На главную страницу сайта
'Эпический текст: 
перспективы изучения'

Х.Б. Бербеков
(Нальчик)

К РЕКОНСТРУКЦИИ ЭПИЧЕСКОГО ПАНТЕОНА

Нартский эпос – уникальный исторический и культурный памятник большинства народов Северного Кавказа. Однако нартский эпос не может восприниматься в качестве законченного произведения, как подобного рода эпосы (Манас, Калевала). Это скорее компиляция огромного количества древнейших мифов и легенд, исторических событий периода ранней эпики, заключающих в себе множество различных как временных, так и историко-культурных пластов. Поэтому до сих пор в изучении нартского эпоса остается открытым ряд вопросов, которые можно считать ключевыми. Так, вопрос об основном ядре эпоса считается открытым, и ученые не пришли к общему мнению. Есть также ряд аспектов практически не исследованных. К ним можно отнести и вопрос о реконструкции эпического пантеона.

О древних верованиях адыгов можно судить по отдельным материалам археологии, антропологии, этнологии. Однако самым точным и весомым материалом для исследования древних адыгских верований выступает эпос, легенды и сказки. Именно в них содержится информация о том, как формировался мифологический мир и картина мира адыгов. Так, в эпоху начала обработки железа, когда огонь в древних верованиях стал отходить на второй план, в древних пантеонах начали появляться боги, отвечающие за обработку металлов, хранители тайн кузнечного дела. Они либо замещали богов огня, либо становились радом с ними на одну ступень в иерархии пантеона, объединяясь в единое существо. И чем сильнее становилась власть железа в обществе, тем сильнее становилась роль бога кузнечного дела в пантеоне. В адыгском пантеоне, реконструкция которого весьма трудна в силу ряда причин, роль бога огня и кузнечного дела выполнял Тлепш. В адыгском нартском эпосе он выступает как культурный герой, который изготавливает для нартов различные орудия труда и оружие. Таким образом, Тлепш выполняет основную функцию, заложенную в характеристику бога кузнечного дела и бога огня, которым он был до усиления влияния железа в обществе. Этот показатель характерен практически для любого культурного героя, связанного с орудиями труда и огнем, в различных этносах. Такой особенность прослеживается как в мифологии индоевропейских народов (славян, германцев), так и древних изобретателей железа - хатти или “протохеттов”, которые связанны как в своих языковых (а отчасти и историко-культурных) истоках с северо-западнокавказскими этносами [1;5].

Распространение культа железа и соответственно почитание кузни, кузнечного дела, самих орудий, сделанных из железа корнями уходит именно в малоазиатскую мифологию, а точнее в хаттскую. Именно из Малой Азии в греческий пантеон пришел Гефест [2;299]. Данную мысль доказывает тот факт, что Гефест не был одним из главных богов греческого пантеона, более того он зачастую прислуживал на собраниях богов, разнося им нектар [3;65]. Тлепш, в свою очередь, также не является одним из высших богов в адыгском пантеоне. Он также прислуживает остальным богам. Он, как и Гефест, не живет среди богов. Гефест живет уединенно, весь день трудясь в своей кузне, а Тлепш живет среди нартов, которых можно соотнести с титанами из греческой мифологии. Связь адыгского Тлепша и греческого Гефеста становится еще более явной, если вспомнить, что и Гефест и Тлепш имеют проблемы с нижними конечностями. Так ноги Гефеста слабы и не могут нормально носить могучее тело, а ноги Тлепша были отрезаны и заменены железными, есть также версии о том, что одна нога у Тлепша наковальня, а руки - это щипцы и молот [4;516].

Смена основных характеристик того или иного персонажа древней мифологии напрямую связана с изменением мировоззрения в обществе-носителе мифа. Появление железа в обществе сильно изменило религиозные взгляды древнего человека. В какой-то период железо было фетишем, затем фетишем стали орудия труда и оружие. Это не сложно доказать, если вспомнить, что вплоть до конца XIX века среди адыгов существовали пережитки, напрямую связанные с фетишизацией оружия из железа и железа как такового. Это говорит о том, что влияние железа в обществе было достаточно высоким, чтобы мифологический персонаж, заключавший в себе характеристики огня, его божественности, были либо заменены “железными” характеристиками, а чаще всего просто объединялись. Объединение происходило по простым причинам: огонь напрямую был связан с обработкой железа, и если в момент появления железа в обществе огонь и железо идентифицировали как различные мифологические единицы, то с течением времени они объединились и стали представляться как одно целое. К сожалению, подобный переход совершался так постепенно, что четко определить различные ступени объединения невозможно. Так, Э.Б. Тайлор идентифицирует Тлепша как бога огня, покровителя кузнецов и ремесленников, изготовлявших металлические изделия, а также крестьян, которых он снабдил плугом и мотыгой [5;408]. Однако греческо-адыгский Гефест-Тлепш отличается от подобного рода огненных божеств из арийской или персидской мифологии. Если Гефест-Тлепш персонифицируется как божественный кузнец, культурный герой, обработчик железа, то Агни, бог огня из арийской мифологии, несет в себе четко обособленный атрибут божественного огня. Огня, который позволил человеку согреваться в холодные ночи, готовить пищу, обрабатывать медь и бронзу. Это чистый огонь, пришедший человеку с неба, и охраняемый им долгое время из-за невозможности добыть его самому. Таким образом, Агни - гораздо более древнее божество, нежели Гефест-Тлепш, хотя они имеют некоторые общие функции. Однако если брать во внимание тот факт, что первый огонь получен человеком с неба от удара молнии, следует вспомнить о еще об одном персонаже пантеона. Зевс в греческой мифологической традиции является верховным божеством, по праву занимая трон на Олимпе. Он отец Гефеста, бог-громовержец. В адыгском пантеоне ему соответствует Шибле, бог грома и молнии, а не Тха (‘бог’) или Уашхо (‘бог небесной тверди’). Шибле – самый загадочный и самый неизученный персонаж адыгского эпоса и религиозной традиции. Его боятся больше, чем кого-либо, и почитают не меньше чем Тха, Псахта (‘бог души’), Уашхо. Но он никак не персонифицируется в эпических текстах, его нет ни на собраниях богов, он не участвует в жизни ни волшебного, мифического мира нартов. В более поздний период, вместе с распространением христианства он стал отождествляться с ветхозаветным Илиёй (Елэ), а под влиянием ислама – с Аллахом [4;642]. В конце XIX века, когда ислам был распространен практически на всей территории, где проживали адыги, еще сохранялись языческие обряды, часть которых напрямую были связаны с Шибле. Так, считалось, что если молния ударит человека, это являлось милостью Шибле. Такого человека не оплакивали, к нему относились как к святому и хоронили с большими почестями [4;642]. Связь же бога грома и молнии с огнем очень проста, если взять во внимание, что удара молнии в дерево и его последующее возгорание было, очевидно, вполне достаточно, чтобы древний человек воспринял данный акт как божественное дарение небесного огня человеку [6;31]. Выходит, что бог грома и молнии генетически связан с богом огня и как следствие – богом кузнечного дела, “железным” богом. Есть и обратная связь между ним. Говоря о “небесном” огне и “земном”, следует упомянуть, что и железо тоже было двух вариантов. “Небесное железо”, считавшееся подарком богов, – это осколки метеоритов, которые находили на поверхности земли, и “земное железо”, то есть добытое из земли, посредством обработки железной руды. Таким образом, можно утверждать, что бог-громовержец, который в ранний период имел и атрибуты огня в своей характеристике, объединяется в своеобразную пару с богом огня, “железным” богом и в адыгской, и в греческой мифологии.

Эту пару в адыгском варианте эпоса дополняет еще один персонаж, который не является богом, но несет в себе “огненную” и “железную” составляющую. Таким персонажем является нарт Сосруко, который рожден из камня, а тело его из железа, закаленного в кузне Тлепша [7;27-30]. История рождения Сосруко из камня может быть мифологической интерпретацией двух исторических событий, напрямую связанных как с железом, так и с огнем. Во-первых, если вспомнить историю появления Сосруко, когда нартский пастух, воспылав страстью к Сатаней, пустил свое семя через реку и попал в камень, который Сатаней отнесла домой, и собственно из которого появился на свет железный мальчик Сосруко [4;464], можно говорить о метеоритном происхождении “железного” богатыря. С другой стороны, рождение Сосруко, его “выковывание” в кузне Тлепша и последующее закаливание может представляться нам образом, воплотившим в себе технологию обработки железной руды. Сосруко – культурный герой, который добывает нартам огонь и семена проса, тот самый огонь, который Прометей крадет у богов, чтобы отдать его людям. Оба они титаны. Они не боги, но наделенные необычайными способностями персонажи, которые живут между миром богов и людей. Огонь и железо связывают их с Зевсом-Гефестом и Шибле-Тлепшем. С определенной долей уверенности мы можем говорить об отдельной вертикальной группе внутри отдельно взятого пантеона. Так в адыгском мифологическом пантеоне складывается на первый взгляд незаметная вертикаль Шибле – Тлепш – Сосруко. Эта тройка несет в себе уникальные отличительные черты, которые и выделяют их в отдельную группу персонажей внутри пантеона, как это происходит, например, с сельскохозяйственной группой пантеона, которая четко идентифицируется практически в любом из эпосов или мифологических традиций. Однозначно, что пара “огонь-железо” неразрывно связанно между собой в мифологической картине мира. Тем самым вокруг этой пары образуется группа мифологических персонажей, которые в различные исторические эпохи существовали в отдельных мифологических полях, обслуживались различными мифологическими мотивами, но в определенный момент, когда воедино стали сливаться характеристики как огня “небесного” (молнии) и “земного”, так и железа “небесного” и “земного”, мифологические мотивы сами объединились в стройный ряд повествований, оформившийся в позднейший период развития эпоса и мифологии.

На наш взгляд, “огненно-железный” компонент в адыгском эпосе играл основную роль продолжительный период времени. Об этом говорит важность в мифологическом мире персонажей данной группы. Исторические реалии тоже подтверждают данную версию, так как огонь и железо были основными помощниками в любом деле как одного члена этноса, так и всего этноса в целом. Вокруг огня и железа разворачивалась практически вся жизнь общества, тем более в период военной демократии, когда оружие было основным аргументом при решении многих вопросов адыгской жизни. Главенство “огня” и “железа” было смещено в поздний период, когда на смену анимизму и фетишизму пришли новые религиозные взгляды, основанные на сложных морально-философских взглядах на жизнь.

Сейчас трудно определить пути проникновения и ассимиляции мифов, связанных с “огненной”, “железной” группой пантеона (Зевс – Гефест – Прометей, Шибле – Тлепш – Сосруко). С одной стороны, мотивы и архетипы персонажей могли развиваться автономно в различных этносах, но тогда не ясно появление такого сходства в большинстве сказаний. Либо эпицентром появления этих мотивов и персонажей была Малая Азия, и вместе с распространением железа распространялись и религиозные, мифологические взгляды на металл и огонь. Либо взаимопроникновение и взаимная ассимиляция мифов и архетипов в адыгском и греческом эпосах.

Этот и многие другие вопросы, напрямую связанные с реконструкцией адыгского мифологического пантеона, требуют более глубокого изучения с привлечением материалов различных дисциплин, соприкасающихся с данной проблемой. Именно реконструкция пантеона позволит более точно определить древнюю картину мира адыгов, поможет разобраться в системе связей между персонажами и морфологию большинства мифов, которые и формировали древние взгляды. Реконструкция как горизонтальная, так и вертикальная в отдельно взятом промежутке времени и вне времени позволит ответить на множество ключевых вопросов, связанных не только с взаимодействием различных эпосов, но и связанных с генезисом эпоса, морфологией его компонентов, культурой, историей, мировоззрением этноса как в мифологический период развития, так и в исторический.

Библиографический список:

  1. Иванов. Вяч.Вс. История славянских и балканских названий металлов. М., 1983.
  2. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.
  3. Кун. Н.А. Легенды и мифы древней Греции. Махачкала, 1986.
  4. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 2. М., 1994.
  5. Тайлор. Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
  6. Шортанов. А.Т. Адыгские культы. Нальчик, 1992.
  7. Нартхэр. Къэбэрдей эпос. Нальчик, 1995.

Статья опубликована в I томе материалов конференции “Эпический текст: проблемы и перспективы изучения”

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкинисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

портал "Миф" (с) 2005-2012

39Название песни поиск музыки PROMODJ.49