю. И хотя она очень торопилась, но по дороге никому не смогла отказать в помощи: бельчонку помогла найти маму, птичку спасла от капкана, теленку помогла вытащить соломинку из глаза. В ответ и они не остались равнодушными к беде мышонка. Каждый помог, чем мог: белка подсказала, что ее маме помогло бы ореховое масло; теленок показал, где растет ореховое дерево; Солнышко тоже пожалело мышонка и направило все свои лучи на ореховое дерево, чтобы орех быстрее созрел; а птичка помогла сбить орех с дерева. По дороге домой мышка попала под дождь и заболела, но орех до мамы донесла. Так маленькая Мыстахан была вознаграждена за свою доброту и отзывчивость: и она сама и ее мама выздоровели и зажили счастливо. Стоит ли говорить о нравственных критериях, заложенных в основу этой сказки, они налицо.

Психологический анализ мотивов поведения героев найдет свое развитие и в сказках большинства авторов, например, в сказках “Как старая ежиха себе маму искала”, “Добром за добро воздается, или как еж без шубы остался”, “Звездная дорога” З.Дзуцевой, “Сказке о елочке” А.Хамицева и многое другое.

Итак, в сказках осетинских писателей герои сильно отличаются от персонажей фольклорных сказок своим психологизмом и неоднозначностью. Писатели создают развернутые портреты своих персонажей, в которых чувствуется авторское к ним отношение. Большинству из них, несмотря на то, что они в большинстве своем представители животного мира, присущи человеческие черты. И хотя герои остаются в своем сказочном облике, но интересны они не как представитель рода, класса, а как личности. Все больше интересует писателей-сказочников внутренний мир героя, а не его функции. Поэтому поступки героя психологически мотивируются, герой дан в развитии.

Анализируя художественный мир литературной сказки, многие ученые отмечали, что он сложен для описания и изучения, для всевозможных классификаций, но доступен и открыт для восприятия. И причина этого кроется “не только в его универсальности, но и в узнаваемости” (3:121). По этому поводу Т.В.Цивьян отмечает: “Входя в этот заколдованный мир, мы принимаем все его условности, законы и в многообразии персонажей и сюжетов легко обнаруживаем повторы, “инварианты, схему” (даже если не читали “Морфологии сказки” В.Я.Проппа), осуществление которой всегда приводит к торжеству Добра, гибели злых, темных сил” (5: 212).

Художественный мир современной осетинской литературной сказки – это особая модель, условная структура миропорядка, созданная писателями XX в. на основе синтеза традиционных элементов осетинской народной сказки и осмысления сложнейшей современной писателям действительности на основе различных идейно-эстетических позиций.

Литература

  1. Д. Лихачев. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, № 8, 1968. – С. 74-87.
  2. Краевский Л.А. Сказки В.Ф.Одоевского // Журнал Министерства Народного Просвещения. — 1835. — Ч. VII. —С. 583-589.
  3. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века. История, классификация, поэтика. – М.: Флинта: Наука,2003. – 312 с.
  4. Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время - Рига: 1988. - 413 с.
  5. Цивьян Т.В. К семантике пространственных элементов в волшебной сказке // Типологические исследования по фольклору: Сб. статей. – М., 1975. – 301 с.

Статья опубликована в материалах конференции “Б.А. Алборов и вопросы кавказоведения

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкинисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

портал "Миф" (с) 2005-2012