История создания
сюжета романа "После Пламени":
выдержки из писем Альвдис
Из первого письма
По дороге домой я подумала... там хуже дело было. Потому что "Ворон" не рассматривает, как Феанор оказался в Ангбанде. Текст исходит из стебной завязки "Секретнее некуда". А если серьезно?
А если серьезно, то Феанор мог оказаться в Ангбанде только одним образом: Мелькор приказал балрогам не добивать его.
То есть Феанор был принесен в Ангбанд без сознания на положении полу-пленника. Дальше было вот что.
.
Разговор номер 0.
Мелькор предлагает Феанору бежать из Форменоса. Феанор говорит, что бегство Мелькора в Эндорэ - это начало новой войны, а он, Феанор, не хочет в ней быть ни на чьей стороне. Он не может воевать ни против Валар, ни против своего друга. Поэтому он будет честно сидеть в ссылке.
Не удивлюсь, если за эти - вполне разумные! - слова МЕлькор обзовет его предателем.
Еще Феанор мог сказать, что его бегство и открытое выступление на стороне Мелькора усугубит реакцию Валар.
.
Разговор номер 1. Ангбанд, Феанор свеже подлеченный после боя с балрогами, открывает глазки. Видит Мелькора.
Вопли и гнев цитировать не будем. )) Отшумев положенное и поняв, что Мелькор действительно не мог попытаться договориться с ним раньше, Феанор просит отпустить его к сыновьям. На что добрый Мелькор цитирует Феанору его собственные слова о том, что их открытое объединение приведет... к тому самому. Сыновья уже узрели "смерть" отца, Намо знает, что это лажа, и по всему Феанору нельзя высовываться! Феанор вопит, мол, это означает, что он просто пленник.
Разговор завершен неконстуктивно.
.
Разговор номер 2. Через несколько дней. Там же и те же.
Мелькор предлагает идею с посольством. Феанор понимает, что это - единственный выход.
.
Далее примерно по "Ворону".
.
Разговор номер неизвестно какой. Феанор и некий пленный нолдор.
Пленик видит Феанора, который пытается наладить с ним разговор, и вопит, что это гнусная галлюцинация, наведенная Врагом, что Феанор погиб и это всем известно, а подсовывать его призрак - это неумелый способ заморочить честные нолдорские мозги!
Феанор переезжается, потом занимается пленными, будучи в личине, и тогда всё идет нормально.
По "Ворону".
.
Монолог или диалог с Мелькором, неважно.
Феанор понимает, что он может в любой момент уйти из Ангбанда, но от этого будет только хуже. Ему и всем. Сыновья не поверят, что он живой. Особенно, если он будет пытаться добиться мира.
.
Разговор почти последний. Саурон и доверенные орочьи командиры.
Отношения Саурона с Феанором - очевидны. Явно, Мелькор едва ли похвалил Саурона, когда тот явился в Ангбанд, потеряв совесть, крепость, облик и ценного пленника в придачу. ))) Саурону нужно выместить злобу на ком-то. Орки "этого нолдора" ненавидят. Они полагают, что это именно он не дает Мелькору развернуть войну. Заговор аки подготовка убийства Цезаря. "При первой же возможности...".
.
Разговор последний. "Убийство Цезаря". (А, заметь, похоже! Тоже у дверей зарезан. И не только этим.)
- И ты - "Брут"?
- Нет, я не Брут!
...........
По-моему, ОЧЕНЬ грустная сказка.
Из второго письма
А в последней версии высказано предположение, что Мелькор назвал Феанора предателем.
После этого у меня нет вопросов ни про убийство Финвэ, ни про кражу.
То есть когда две темпераментные личности да еще и оба на взводе... вот "Сильм" и получается!
Чем мне нравится последняя версия, это тем, что она не противоречит Сильму! Да, это зверский апокриф, но логика Сильма там не нарушена! Потому что утверждение "Мелькор - враг врагам, но друг своим" я не считаю нарушением логики Сильма, хоть бейте меня!
А вообще, эпиграфом к этой сказке является ария Кончака из "Князя Игоря":
"Нет, князь, ты здесь не пленник мой,
Ты ведь гость у меня
Дорогой...
Я храбр, я смел,
Страха я не знал,
Все боятся меня,
Всё трепещет кругом,
Но ты, князь, меня не боялся,
Пощады не просил..." и т.д.
с ответом Игоря:
"А всё ж в неволе не житьё"...
Из третьего письма
Я те еще сказку расскажу. Сегодня придумала.
Стал-быть, вастаки выходят на восточные рубежи Белерианда и посылают посольство в Ангбанд. Если помнишь, такого рода завязка есть в ЧК. Так щаз будет очередной ответ ЧеКберлену!
Объясняются с дозором, их пропускают, а они спрашивают: а как выглядит Властелин?
Орки говорят: встретите - не спутаете.
Вастаки: ну а всё-таки? внешность какая?
Орки: ну, высокий, черноволосый, в черном, и в глаза ему лучше не смотреть.
Вастаки топают к Цитадели, а по дороге видят: стоит. Приметы сходятся.
Это, как ты понимаешь, Феанор вышел на юг посмотреть. Стоит, смотрит, переезжается. В глаза ему действительно лучше не глядеть!
Вастаки шо-сь говорят - он не слышит. Раза с третьего понял, что это к нему.
Их состояние, когда он смотрит СКВОЗЬ них - ?!
Короче, наконец до него дошло, и он вежливо интересуется у Мелькора по осанвэ: "Меня тут за тебя приняли. Что делать будем?"
А если серьезно, то квэнта в целом получается про то, что были два мастера, каждый из которых свободу творчества ставил превыше всего. И для обоих где-то (и едва ли понятно, где именно) прошел тот рубеж, когда свобода (даже не для себя, а именно для творчества) обернулась бедой для других. Один - с сожженными руками, второй едва ли может творить в Ангбанде (а если всё же одно творение будет... хм... это уже моя маленькая тайна, причем недодуманная1); а потом они уже просто оказываются оба бессильны перед джином, которого сами не пойми когда выпустили, - сиречь происходит Браголлах. Причем для Мелькора махнуть рукой на зреющий бунт в войсках - это обречь нолдор на непредсказуемо большие потери; а начав войну, он волен хоть кого-то из нолдор спасти от неминуемой гибели.
В общем, тщетный поиск ответа на вопрос, где моя свобода становится ущемлением других.
Вещь явно станет философско-психологический, экшн надо будет свести к минимуму.
Из четвертого письма
Так, ну кто о чем, а я о наших тайных будущих планах.
У меня эта грядущая вещица обозвалась (я всегда называю до начала работы, не умею иначе). Короче - "После Пламени". Непонятно, как "Имя Розы", но, если вдуматься... и Мелькор с сожженными руками, и Феанор... выгоревший изнутри... и много что.
А мне хочется красивое противостояние "Феанор \ Саурон".
И основная концепция додумывается потихоньку. Еще раз: творчество любого яркого, ни на кого не похожего мастера "мешает жить" массе. Взрывает мировосприятие. То есть творить по-настоящему невозможно без того, чтобы ни возмущать среду. Разрушение, таким образом, есть непременный спутник яркого творчества - разрушение стереотипов, привычных образов и т.п. Разрушение уютного мирка...
И вопрос в том, где грань! - где разрушение обывательского мирка становится просто разрушением.
Теперь представь, что сидят в Ангбанде Феанор с Мелькором и Феанор заводит разговор на эту тему. Возможно: при эльдиэ, которая у него, так сказать, служанка (не орки же ему пол мели?! и не сам!)2.
Теперь смотри дальше: всё, что рушил Мелькор (кроме Древ), он рушил именно ради творчества. То есть, разрушая, он давал жизнь.
А вот тянулись к нему те, кого радовало разрушение как процесс - эльфы отвернулись, а орков понабежало.
Трагедия не так понятого мастера, а? Он говорил, что ради созидания разрушение допустимо, а они услышали: "разрушение допустимо"...
Саурон, по-моему, это нечто иное. Это мастер, но разрушение стоит для него на первом месте.
Феанор. К Ангбанду он тоже достаточно наразрушал ради разрушения, и поэтому он говорит Мелькору: "Я боюсь взять Сильмарили в руки, потому что мне кажется, что они могут и мои руки сжечь". Причем он боится не ожогов как таковых, а именно зримого доказательства того, что, фактически перестал быть творцом.
Вот пока так.
В ответом письме Тэсса предлагает свои варианты названия романа.
Из пятого письма.
Ага-ага. Опасается Сильмы взять. После Альквалондэ и сожжения кораблей. Как в ларчике получил, так полтыщи лет не трогал!
Кстати, при этом он может отдать Сильм Берену. То есть он перешагивает через собственничество мастера (Яванне-то не отдал!), через Клятву. Феанор Раскаявшийся... как вам нравится?! Мне - очень!
Раскаялся и погиб. Хлюп...
"ПП" - так оно будет называться, покрути это название часок - и поймешь, что лучше просто некуда! (сказала Альвдис скромно ;-)).
Думаю над Сауроном. Получается, что столкнулись две ревности, причем на уровне 15тилетних девочек: и Феанор, и Саурон привык быть для Мелькора - единственным. А тут их двое оказалось. Брым-брым-брым!!!
Тот, в ком нет Творчества, тот жжется о Сильмарили. Причем Творчество - это не обязательно изобразительное искусство. Творить судьбу (Берен и Лучиэнь) - тоже творчество. И Феанор, решившись им отдать Сильм (а почему только один?! - надо думать!) - становится снова творцом! Напоследок.
А вот Мелькор творцом быть перестает. Недаром Браголлах он учиняет, чтобы не случилось просто бунта. Кстати, намечается дивная сцена: Мелькор сидит над картой будущей Браголлах, зовет Феанора и говорит: "давай думать вместе. Чтобы с наименьшими потерями." Феанор переезжается, и Мелькору приходится заботиться о его сыновьях самому!
Спорим на шоколадку, что когда мы напишем ПП, то его сначала не будет ругать только тот, кто не читал. И то не всякий. Это же категорически не вмещается в картину мира! В привычную, разумею.
Оцени. Отрешись на секундочку, и представь, что тебе сообщают о существовании апокрифа, где Феанор полтыщи лет прожил в Ангбанде! Ну, первая реакция -?!
1Четыре светильника для тронного зала; идея этого образа возникла именно тогда. - Прим. при публикации.
2 Ага, ага. На этом этапе образа Мори еще нет. Потом я решила барышню убрать и заменить мальчиком. А то с этими барышнями всегда любовные истории - хоть про взаимную любовь, хоть про неразделенную... надоели! - Прим. при публикации.