Rambler's Top100


Индия на "Миф.Ру"

Н.С. Гусева. Мифы Древней Индии
У.Норман Браун. Индийская мифология
А.Л. Баркова. Статьи, лекции и др.
Галерея индийских сари
Храмы Кхаджурахо и тантра
Роспись полов и стен в Индии
Холи - праздник красок
Рисунок хной на теле

Храмы Кхаджурахо


Про эротические изображения в этих храмах известно слишком широко. С пониманием смысла дело обстоит хуже...
Но начнем с начала. Комплекс этих храмов находится в Центральной Индии (штат Мадхья-Прадеш), он был возведен в 9-11 веках и насчитывал когда-то до 80 храмов на территории в 20 кв. км. До настоящего времени сохранилась лишь четверть построек, включая знаменитый храм Кандарья Махадевы (одна из ипостасей Шивы).



Невозможно не процитировать замечательное описание этого комплекса, которое дает Иван Ефремов в романе "Лезвие бритвы":
Необъяснимое волнение охватило художника при виде высоких сикхар — башен над святилищами, собравшихся группами на фоне голубых столообразных гор в запыленном мареве горячего воздуха, плававшего над серой равниной. ... Пирамидальный храм Кандарья-Махадева, устремленный в небо ракетой, казался невероятно высоким, хотя поднимал венец своей разрезной башни — сикхары — на высоту всего сорока метров. Глубоко врезанный геометрический узор на сикхаре под слепящим солнцем создавал впечатление движущейся, клубящейся массы черных и белых изломов.




Прдолжаю цитировать "Лезвие бритвы":
Светло-желтый, солнечный песчаник, слагающий стены храма,
остался нетронутым в углублениях и нишах, а все выступы
почернели от прошедших десяти веков. Разница цвета камня
не портила, а подчеркивала скульптурность здания.



Храм Лакшманы - героя "Рамаяны"


Он же


Башни храмов представляют собой скругленную пирамиду,
она называется шикхара.   Как легко догадаться,
главное святилище находится под ней.




Об этом не пишут, но если человек хоть раз побывал
в сталактитовых пещерах, то сходство индийских храмов
c ними сразу бросается в глаза. Сращенные колонны и башни,
прочерченные поперек линиями, - словно подземная вода,
отступая, оставила следы. Да и бесчисленная скульптура и
резьба напоминает подземные чудеса природы


Как легко видеть, скульптура предназначалась для обозрения
не столько людьми, сколько богами.
Разглядеть верхние ярусы уже почти невозможно.


На этом снимке присмотритесь к слонам, на которых держится храм.
Очень распространеная в Индии делать убранства.


Но всемирную известность принесла этим храмам их эротическая скульптура


Как писал И.Ефремов об эротических изображениях Кхаджурахо, надо быть подростком,
чтобы увидеть в них похоть.
Индийская тантра, то есть учение о связи макрокосма и человека,
утверждает, что любой принцип дуален, обладает активной и пассивной стороной -
и только в их единстве достигает наивысшего проявления.
Это и символизирует соитие богов и богинь.


Кроме того, индийская тантра учит, как преобразовывать сексуальную
энергию в силу духовного роста.
Любовное наслаждение становится средством, а никак не самоцелью.


В самых разных языках совпадают понятия "познать женщину" и
"познать мудрость". Женщина мыслится носительницей высшего знания,
над-логического (целостного, магического, мистического...).


Не надо думать, что кроме любовных пар в Кхаджурахо и посмотреть нечего.
Шива и Парвати. Какая-то у Шивы фараоновская бородка... откуда взялась - не знаю.


Вишну и Лакшми


Обратите внимание на обезьянку ;)




Cнова - "Лезвие бритвы":
Ее тело струилось ... Она молила богов о всех, таких, как она, жертвах на алтаре любви.
Тех, с горячей кровью и сильным телом, которых оскорбляли и обманывали без счета и меры,
снова и снова, топча достоинство, веру, стремление к светлой жизни…





И опять:
Можно показать женщину совершенно обнаженной и в то же время
кристально чистой и благородно прекрасной. Можно изобразить страсть так,
что в ней не будет ничего аморального, да посмотрите вы как следует
на те же скульптуры Кхаджурахо.



Отдельная тема - "дамский журнал".
Гламур был всегда, но в разных формах. Вот вам каменная версия


Это образы апсар - небесных дев, танцовщиц на пирах богов, героинь многочисленных любовных историй.
И.Ефремов так пересказывает одну из легенд об апсарах:
Нарайян (Высшее существо) был занят размышлением, когда небесные танцовщицы апсары в своей неуемной веселости и задоре пытались совратить его кокетством и лестью. Бог придумал способ излечить девушек от суетности. Взяв сок древа манго и используя его как краску, написал портрет воображаемой нимфы, нежной и большеглазой, высокогрудой и широкобедрой, с телом, исполненным таким изяществом, что ни богиня, ни женщина не могли сравниться с ней во всех трех мирах. Апсары, увидев Урваши, были пристыжены и тихо удалились, а картина, в которую, божественное искусство влило золотое дыхание жизни, стала живым идеалом женской красоты


Продолжая цитировать:
Гордое достоинство и снисходительная нежность, пламенная, все отдающая
страсть и отважная стойкость — все гармонически сочеталось в статуях


Современные красавицы очень любят эти храмы


Кстати, о музыке:


У нас осталось несколько фотографий, и совмещая приятное с полезным, давайте еще почитаем "Лезвие бритвы" Ивана Ефремова. Лучше него никто о сути тантры не писал.
В Древней Элладе половую любовь считали даром богов, в Индии — вознесли до молитвенного служения. А мы, европейцы, унизили ее до похабного дела, о котором слюнявые юнцы пишут на стенах общественных уборных, а импотенты стараются представить ее простым инстинктом воспроизведения, равным любому скоту.






Там, где есть мирское наслаждение, нет освобождения,
где есть освобождение — нет мирского наслаждения.
Но для великолепных поклонников той формы Шакти,
которая называется Шри-Сундари (священная красота), и
наслаждение и освобождение находятся между их сложенных ладоней…





А.Баркова (составление, подбор цитат, текст)
Вежливые люди при цитировании этого материала ставят ссылку на исходное размещение




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Зверики
Пейзажи
Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
А.Баркова (с) 2007-2014
Миф.Ру (с) 2005-2014

Rambler's Top100