Лекции профессора Александры Леонидовны Барковой

Открытый лекторий
профессора Александры Барковой

Русская литература от олдового Нестора до нестарых Олди

Курс из 40 лекций читается в течении 2018-2019 года очно в музее Марины Цветаевой (Москва) с трансляцией вебинарами.
По окончании каждой части аудиозаписи будут доступны в Storytel.

Часть 1       Часть 2       Часть 3

Возможно, название кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это – равнодушного уважения к русской литературе.

Что же будет?
Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя…

Для кого этот курс?
Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста.

Об авторе.
Александра Баркова (канд. филол. наук, в 2012–2017 гг – профессор и зав. каф. культурологии Института УНИК) с 1990 года преподает мировую мифологию. Первый тираж ее книги «Введение в мифологию» разошелся раньше, чем издательство успело начать рекламную кампанию; презентация второго издания проходила на книжном фестивале на Красной площади. Александра Леонидовна – не только ученый, но и писатель: автор поэмы в прозе по мотивам кельтской мифологии и романов по миру Дж.Р.Р.Толкиена.

Что потом?
Этот курс лекций станет книгой. Даже двумя: аудиокнигой, которую записывает шведско- российская компания Storytel, и бумажной книгой в серии "ЛекцииPRO" издательства «Рипол Классик».
У слушателей этих лекций есть удивительная возможность стать участниками будущего издания.

Часть I. Литература XI-XVIII веков

1. Начало древнерусской литературы.

  • Несостоятельность представлений о дохристианской письменности на Руси, «Русских Ведах», «Влесовой книге» и т.п.
  • Русская литература как единое целое. Учительный характер русской литературы и его проявление в разные исторические периоды. «Душеполезный» принцип отбора литературы на заре русской книжности.
  • «Повесть временных лет» как первое оригинальное произведение.
  • Проблема норманизма. «Повесть временных лет» о различении славян, скандинавов и руси как народа.

    2. Становление стиля древнерусской литературы.

  • Фольклорные мотивы в «Повести временных лет» как средство возвеличивания героя.
  • Тема страдания в русской литературе; ее истоки и трансформация. «Сказание о Борисе и Глебе».
  • «Поучение Владимира Мономаха», его уникальность и причины этого.
  • Формирование прозопоэтического русского стиля. Образцы прозопоэтического стиля от Нестора до Олди.
  • «Слово о полку Игореве» как единственный сохранившийся образец древнерусской светской прозопоэзии.

    3. «Слово о полку Игореве» и его мир.

  • Причины непопулярности «Слова» в Древней Руси. Несостоятельность оценки памятника К.Марксом.
  • Культурная ситуация в эпоху двоеверия. Отсутствие противопоставления язычества и христианства в «Слове».
  • Личность автора «Слова». Образ князей в «Слове». Специфические особенности образов Олега и Всеслава: князь сильнее бога.
  • Страсть и любовь в «Слове»: Яр Тур Всеволод и Ярославна.
  • Комментарий отдельных фрагментов памятника.

    4. Произведения о татарском нашествии.

  • «Слово о погибели Русской земли» как последний всплеск прозопоэзии перед шестивековым перерывом. Вопрос о масштабе культурного урона от ига.
  • «Повесть о разорении Рязани Батыем». Соотношение фактов и вымысла в произведении; вопрос художественной достоверности.
  • « Задонщина»: причины и способ переработки «Слова о полку Игореве». Вопрос об авторстве в средневековой культуре.
  • «Сказание о Мамаевом побоище»: расхождения с историческими фактами и причины этого. Причины популярности «Сказания» в противоположность «Слову» и « Задонщине».

    5. Становление художественной литературы

  • Епифаний Премудрый: неудавшаяся попытка возродить прозопоэтический стиль. Религиозное обоснование «плетения словес». Художественные особенности «Жития Стефана Пермского».
  • Ермолай- Еразм, христианское отношение к хлебу, крестьянству и крестьянской культуре. «Правительница».
  • «Повесть о Петре и Февронии»: о чем она написана, почему не была воспринята современниками. Восприятие «Повести» в современном обществе. Контраст «Повести» с древнерусскими художественными произведениями о любви (переводные сказания о Троянской войне).

    6. Державные идеи в русской литературе

  • «Повесть о Дракуле» – амбивалентное отношение автора к персонажу.
  • Культурная ситуация XVI века. Война «неполезным повестям» и причины этого. Закрепление русского восприятия художественной литературы как таковой. Великие минеи-четьи и их «тираж»; особенности средневекового мировоззрения. Другие энциклопедии того времени.
  • «Домострой» как утопия.
  • Публицистика И.Пересветова. Особенности понятия «кротость». Отношение к Византии и Махмеду II. Концепция «Москва – Третий Рим».
  • Переписка Грозного с Курбским, ее восприятие в разные времена

    7. Вторжение жизни в литературу

  • Язык Грозного в переписке с Курбским. Причины появления вульгаризмов.
  • Плутовские повести XVII века.
  • Раскол, его причины.
  • «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» как знак разрушения ценностей древнерусской культуры. Язык «Жития», дополнительная дистрибуция церковно-славянского и разговорного. «Житие» как памятник эпохи.

    8. «Поэтом можешь ты не быть…»

  • Появление виршевой поэзии. Влияние монашества на русскую концепцию роли поэта и поэзии в обществе.
  • Барочные представления о личности поэта, их преломление в русской культуре.
  • Личность Симеона Полоцкого. Сильвестр (Медведев) и его восприятие в советской культуре.
  • Поэзия при Петре Первом, причины борьбы с « латинствующими».

    9. Литература и власть

  • Ломоносов, его реформа стихосложения. Ломоносов как одописец; «Ода на день восшестия… 1747 года» и «Письмо о пользе стекла» как политический ход. Отличие «теории трех штилей» от «Поэтики» Буало. Ломоносов как лирик; «Размышления о Божьем величестве» и их судьба в советской культуре.
  • Новиков: в чем его истинные и мнимые заслуги? Современная оценка его журнальной полемики с Екатериной.
  • Радищев: причины литературного, политического и личностного краха «Путешествия из Петербурга в Москву». А.Пушкин о Радищеве.

    10. Предтечи «золотого века»

  • Державин: завершение формирования русского поэтического языка; «забавный русский слог». Особенности обращения с античной традицией.
  • Карамзин: язык «Писем русского путешественника»; завершение формирования русского литературного языка. Сентиментализм как поиск человеческой личности; «Бедная Лиза» и полемика с ней в русской литературе XIX века. «История государства Российского» как последняя русская летопись.

    Стоимость курса вебинаров:
    2500 рублей (полный), 2000 рублей (льготный). Принадлежите ли Вы к льготной категории - каждый решает сам.
    Стоимость отдельной лекции: 300 рублей.
    Как оплатить: написать автору на адрес alwdis@yandex.ru
    Возможна ли оплата не в рублях? - да.

    Часть II. XIX век

    11. «Смех страшит»

  • Как и почему «Недоросль» Фонвизина вновь стал актуальна? Положение педагога в современном обществе. Вечный образ г-жи Простаковой; почему ее пороки не связаны с крепостничеством? Белинский о силе и слабости комедии Фонвизина.
  • Споры о литературном языке в начале XIX века. Шишковисты и карамзинисты.
  • Грибоедов в полемике о языке; особенности образа Фамусова. Полемика с «Бедной Лизой» Карамзина. Учит ли чему-нибудь образ Чацкого, и если да, то чему? Актуальность образа Репетилова.
  • Басни Крылова в свете проблемы языка. Современное прочтение басен.

    12. Пушкин, ч. 1

  • Русский романтизм. Жуковский от «Людмилы» к «Светлане». «Кавказский пленник». Проблема свободы личности в поэме, ее актуальность. Попытки Пушкина создать этнографический колорит, масштаб неудачи; образ Черкешенки с точки зрения менталитета Кавказа. «Кавказские пленники» (и «пленницы») в русской культуре.
  • «Цыганы». Сочетание психологии и этнографии. Проблема «страстей и чувств».
  • «Евгений Онегин» и его мир. Значение имени героя; изначальный замысел романа. Ю.М. Лотман о культуре пушкинской поры: отношение дворянина к службе и деньгам, «солнце для черни», бал и дуэль. Корреляции с современным обществом.

    13. Пушкин, ч. 2

  • «Татьяна, русская душою»: русский и французский тип поведения женщины.
  • Почему «Медный Всадник» – не произведение о «маленьком человеке»? «Моя родословная»; проблема боярских родов в послепетровской России.
  • «Борис Годунов» Пушкина vs «Борис Годунов» Мусоргского: произведения на противоположную тему. Почему востребована опера, но не трагедия? Кто, по мнению Пушкина, «силен мнением народным»? Что означает финальная ремарка?
  • Тема «любви к Пушкину» в «Заповеднике» Довлатова.

    14. Лермонтов

  • Причины негативного восприятия Лермонтова в XIX веке. Лермонтов как выразитель менталитета юношества. Мережковский о Лермонтове; востребованность Серебряным веком.
  • Смерть Поэта как перфоманс.
  • Сюжетность пейзажной лирики.
  • «Демон» как центральное произведение. Отношение к поэме в разные периоды. Отсутствие в Демоне дьявольского начала. Притягательность демонизма для «взрослых подростков».
  • Особенности композиции «Героя нашего времени».

    15. Гоголь

  • Художественный мир «русского фэнтези» в противоположность западному. Гоголь как основоположник русского фэнтези.
  • Набоков о художественной парадигме «Петербургских повестей».
  • «Ревизор» как уникальное произведение мировой драматургии. Сценические, внесценические и «призрачные» персонажи. Причины создания сложнейшей системы персонажей.
  • Гоголевская деталь.
  • Реальность и ее трансформация в «Мертвых душах».

    16. Неизвестный Виссарион.

  • «Литературные мечтания»: неприятие эссе в советской критике и причины этого. Белинский о роли Екатерины Второй для русской культуры.
  • Белинский о нравственности и таланте. Белинский о вреде партийности для литературы. Белинский о «литературном низкопоклонстве».
  • Статья «О русской повести» применительно к русской культуре ХХ века.

    17. Негромкая поэзия

  • Тютчев и Фет как поэты, надолго опередившие свое время. Их влияние на Серебряный век; система их ценностей в контексте современного антистресса.
  • Тютчев: превалирование тишины над звуком, ночи над днем, интуиции над разумом. «Умом Россию не понять». Стихийный русский буддизм, Тютчев как его первый представитель.
  • Фет в сравнении и противопоставлении Тютчеву. Солнечность Фета, способность рассматривать Солнце.

    18. Дворянин не у дел

  • Общность героев (при противоположности оценок) Тургенева, Гончарова, Достоевского. Бездействующий герой как основной персонаж русской классики. Причины неприятия его современным читателем.
  • Тургенев как представитель прозопоэтического стиля. Особенности сюжета «Накануне».
  • «Дворянское гнездо» как ответ «Бедной Лизе». Восприятие образа Лаврецкого в советской критике.
  • Гончаров: «Обломов» как национальный символ. Отношение к труду у различных героев романа. «Обыкновенная история» как роман читается в юности и в зрелости.

    19. Русский надрыв

  • «Nadryv» как непереводимое русское слово. Причины популярности Достоевского за рубежом. Эволюция восприятия Достоевского в разные периоды ХХ века.
  • Абсолютизация страдания Достоевским. В чем безнравственность образа Настасьи Филипповны?
  • Страх Достоевского перед мыслящим человеком.
  • «Преступление и наказание» в сравнении с «Воскресением». Как Достоевский снимает ответственность с героев.
  • Ап.Григорьев как выразитель надрыва в поэзии. «Цыганская венгерка» как знаковая русская песня.

    20. Русский дух (ч.1)

  • Островский: ложные хэппи-энды его пьес. «Лес». Игра с античными образами в «Правда хорошо, а счастье лучше».
  • «Таланты и поклонники» vs «Бесприданница»: почему в одном случае стать любовницей хорошо, а в другом – плохо?
  • «Гроза» и «Снегурочка»: что общего между Кабанихой и Берендеем?

    21. Русский дух (ч.2)

  • Некрасов: поэт как жертва гражданину. «Мороз, Красный нос» как высшая точка поэтического творчества. Народные образы поэмы. Труд как спасение.
  • «Русские женщины»: почему поэма посвящена не декабристам, а их женам? Тема мученичества.
  • А.К.Толстой «Царь Федор Иоанович»: проблема доброго правителя. А.К. Толстой в состязании с Пушкиным.

    22. Лев Толстой

  • Почему современный читатель не любит Толстого? Ленин о противопоставлении мыслителя и художника.
  • «Диалектика души». Проблема понимания. Образ солдата в ущерб образу офицера. Трансформация идей Толстого в советской военной прозе.
  • «Анна Каренина» как самое популярное на Западе русское произведение. Причины этого. Чем роман отличается ото всех постановок и экранизаций?

    23. Доктор Чехов.

  • От юмориста к сатирику и психологу.
  • «Дама с собачкой»: особенности адюльтера по-чеховски; разрушение формальных представлений о нравственном. Адюльтер в «Трех сестрах».
  • «Чайка» как поединок Золотого и Серебряного века. Черта модерна в сюжете. «Чайка» и «Гамлет».
  • «Вишневый сад» как символ конца Золотого века русской литературы.

    Стоимость курса вебинаров:
    3600 рублей (полный), 2600 рублей (льготный). Принадлежите ли Вы к льготной категории - каждый решает сам.
    Стоимость отдельной лекции: 300 рублей.
    Как оплатить: написать автору на адрес alwdis@yandex.ru
    Возможна ли оплата не в рублях? - да.

    План третьей части будет выложен позже.



  • Миф.Ру

    Научная страница

    Научная библиотека

    Художественная библиотека

    Сокровищница

    Творчество Альвдис

    "После Пламени"

    Форум

    Ссылки

    Каталоги


    Общая мифология

    Общий эпос

    Славяне

    Европа

    Финны

    Индия

    Античность

    Средиземно- морье

    Сибирь, Африка, Америка

    Дальний Восток

    Буддизм Тибета

    Семья Рерихов

    Искусство- ведение

    Толкиен и толкиенисты

    Русская литература

    На стыке наук

    История через географию

    Миф.Ру (с) 2005-2018

    Rambler's Top100