Толкиенистская субкультура глазами мифолога

Человек и "нечеловеческие расы"

Наиболее яркой и заметной чертой принадлежности к субкультуре является отождествление себя с нечеловеческой расой. Толкиенистов в шутку часто просто называют "эльфами". Именно с "эльфов" мы и начнем. Сначала приведем несколько самоопределений тех, кто причисляет себя к народу эльфов. "А эльфы – они другие: у них более широкое восприятие Мира". "Собственно, воспитывала в себе эльфийское сознание вполне сознательно еще до чтения Профессора, у него просто узнала, как это называется. Эльф – это существо, для которого весь окружающий мир, во-первых, живой (не существует так называемой "косной материи", лишенной сознания), во-вторых, всесвязный, в-третьих, постоянно развивающийся. Чувствующему откроется музыка камней и деревьев, истории, рассказанные ветром и землей. Все, что ты делаешь в своей жизни, должно служить цели возвышения красоты мира. Все, что ты делаешь, говоришь или даже чувствуешь, непосредственно влияет на мир. Ты открыт для мира и мир открыт для тебя. Собственно, именно в этом корни знаменитой эльфийской магии: если ты связан со всем окружающим миллионами нитей, то касание этих нитей может целенаправленно менять окружающее. Конечно, такой взгляд на мир имеет некоторые неудобства, например, очень сильно ранит нарушение гармонии, насаждение искусственности и особенно культа потребления. Но есть в этом и свои плюсы: всегда можно найти повод для радости там, где другие просто прошли бы мимо, не заметив, да и со здоровьем некоторые штучки можно проделывать, не для себя, так для других. А уж про состояние подлинного душевного спокойствия и говорить не приходится – никакие религии с психотерапевтами не нужны. В принципе такой взгляд на мир вполне развивается целенаправленными упражнениями". "Эльф, это означает большую чувствительность к окружающему миру, и не только в смысле природы и травушек-зверюшек (хотя и это тоже – эльфы-по-сути лучше ладят с животными и "чувствуют" растения). Это означает – быть внимательным к окружающим, улавливать их чувства, понимать их, по мере сил – помогать. Ведь "кому больше дано – с того больше и спросится". Мне кажется, эльф не только не должен причинять зло кому-либо – но и не отвечать злом на зло, уметь просто отойти в сторону, а покалеченному злом – помочь. Конечно, это не означает полного непротивления, или позиции "моя хата с краю", то есть нужно уметь и защитить слабого. А также – большую расположенность и любовь к искусству". "Я квэндо, нолдо1. Квэнди в мире атани жить не просто, но мне кажется, мы лучше умеем контролировать свой внутренний мир, и потому можем не нарушать правил человеческой жизни". Все эти высказывания более или менее развернуто выражают одну и ту же мысль: "эльфийское мироощущение" есть следствие чрезвычайно высокого уровня символизации окружающей действительности, противопоставление "мы эльфы – они люди" идет по степени эмоциональности восприятия мира. В связи с этим нельзя не процитировать статью Тинувиэль и Хольгера "Есть ли эльфы среди нас, или о психологических основах эльфийского мировосприятия" [Тинувиэль, Хольгер]. Авторы предлагают "дать людям в реальном мире название эльфов как символ определенных личностных характеристик, обусловленных влиянием тех же архетипов, которые отражены в литературных образах эльфов". Главное отличие эльфов от людей они видят в том, что "в то время как у людей восприятие левополушарное, "технологическое", "реалистическое", неинтуитивное, то восприятие эльфов основано на правом полушарии, то есть оно прежде всего – интуитивное, основанное не на инструкциях, а на образах, фантазиях, прозрениях". Последнее утверждение нам представляется неточным. Достаточно сказать, что авторы статьи опровергают его своей биографией2. Мы полагаем, что противопоставление "эльфийского" и "человеческого" мышления идет не по степени технологичности/интуитивности, но именно по степени знаковости, символизации. Среди толкиенистов многие "эльфы" – это студенты и выпускники технических вузов, прекрасно реализующие себя в профессиональной сфере. Последние годы самой распространенной среди "эльфов" профессией стало программирование. Естественнонаучный и художественный склад ума нисколько не противоречат друг другу; они суть две стороны одной медали – высокоразвитого интеллекта, который вместе с символизацией мира и дает "эльфийский менталитет". Этому не противоречит утверждение Тинувиэль и Хольгера, что "технологией эльфы занимаются по необходимости, то есть они живут для того, чтобы творить, а не для того, чтобы обеспечивать себя средствами существования". И к эльфам, описанным Толкиеном, и к "эльфам" фэндома вполне применимо утверждение Тинувиэль и Хольгера, что "для них ценен мир сам по себе… они понимают, относительность многих "абсолютных" истин, суетность многих устремлений, второстепеннность материальных благ, и граница прошлого, настоящего и будущего для них нерезка". Толкиенистская субкультура действительно характеризуется сравнительным безразличием к материальному миру. Это не декларированное противопоставление, как у хиппи, это именно отсутствия сопричастия материальным ценностям. Главной ценностью субкультуры является творчество (в любом проявлении; см. об этом в нашей статье "Рыцари Духа") [Баркова 1998]. О том же пишут Тинувиэль и Хольгер: "для эльфов, как правило, характерна положительная пассионарность. Почему она не может быть отрицательной? Потому что настоящие эльфы последовательны в своем творчестве, тогда как отрицательная пассионарность – это безволие, нежелание развиваться, познавать, творить, это просто аморфное созерцание окружающего мира без желания что-либо делать".

Обратим внимание: мы начали с рассмотрения самоопределения тех толкиенистов, которые причисляют себя к эльфам, но по ходу дела перешли на общие характеристики субкультуры. Теперь ясно, что в шутке "толкиенисты – это эльфы" доля шутки не так уж и велика.

Однако отнюдь не все толкиенисты считают себя эльфами. Вот высказывания "представителей" других рас. "Я – гном. Менталитет гномов мне очень близок, их меркантильность, их тяга к богатству и труду". "Я постепенно поняла, что я – хоббит. В идеале для хоббита жизнь должна быть мирной, но не как стоячее болото, а как атмосфера дружелюбия, тепла и свободы вокруг. Настоящий хоббит где угодно способен создать уют и тепло, ощущение Дома. По мнению хоббита, надо и самому жить в своё удовольствие, и давать такую возможность другим – тогда всё будет хорошо". И даже… дракон: "Быть драконом для меня означает видеть мир, как видит его дракон. И это прекрасно согласуется с окружающей меня реальностью. Просто у меня меньше иллюзий на ее счет – и все. Дракон видит мир без "розовых очков", но и без "черных". Просто – таким, какой он есть. Он не человек, его восприятие лишено субъективного налета, во всяком случае, настолько явного, как в том случае, если смотрит человек. Дракон просто смотрит. Лучше всего это выразить фразой из одного не очень известного романа У. Ле Гуин "Резец небесный": "Та часть, что никому не служит и ничего не боится". Так вот, эта часть и есть, собственно, дракон... Для меня, во всяком случае. Что значит быть человеком? Вечно ошибаться? Искать и не находить? Кричать в пустоту о том, что ты не такой, что ты – индивидуальность? Ждать невозможного? Или просто закрыться, спрятаться в раковину, притворится таким как все и больше никогда не писать стихов? Я не могу так. Наверное, я не человек...". Заметим, что "драконы" среди толкиенистов встречаются не так уж редко; мне известны минимум трое, вот только "интервью" удалось взять лишь у одного.

Наконец, немало толкиенистов определяют себя именно как люди. Причем основных форм мотивации – три. Первая, самая "материалистическая": "Не стоит считать себя придуманным персонажем". Вторая: человек как существо, не видящее того, что видят эльфы: "Тупой реалист. Вы представляете себе Бродду3, рассуждающего о множестве миров, магии, эльфах?". Ясно, что и для тех, и для других субкультура – не более, чем игра. Но существуют и "люди по квэнте", глубоко осмысливающие свое отличие от эльфов: "Человек. Но под этим я понимаю личность, способную к постоянному перерождению и развитию, в отличие, например, от эльфов, которые какими созданы, такими и останутся".

Однако, как ни странно, этими расами отнюдь не исчерпываются возможности самоотождествления толкиенистов. Но прежде чем рассмотреть более любопытные случаи, нам необходимо сделать теоретическое отступление.

Как показал приведенный материал, толкиенистская субкультура базируется на оппозиции символизация/десимволизация, наиболее упрощенно представляемая как эльфы/люди. Таким образом, данная субкультура вписывается в общечеловеческую систему бинарных (двоичных) оппозиций, описанных К.Леви-Строссом, а в отечественной науке наиболее ярко представленной именами Вяч. Вс. Иванова и В.Н. Топорова. Как доказано классиками мифологической науки, бинарная оппозиция вызывает к жизни образ медиатора, то есть объекта или персонажа, наделенного обоими противопоставляемыми качествами. Герой архаического мифа и эпоса – это именно медиатор. Наиболее известная снятая им оппозиция – это оппозиция между людьми и богами: герой мифа или эпоса нередко рожден человеческой женщиной от бога; герой обладает как чисто человеческими качествами, так и сверхъестественными [Баркова 1994].

Строго говоря, толкиенские эльфы сами по себе – медиаторы: они обладают гораздо меньшим набором чудесных качеств, чем, скажем, эльфы уэльских легенд. Фактически, эльфы Средиземья отличаются от людей лишь бессмертием (однако на протяжении всего "Сильмариллиона" эльфы гибнут!4) и более высоким мастерством различного рода – от творческого до воинского. То есть толкиениские эльфы выглядят так, как в фольклорных эпических текстах описываются герои-люди. И в том, и в другом случае между нами – медиаторы, к какой бы "расе" их ни причисляли.

Однако многие толкиенисты идут дальше и выбирают расу-медиатора. Наиболее распространенной "расой-медиатором" в субкультуре являются эллери ахэ, эльфы Тьмы. Они принадлежат не миру Толкиена, а миру самого известного из русских "апокрифов" – "Черной Книге Арды" Ниеннах и Иллет. Само понятие "эльф Тьмы" сочетает в себе противоположности, поскольку эльфы – носители начала Света (в отличие от людей). Эллери ахэ являются не просто медиаторами между началами Тьмы и Света, они представлены в книге (и ощущают себя в субкультуре) медиаторами между эльдар и людьми: эльфы, которым Мелькор дает возможность умереть человеческой смертью. Вот что говорят сами эллери ахэ о себе: "Эльф Тьмы. Согласовывать с "реальной жизнью" свою расовую принадлежность даже легче, чем может показаться. Как говорю я – люди среди эльфов, эльфы среди людей. Но я знаю только одно: Смерть – это Дар. Мы могли жить очень долго, но всегда уходили, когда решали, что Путь в этом мире и в этой ипостаси завершен". "Я как-то постепенно осознал что я – Темный. Согласуется – я много учусь (математике, физике и языкам), ломаю и пишу программы. Профессор несколько раз подчеркивал существующее в культурах Светлых негативное отношение к знаниям, полученным не у Высших. Это и отношение хоббитов к механизмам сложнее мельницы, и сказания о "безумии", охватившем нуменорцев, осевших в Средиземье, которые вместо простого совершения жизненного цикла ("слова в запыленных свитках стали милее имен сыновей") занялись накоплением Знания, без отсеивания по предвзятым "с неба " представлениям о мире. Сама суть культуры Светлых – в сохранении существующего, ценного само по себе. Но ни в коем случае не создание чего-либо нового, непредсказуемого".

В субкультуре концепция "Черной Книги Арды" вызывает либо резко положительную, либо резко отрицательную оценку. Популярность этой книги огромна, и причина успеха заключается не столько в литературных достоинствах произведения, сколько в том, что авторы сумели создать образ народа, являющегося медиатором по отношению к основным оппозициям мира Толкиена.

Однако и в книгах самого Толкиена есть народ-медиатор, уже упомянутый народ нолдор. Число его "представителей" уступает множеству эллери ахэ, хотя тоже заметно. Вот наиболее показательное суждение нолдора о своем народе: "Нолдор в моем истолковании – это те, кто не выбрал ни Свет, ни Тьму, а предпочли искать свой путь. Так и я ищу свой путь, пытаясь предложить альтернативу черно-белой схеме". Та же идея выражена в книге "Эанарион" Альвдис Н.Н. Рутиэн.

Наконец, единичные представители субкультуры формулируют свои собственные медиации. Например: "Моя расовая принадлежность – Перекресток, по происхождению – из Айнур (но не из Валар!). Что касается согласованности, то тут все просто. Перекрестки на то и Перекрестки, чтобы принимать любые обличья, хотя для них это очень тяжело (они существа хронически невоплощенные и формы не имеющие). Воплощение для Перекрестка – всегда ограничение, а это существа, границ не признающие. А то, что я "не от мира сего", я еще до всякого толкинизма чувствовала...".

далее


1 «Квэнди» – эльфы (в переводе с квэнья, классического эльфийского языка). «Квэндо» – единственное число от «квэнди». «Нолдор» – название одного из эльфийских народов. «Нолдо» – единственное число от «нолдор». «Атани» – эльфийское название людей.

2 Хольгер (Альберт Петров) – физик-ядерщик, кандидат наук, автор 26 научных работ; в настоящее время преподает в университете Сан-Паоло. Относительно Тинувиэль нам известно, что она также из научной среды и имеет публикации по специальности.

3 Отрицательный эпизодический персонаж «Сильмариллиона».

4 При описании мира Толкиена «снаружи», а не «изнутри» теряются многие существенные детали. Сам Толкиен проблему смерти в восприятии людей и эльфов прописывал в высшей степени тщательно в тексте «Атрабет Финрод ах Андрет» («Разговор Финрода и Андрет»). Однако при сравнении эльфов Толкиена со сказочно-легендарными эльфами, первые действительно выглядят гораздо больше похожими на людей. Недаром Толкиен называл их не только эльфами, но и эльдарами, подчеркивая тем самым их отличие от уэльских эльфов.


Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Индия

Античность

Средиземно- морье

Сибирь, Африка, Америка

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

А.Л. Баркова (c) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012