История создания
сюжета романа "После Пламени":
выдержки из писем Альвдис

Из первого письма
По дороге домой я подумала... там хуже дело было. Потому что "Ворон" не рассматривает, как Феанор оказался в Ангбанде. Текст исходит из стебной завязки "Секретнее некуда". А если серьезно?
А если серьезно, то Феанор мог оказаться в Ангбанде только одним образом: Мелькор приказал балрогам не добивать его.
То есть Феанор был принесен в Ангбанд без сознания на положении полу-пленника. Дальше было вот что.
.
Разговор номер 0.
Мелькор предлагает Феанору бежать из Форменоса. Феанор говорит, что бегство Мелькора в Эндорэ - это начало новой войны, а он, Феанор, не хочет в ней быть ни на чьей стороне. Он не может воевать ни против Валар, ни против своего друга. Поэтому он будет честно сидеть в ссылке.
Не удивлюсь, если за эти - вполне разумные! - слова МЕлькор обзовет его предателем.
Еще Феанор мог сказать, что его бегство и открытое выступление на стороне Мелькора усугубит реакцию Валар.
.
Разговор номер 1. Ангбанд, Феанор свеже подлеченный после боя с балрогами, открывает глазки. Видит Мелькора.
Вопли и гнев цитировать не будем. )) Отшумев положенное и поняв, что Мелькор действительно не мог попытаться договориться с ним раньше, Феанор просит отпустить его к сыновьям. На что добрый Мелькор цитирует Феанору его собственные слова о том, что их открытое объединение приведет... к тому самому. Сыновья уже узрели "смерть" отца, Намо знает, что это лажа, и по всему Феанору нельзя высовываться! Феанор вопит, мол, это означает, что он просто пленник.
Разговор завершен неконстуктивно.
.
Разговор номер 2. Через несколько дней. Там же и те же.
Мелькор предлагает идею с посольством. Феанор понимает, что это - единственный выход.
.
Далее примерно по "Ворону".
.
Разговор номер неизвестно какой. Феанор и некий пленный нолдор.
Пленик видит Феанора, который пытается наладить с ним разговор, и вопит, что это гнусная галлюцинация, наведенная Врагом, что Феанор погиб и это всем известно, а подсовывать его призрак - это неумелый способ заморочить честные нолдорские мозги!
Феанор переезжается, потом занимается пленными, будучи в личине, и тогда всё идет нормально.
По "Ворону". .
Монолог или диалог с Мелькором, неважно.
Феанор понимает, что он может в любой момент уйти из Ангбанда, но от этого будет только хуже. Ему и всем. Сыновья не поверят, что он живой. Особенно, если он будет пытаться добиться мира.
.
Разговор почти последний. Саурон и доверенные орочьи командиры.
Отношения Саурона с Феанором - очевидны. Явно, Мелькор едва ли похвалил Саурона, когда тот явился в Ангбанд, потеряв совесть, крепость, облик и ценного пленника в придачу. ))) Саурону нужно выместить злобу на ком-то. Орки "этого нолдора" ненавидят. Они полагают, что это именно он не дает Мелькору развернуть войну. Заговор аки подготовка убийства Цезаря. "При первой же возможности...".
.
Разговор последний. "Убийство Цезаря". (А, заметь, похоже! Тоже у дверей зарезан. И не только этим.)
- И ты - "Брут"?
- Нет, я не Брут!
...........
По-моему, ОЧЕНЬ грустная сказка.

Из второго письма
А в последней версии высказано предположение, что Мелькор назвал Феанора предателем.
После этого у меня нет вопросов ни про убийство Финвэ, ни про кражу.
То есть когда две темпераментные личности да еще и оба на взводе... вот "Сильм" и получается!
Чем мне нравится последняя версия, это тем, что она не противоречит Сильму! Да, это зверский апокриф, но логика Сильма там не нарушена! Потому что утверждение "Мелькор - враг врагам, но друг своим" я не считаю нарушением логики Сильма, хоть бейте меня!
А вообще, эпиграфом к этой сказке является ария Кончака из "Князя Игоря":
"Нет, князь, ты здесь не пленник мой,
Ты ведь гость у меня
Дорогой...
Я храбр, я смел,
Страха я не знал,
Все боятся меня,
Всё трепещет кругом,
Но ты, князь, меня не боялся,
Пощады не просил..." и т.д.
с ответом Игоря:
"А всё ж в неволе не житьё"...

Из третьего письма
Я те еще сказку расскажу. Сегодня придумала.
Стал-быть, вастаки выходят на восточные рубежи Белерианда и посылают посольство в Ангбанд. Если помнишь, такого рода завязка есть в ЧК. Так щаз будет очередной ответ ЧеКберлену!
Объясняются с дозором, их пропускают, а они спрашивают: а как выглядит Властелин?
Орки говорят: встретите - не спутаете.
Вастаки: ну а всё-таки? внешность какая?
Орки: ну, высокий, черноволосый, в черном, и в глаза ему лучше не смотреть.
Вастаки топают к Цитадели, а по дороге видят: стоит. Приметы сходятся.
Это, как ты понимаешь, Феанор вышел на юг посмотреть. Стоит, смотрит, переезжается. В глаза ему действительно лучше не глядеть!
Вастаки шо-сь говорят - он не слышит. Раза с третьего понял, что это к нему.
Их состояние, когда он смотрит СКВОЗЬ них - ?!
Короче, наконец до него дошло, и он вежливо интересуется у Мелькора по осанвэ: "Меня тут за тебя приняли. Что делать будем?"

А если серьезно, то квэнта в целом получается про то, что были два мастера, каждый из которых свободу творчества ставил превыше всего. И для обоих где-то (и едва ли понятно, где именно) прошел тот рубеж, когда свобода (даже не для себя, а именно для творчества) обернулась бедой для других. Один - с сожженными руками, второй едва ли может творить в Ангбанде (а если всё же одно творение будет... хм... это уже моя маленькая тайна, причем недодуманная1); а потом они уже просто оказываются оба бессильны перед джином, которого сами не пойми когда выпустили, - сиречь происходит Браголлах. Причем для Мелькора махнуть рукой на зреющий бунт в войсках - это обречь нолдор на непредсказуемо большие потери; а начав войну, он волен хоть кого-то из нолдор спасти от неминуемой гибели.
В общем, тщетный поиск ответа на вопрос, где моя свобода становится ущемлением других.
Вещь явно станет философско-психологический, экшн надо будет свести к минимуму.

Из четвертого письма
Так, ну кто о чем, а я о наших тайных будущих планах.
У меня эта грядущая вещица обозвалась (я всегда называю до начала работы, не умею иначе). Короче - "После Пламени". Непонятно, как "Имя Розы", но, если вдуматься... и Мелькор с сожженными руками, и Феанор... выгоревший изнутри... и много что.
А мне хочется красивое противостояние "Феанор \ Саурон".
И основная концепция додумывается потихоньку. Еще раз: творчество любого яркого, ни на кого не похожего мастера "мешает жить" массе. Взрывает мировосприятие. То есть творить по-настоящему невозможно без того, чтобы ни возмущать среду. Разрушение, таким образом, есть непременный спутник яркого творчества - разрушение стереотипов, привычных образов и т.п. Разрушение уютного мирка...
И вопрос в том, где грань! - где разрушение обывательского мирка становится просто разрушением.
Теперь представь, что сидят в Ангбанде Феанор с Мелькором и Феанор заводит разговор на эту тему. Возможно: при эльдиэ, которая у него, так сказать, служанка (не орки же ему пол мели?! и не сам!)2.
Теперь смотри дальше: всё, что рушил Мелькор (кроме Древ), он рушил именно ради творчества. То есть, разрушая, он давал жизнь.
А вот тянулись к нему те, кого радовало разрушение как процесс - эльфы отвернулись, а орков понабежало.
Трагедия не так понятого мастера, а? Он говорил, что ради созидания разрушение допустимо, а они услышали: "разрушение допустимо"...
Саурон, по-моему, это нечто иное. Это мастер, но разрушение стоит для него на первом месте.
Феанор. К Ангбанду он тоже достаточно наразрушал ради разрушения, и поэтому он говорит Мелькору: "Я боюсь взять Сильмарили в руки, потому что мне кажется, что они могут и мои руки сжечь". Причем он боится не ожогов как таковых, а именно зримого доказательства того, что, фактически перестал быть творцом.
Вот пока так.

В ответом письме Тэсса предлагает свои варианты названия романа.

Из пятого письма.
Ага-ага. Опасается Сильмы взять. После Альквалондэ и сожжения кораблей. Как в ларчике получил, так полтыщи лет не трогал!
Кстати, при этом он может отдать Сильм Берену. То есть он перешагивает через собственничество мастера (Яванне-то не отдал!), через Клятву. Феанор Раскаявшийся... как вам нравится?! Мне - очень!
Раскаялся и погиб. Хлюп...

"ПП" - так оно будет называться, покрути это название часок - и поймешь, что лучше просто некуда! (сказала Альвдис скромно ;-)).

Думаю над Сауроном. Получается, что столкнулись две ревности, причем на уровне 15тилетних девочек: и Феанор, и Саурон привык быть для Мелькора - единственным. А тут их двое оказалось. Брым-брым-брым!!!
Тот, в ком нет Творчества, тот жжется о Сильмарили. Причем Творчество - это не обязательно изобразительное искусство. Творить судьбу (Берен и Лучиэнь) - тоже творчество. И Феанор, решившись им отдать Сильм (а почему только один?! - надо думать!) - становится снова творцом! Напоследок.
А вот Мелькор творцом быть перестает. Недаром Браголлах он учиняет, чтобы не случилось просто бунта. Кстати, намечается дивная сцена: Мелькор сидит над картой будущей Браголлах, зовет Феанора и говорит: "давай думать вместе. Чтобы с наименьшими потерями." Феанор переезжается, и Мелькору приходится заботиться о его сыновьях самому!

Спорим на шоколадку, что когда мы напишем ПП, то его сначала не будет ругать только тот, кто не читал. И то не всякий. Это же категорически не вмещается в картину мира! В привычную, разумею.
Оцени. Отрешись на секундочку, и представь, что тебе сообщают о существовании апокрифа, где Феанор полтыщи лет прожил в Ангбанде! Ну, первая реакция -?!


1Четыре светильника для тронного зала; идея этого образа возникла именно тогда. - Прим. при публикации.

2 Ага, ага. На этом этапе образа Мори еще нет. Потом я решила барышню убрать и заменить мальчиком. А то с этими барышнями всегда любовные истории - хоть про взаимную любовь, хоть про неразделенную... надоели! - Прим. при публикации.



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Том 1. Братья по Пламени

Том 2. Пленник судьбы

Том 3. Клятва Мелькора

Отзывы и статьи

По мотивам...

Иллюстрации

История замысла

Издание

(с) Гарет, Альвдис, 2005
Миф.Ру (с) 2005-2014