Х.Б. Бербеков
(Нальчик)
К РЕКОНСТРУКЦИИ ЭПИЧЕСКОГО ПАНТЕОНА
Нартский эпос – уникальный исторический и культурный памятник большинства народов Северного Кавказа. Однако нартский эпос не может восприниматься в качестве законченного произведения, как подобного рода эпосы (Манас, Калевала). Это скорее компиляция огромного количества древнейших мифов и легенд, исторических событий периода ранней эпики, заключающих в себе множество различных как временных, так и историко-культурных пластов. Поэтому до сих пор в изучении нартского эпоса остается открытым ряд вопросов, которые можно считать ключевыми. Так, вопрос об основном ядре эпоса считается открытым, и ученые не пришли к общему мнению. Есть также ряд аспектов практически не исследованных. К ним можно отнести и вопрос о реконструкции эпического пантеона.
О древних верованиях адыгов можно судить по отдельным материалам археологии, антропологии, этнологии. Однако самым точным и весомым материалом для исследования древних адыгских верований выступает эпос, легенды и сказки. Именно в них содержится информация о том, как формировался мифологический мир и картина мира адыгов. Так, в эпоху начала обработки железа, когда огонь в древних верованиях стал отходить на второй план, в древних пантеонах начали появляться боги, отвечающие за обработку металлов, хранители тайн кузнечного дела. Они либо замещали богов огня, либо становились радом с ними на одну ступень в иерархии пантеона, объединяясь в единое существо. И чем сильнее становилась власть железа в обществе, тем сильнее становилась роль бога кузнечного дела
в пантеоне. В адыгском пантеоне, реконструкция которого весьма трудна в силу ряда причин, роль бога огня и кузнечного дела выполнял Тлепш. В адыгском нартском эпосе он выступает как культурный герой, который изготавливает для нартов различные орудия труда и оружие. Таким образом, Тлепш выполняет основную функцию, заложенную в характеристику бога кузнечного дела и бога огня, которым он был до усиления влияния железа в обществе. Этот показатель характерен практически для любого культурного героя, связанного с орудиями труда и огнем, в различных этносах. Такой особенность прослеживается как в мифологии индоевропейских народов (славян, германцев), так и древних изобретателей железа - хатти или “протохеттов”, которые связанны как в своих языковых (а отчасти и историко-культурных) истоках с северо-западнокавказскими этносами [1;5].
Распространение культа железа и соответственно почитание кузни, кузнечного дела, самих орудий, сделанных из железа корнями уходит именно в малоазиатскую мифологию, а точнее в хаттскую. Именно из Малой Азии в греческий пантеон пришел Гефест [2;299]. Данную мысль доказывает тот факт, что Гефест не был одним из главных богов греческого пантеона, более того он зачастую прислуживал на собраниях богов, разнося им нектар [3;65]. Тлепш, в свою очередь, также не является одним из высших богов в адыгском пантеоне. Он также прислуживает остальным богам. Он, как и Гефест, не живет среди богов. Гефест живет уединенно, весь день трудясь в своей кузне, а Тлепш живет среди нартов, которых можно соотнести с титанами из греческой мифологии. Связь адыгского Тлепша и греческого
Гефеста становится еще более явной, если вспомнить, что и Гефест и Тлепш имеют проблемы с нижними конечностями. Так ноги Гефеста слабы и не могут нормально носить могучее тело, а ноги Тлепша были отрезаны и заменены железными, есть также версии о том, что одна нога у Тлепша наковальня, а руки - это щипцы и молот [4;516].
Смена основных характеристик того или иного персонажа древней мифологии напрямую связана с изменением мировоззрения в обществе-носителе мифа. Появление железа в обществе сильно изменило религиозные взгляды древнего человека. В какой-то период железо было фетишем, затем фетишем стали орудия труда и оружие. Это не сложно доказать, если вспомнить, что вплоть до конца XIX века среди адыгов существовали пережитки, напрямую связанные с фетишизацией оружия из железа и железа как такового. Это говорит о том, что влияние железа в обществе было достаточно высоким, чтобы мифологический персонаж, заключавший в себе характеристики огня, его божественности, были либо заменены “железными” характеристиками, а чаще всего просто объединялись. Объединение происходило по простым причинам: огонь напрямую был связан с обработкой железа, и если в момент появления железа в обществе огонь и железо идентифицировали как различные мифологические единицы, то с течением времени они объединились и стали представляться как одно целое. К сожалению, подобный переход совершался так постепенно, что четко определить различные ступени объединения невозможно. Так, Э.Б. Тайлор идентифицирует Тлепша как бога огня, покровителя кузнецов и ремесленников, изготовлявших металлические изделия, а также крестьян, которых он снабдил плугом и мотыгой [5;408]. Однако греческо-адыгский Гефест-Тлепш отличается от подобного рода огненных божеств из арийской или персидской мифологии. Если Гефест-Тлепш персонифицируется как божественный кузнец, культурный герой, обработчик железа, то Агни, бог огня из арийской мифологии, несет в себе четко обособленный атрибут божественного огня. Огня, который позволил человеку согреваться в холодные ночи, готовить пищу, обрабатывать медь и бронзу. Это чистый огонь, пришедший человеку с неба, и охраняемый им долгое время из-за невозможности добыть его самому. Таким образом, Агни - гораздо более древнее божество, нежели Гефест-Тлепш, хотя они имеют некоторые общие функции. Однако если брать во внимание тот факт, что первый огонь получен человеком с неба от удара молнии, следует вспомнить о еще об одном персонаже пантеона. Зевс в греческой мифологической традиции является верховным божеством, по праву занимая трон на Олимпе. Он отец Гефеста, бог-громовержец. В адыгском пантеоне ему соответствует Шибле, бог грома и молнии, а не Тха (‘бог’) или Уашхо (‘бог небесной тверди’). Шибле – самый загадочный и самый неизученный персонаж адыгского эпоса и религиозной традиции. Его боятся больше, чем кого-либо, и почитают не меньше чем Тха, Псахта (‘бог души’), Уашхо. Но он никак не персонифицируется в эпических текстах, его нет ни на собраниях богов, он не участвует в жизни ни волшебного, мифического мира нартов. В более поздний период, вместе с распространением христианства он стал отождествляться с ветхозаветным Илиёй (Елэ), а под влиянием ислама – с Аллахом [4;642]. В конце XIX века, когда ислам был распространен практически на всей территории, где проживали адыги, еще сохранялись языческие обряды, часть которых напрямую были связаны с Шибле. Так, считалось, что если молния ударит человека, это являлось милостью Шибле. Такого человека не оплакивали, к нему относились как к святому и хоронили с большими почестями [4;642]. Связь же бога грома и молнии с огнем очень проста, если взять во внимание, что удара молнии в дерево и его последующее возгорание было, очевидно, вполне достаточно, чтобы древний человек воспринял данный акт как божественное дарение небесного огня человеку [6;31]. Выходит, что бог грома и молнии генетически связан с богом огня и как следствие – богом кузнечного дела, “железным” богом. Есть и обратная связь между ним. Говоря о “небесном” огне и “земном”, следует упомянуть, что и железо тоже было двух вариантов. “Небесное железо”, считавшееся подарком богов, – это осколки метеоритов, которые находили на поверхности земли, и “земное железо”, то есть добытое из земли, посредством обработки железной руды. Таким образом, можно утверждать, что бог-громовержец, который в ранний период имел и атрибуты огня в своей характеристике, объединяется в своеобразную пару с богом огня, “железным” богом и в адыгской, и в греческой мифологии.
Эту пару в адыгском варианте эпоса дополняет еще один персонаж, который не является богом, но несет в себе “огненную” и “железную” составляющую. Таким персонажем является нарт Сосруко, который рожден из камня, а тело его из железа, закаленного в кузне Тлепша [7;27-30]. История рождения Сосруко из камня может быть мифологической интерпретацией двух исторических событий, напрямую связанных как с железом, так и с огнем. Во-первых, если вспомнить историю появления Сосруко, когда нартский пастух, воспылав страстью к Сатаней, пустил свое семя через реку и попал в камень, который Сатаней отнесла домой, и собственно из которого появился на свет железный мальчик Сосруко [4;464], можно говорить о метеоритном происхождении “железного” богатыря. С другой стороны, рождение Сосруко, его “выковывание” в кузне Тлепша и последующее закаливание может представляться нам образом, воплотившим в себе технологию обработки железной руды. Сосруко – культурный герой, который добывает нартам огонь и семена проса, тот самый огонь, который Прометей крадет у богов, чтобы отдать его людям. Оба они титаны. Они не боги, но наделенные необычайными способностями персонажи, которые живут между миром богов и людей. Огонь и железо связывают их с Зевсом-Гефестом и Шибле-Тлепшем. С определенной долей уверенности мы можем говорить об отдельной вертикальной группе внутри отдельно взятого пантеона. Так в адыгском мифологическом пантеоне складывается на первый взгляд незаметная вертикаль Шибле – Тлепш – Сосруко. Эта тройка несет в себе уникальные отличительные черты, которые и выделяют их в отдельную группу персонажей внутри пантеона, как это происходит, например, с сельскохозяйственной группой пантеона, которая четко идентифицируется практически в любом из эпосов или мифологических традиций. Однозначно, что пара “огонь-железо” неразрывно связанно между собой в мифологической картине мира. Тем самым вокруг этой пары образуется группа мифологических персонажей, которые в различные исторические эпохи существовали в отдельных мифологических полях, обслуживались различными мифологическими мотивами, но в определенный момент, когда воедино стали сливаться характеристики как огня “небесного” (молнии) и “земного”, так и железа “небесного” и “земного”, мифологические мотивы сами объединились в стройный ряд повествований, оформившийся в позднейший период развития эпоса и мифологии.
На наш взгляд, “огненно-железный” компонент в адыгском эпосе играл основную роль продолжительный период времени. Об этом говорит важность в мифологическом мире персонажей данной группы. Исторические реалии тоже подтверждают данную версию, так как огонь и железо были основными помощниками в любом деле как одного члена этноса, так и всего этноса в целом. Вокруг огня и железа разворачивалась практически вся жизнь общества, тем более в период военной демократии, когда оружие было основным аргументом при решении многих вопросов адыгской жизни. Главенство “огня” и “железа” было смещено в поздний период, когда на смену анимизму и фетишизму пришли новые религиозные взгляды, основанные на сложных морально-философских взглядах на жизнь.
Сейчас трудно определить пути проникновения и ассимиляции мифов, связанных с “огненной”, “железной” группой пантеона (Зевс – Гефест – Прометей, Шибле – Тлепш – Сосруко). С одной стороны, мотивы и архетипы персонажей могли развиваться автономно в различных этносах, но тогда не ясно появление такого сходства в большинстве сказаний. Либо эпицентром появления этих мотивов и персонажей была Малая Азия, и вместе с распространением железа распространялись и религиозные, мифологические взгляды на металл и огонь. Либо взаимопроникновение и взаимная ассимиляция мифов и архетипов в адыгском и
греческом эпосах.
Этот и многие другие вопросы, напрямую связанные с реконструкцией адыгского мифологического пантеона, требуют более глубокого изучения с привлечением материалов различных дисциплин, соприкасающихся с данной проблемой. Именно реконструкция пантеона позволит более точно определить древнюю картину мира адыгов, поможет разобраться в системе связей между персонажами и морфологию большинства мифов, которые и формировали древние взгляды. Реконструкция как горизонтальная, так и вертикальная в отдельно взятом промежутке времени и вне времени позволит ответить на множество ключевых вопросов, связанных не только с взаимодействием различных эпосов, но и связанных с генезисом эпоса, морфологией его компонентов, культурой, историей, мировоззрением этноса как в мифологический период развития, так и в исторический.
Библиографический список:
- Иванов. Вяч.Вс. История славянских и балканских названий металлов. М., 1983.
- Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.
- Кун. Н.А. Легенды и мифы древней Греции. Махачкала, 1986.
- Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 2. М., 1994.
- Тайлор. Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
- Шортанов. А.Т. Адыгские культы. Нальчик, 1992.
- Нартхэр. Къэбэрдей эпос. Нальчик, 1995.
|