Выставка коллекции в Оренбургском художественном музее




Кимоно гейши для праздника Хассаку в специальном зале Музея каллиграфии (Москва)
Благодаря удачному расположению витрины посетители имели возможность увидеть как роспись лица, так и более ценную роспись изнанки кимоно


Мужское кимоно и парадное кимоно дамы нач. ХХ века на фестивале «Путь Ветра» (Академия управления МВД России, Москва)


Кимоно гейши "Осенний ручей" (там же)


Мода парадных кимоно дам с конца XIX до XXI века (фестиваль японского кино, Киев)
Специально сделанные вешалки для кимоно дали возможность интересно организовать пространство и показать все кимоно с лица и изнанки


Уникальное портмоне, его описание и фото техники создания (мастерица затачивает ногти зубчиками, чтобы ими подбивать тонкие нити)


Кукольный театр


Кимоно в классическом экспозиционном пространстве (Рязанский областной музей)


Стенд детских кимоно времен Второй мировой войны (там же)


Витрина дзюбанов – нижних кимоно женщин (там же)



Современная мантия-учикаке, тканая настоящим золотом. Общий вид и фрагмент (там же)


Тысяча и одно кимоно

коллекция Александры Барковой
(при участии Надежды Мирошиной)

На сегодняшний день коллекция «Тысяча и одно кимоно» является, вероятно, самым большим и несомненно – самым выставляемым частным собранием японских кимоно в России и СНГ. Более двухсот кимоно XVIII-XXI веков, живописные свитки XVIII-XXI веков, гравюры (преим. XIX века), дамские украшения, веера, ритуальные куклы и другие предметы – это собрание отражает самые разные культурные слои японского общества, от военной аристократии до рядовых горожан.

Из антикварных раритетов коллекции стоит особо отметить:

  • мантию учикаке середины XVIII века (атрибуция подтверждена докладом в научном семинаре Музея антропологии и этнографии им. Миклухо-Маклая (Кунсткамера), СПб)
  • алтарный покров учишики, перешитый из кимоно косоде самурайской дамы нач. XIX века
  • пояс чуя-оби с драконами, нач. XIX века
  • свадебную мантию учикаке самурайской княжны клана Андо, посл. треть XIX века
  • два живописных свитка школы Кано, нач. XVIII и нач. XIX века (Кано Тансин мл. «Фудзи и дракон»)
  • В винтажном отделе коллекции особо значимы:

  • три кимоно гейш хикидзури нач. ХХ века, в том числе кимоно для праздника Хассаку
  • кимоно актера кабуки оннагата (исполнителя женских ролей)
  • кимоно самурайской дамы клана Киккава
  • конопляный пояс ручного ткачества с картиной сумиё-э «Водопад»
  • куртка-хаори с картиной сумиё-э на подкладке «Бог богатства Дайкоку»
  • редчайший пояс чуя-оби «Прогулка на аэропланах» (ок. 1900 г.)
  • собрание детских кимоно времен Второй мировой войны
  • гравюры Тоёкуни Третьего, посвященные пьесам кабуки (в том числе пьесе о 47-ми ронинах)

    Современный отдел коллекции содержит такие ценности как:

  • мантия учикаке, сотканная вручную в Киото-Нишиджин (сертификат выткан серебром на ней)
  • портмоне «Золотая сосна», сотканное вручную в уникальной технике
  • комплект самурайской одежды для совершения харакири
  • девичье кимоно фурисоде, расписанное по мотивам самурайских косоде позднего XVII века
  • кимоно мальчика с изображением Оды Нобунаги (первого из Трех Объединителей Японии)
  • живописный свиток Кохо «Красная Фудзи»
  • кукла кокеси работы Усабуро Первого

    В живописном разделе коллекции особо важное место занимают изображения Семи богов счастья нач. XIX–XXI века; эта тема также представлена в гравюрах и росписи кимоно.

    Собрание кукол включает в себя в основном кукол праздника девочек хина-мацури – комплекты середины XIX века, начала ХХ, середины ХХ и современный, что позволяет представить эволюцию этого направления прикладного искусства Японии.

    История коллекции

    Собирательницы начали свою деятельность весной 2008 года, и уже в сентябре того же года их коллекция обратила на себя внимание на масштабном фестивале "Япония. Пути Совершенства" (Третьяковская галерея). Несмотря на то, что в экспозиции было представлено всего девять кимоно, они настолько разнообразно и репрезентативно отражали японскую культуру с конца XIX до XXI века, что юная коллекция была приглашена для участия в проекте "Самураи. Art of War" (зима 2008 – весна 2009 года).

    С начала 2011 года совместная выставочная деятельность "Самураев" и "Тысяча и одного кимоно" стала постоянной, объединенная выставка работала в Москве (2011–2012), Омске (2012), Петербурге (2012–2013), Киеве (2012–2013), Екатеринбурге (2013), Одессе (2013), Москве (2013–2014), Петербурге (2014); сотрудничество продолжается.

    Коллекция регулярно проводит свои выставки "соло": Сочи (лето–осень 2009), Московский Дом Национальностей (осень 2009), Оренбургский художественный музей (зима–лето 2010), Петербург "Лофт-этажи" (весна 2010), Рязанский областной музей (зима 2010–2011), Геленджик (лето 2011), Российский центр науки и культуры, Киев (осень 2012), музей-заповедник "Александровская слобода" (лето 2015), музей г. Северск (весна 2016), Новосибирский краеведческий музей (лето 2016).

    Не менее регулярно коллекция участвует в различных фестивалях и совместных выставках: "Сакура" (Москва, музей каллиграфии 2009), "Путь Ветра" (Москва, Академия управления МВД России, 2009), фестиваль анимэ и косплея "Тя-но-ю" (Москва, 2010 и 2011), фестиваль японского кино (Киев, 2010), фестиваль "Япономания" (Киев, 2012 и 2013), а также менее значительных.

    Пиком деятельности коллекции стало проведение (организатор – компания Ethnolife) в Киеве осенью 2012 года выставки "Три века моды кимоно". На 400-х кв.м. были представлены сотни предметов – от роскошных свадебных мантий до тончайших шпилек из резного черепахового панциря, 80% экспонатов – из коллекции "Тысяча и одно кимоно". Выставка вызвала большой интерес киевлян и многочисленные отзывы в Интернете с прекрасными фотоотчетами.
    В марте 2015 года "сольный" вариант этой выставки был проведен в Арт-центре «Vauxhall» (Москва).

    Причина популярности и коммерческого успеха выставок этой коллекции заключается в принципиальном просветительском подходе к созданию экспозиции. В отличие от других коллекций кимоно, ориентированных на эстетические достоинства или антикварную ценность предметов, данное собрание рассматривает любое кимоно как знак эпохи, и ценность экспоната определяется насыщенностью информации, с ним связанной.

    Выставки коллекции «Тысяча и одно кимоно» предполагают, что каждый посетитель получает экскурсионное обслуживание продолжительностью полтора часа (или более). В тех случаях, когда физическое присутствие экскурсовода оказывается невозможным, «живую» экскурсию заменяет письменная – возле каждого экспоната висит его подробное описание. (Так, по отзывам смотрительниц Рязанского музея, заинтересованные посетители проводили на выставке до трех часов (!), внимательно изучая каждую аннотацию.)

    Если возможен приезд профессора А.Л. Барковой на выставку, то работа экспозиции дополняется чтением научно-популярных лекций по культуре Японии (история кимоно, мир гейш и куртизанок, японский дом и т.д.), неизменно вызывающих большой интерес и коммерческий успех.

    Лекция А.Л. Барковой "Использование кимоно в декорировании интерьера", прочитанная в Крокус-Экспо в апреле 2014 года (48 минут)

    Беседа А.Л. Барковой "Гейша. Живое произведение искусства или жрица любви?" на OnlineTV

    Другие беседы А.Л. Барковой на OnlineTV

    Пресса, телевиденье, радио и блоги
    о выставках коллекции

    Рекомендуем особо:

    - сюжет на украинском телевиденье (текст журналиста по-украински, но вполне понятно, текст А.Барковой по-русски; превосходный видеоряд)

    - заметка о выставке в Российском центре науки и культуры (Киев) с превосходным фоторепортажем

    2016
    Выставка в Новосибирском областном краеведческом музее - фоторассказ блоггера; другой фоторассказ блоггера
    Телерепортаж ОТС-ТВ о подготовке выставки коллекции в Новосибирском музее
    репортаж "НВ+" о выставке коллекции в Северске

    2015
    Фоторассказ блоггера о выставке коллекции в Александрове
    Выставка коллекции "Три века моды кимоно" в в Арт-центре «Vauxhall» (Москва): фоторепортаж газеты "Марьина Роща", фотоотчет А.Барковой

    2014
    Фоторассказ блоггера с открытия выставки "Самураи. 47 ронинов" в Петербурге
    Репортаж 1-й Канал (СПб) о выставке "Самураи. 47 ронинов"

    2013
    Фоторассказ А.Барковой об участии в выставке "Самураи. 47 ронинов" в Москве
    Фоторепортаж "Вести. Украина" с выставки "Самураи. Art of War" в Одессе
    О выставке в Екатеринбурге, фоторассказ блоггера. Хорошо видны листы описаний экспонатов.
    О коллекции на сайте киевского фестиваля «Япономания».

    2012
    Киев "Три века моды кимоно"
    Фоторассказ блоггера, текст – на основе описаний экспонатов
    Другой фоторассказ блоггера, великолепные фото
    О выставке и лекциях в Петербурге – интервью А.Барковой на радио «Эхо Москвы (Петербург)»
    О выставке и лекциях А.Барковой в Омске

    2010
    Статья о выставке коллекции в Рязани (с прекрасными фото)
    Телерепортаж о выставке в Рязани
    О выставке в Киеве на фестивале японского кино
    Статья о выставке в Оренбургском художественном музее
    Фоторассказ блоггера о выставке коллекции в Петербурге

    2009
    О выставке в Сочи

    О владелицах

    Баркова Александра Леонидовна – профессор, заведующий кафедрой культурологии Института УНИК (Москва). По образованию фольклорист. Основная специализация – мировая мифология, буддология, культурология. Ее книга «Тибетская живопись» – дипломант конкурса АСКИ «Лучшие книги 2001 года».

    Мирошина Надежда Александровна – журналист.

    Контакты А.Барковой: alwdis@yandex.ru



  • Портал "Миф"

    Научная страница

    Научная библиотека

    Мифологический словарь

    Художественная библиотека

    Сокровищница

    Творчество Альвдис

    "После Пламени"

    Форум

    Ссылки

    Каталоги


    Общая мифология

    Общий эпос

    Славяне

    Европа

    Финны

    Античность

    Индия

    Кавказ

    Средиземно- морье

    Африка, Америка

    Сибирь

    Дальний Восток

    Буддизм Тибета

    Семья Рерихов

    Искусство- ведение

    Толкиен и толкиенисты

    Русская литература

    На стыке наук

    История через географию

    А.Л. Баркова (с) 1993-2016
    Миф.Ру (с) 2005-2016





    В Музее Востока (Москва, 2008) в выставочном проекте "Самураи. Art of War"


    Там же


    Там же


    Перед открытием выставки в Московском Доме Национальностей


    Раритет – мантия самурайской девушки сер. XVIII века (перешита в к. XIX века)
    Хорошо видна выцветшая от времени изнанка и ее позднейшее поновление


    Раритет – современная свадебная мантия из текстильного центра Киото-Нишиджин: на ее создание ушло около полутора лет ручного труда (на экспозиции «Самураи. 47 ронинов», Москва)


    Мужское кимоно с портретом Тоетоми Хидэёси (один из Трех объединителей Японии) и кимоно дамы самурайского клана Киккава («Самураи. Art of War», Москва)


    Девичье кимоно сер. ХХ века (там же)


    Парчовые пояса-оби, черный инкрустирован перламутром (Там же)


    Витрина аксессуаров девочки


    Витрина аксессуаров дамы


    Куклы и свадебный двусторонний парчовый пояс нач. ХХ века


    Особый вид научно-зрелищного события: лекция-дефиле. Рассказ об истории кимоно, проходящих на манекенщицах («Самураи. Art of War», Москва)


    За кулисами: готовятся к выходу девушки в наиболее дорогих из современных кимоно