Rambler's Top100

Баркова А.Л.

"КАЛЕВАЛА" – эпос карело-финских народов. Мифы, лежащие в его основе, складываются во II–I тысячелетиях до н.э., во времена финно-угорского единства, формирование сюжетного ядра собственно "Калевалы" относится к I тысячелетию н.э. В тридцатые годы XIX в. руны "Калевалы" были записаны Э. Лённротом; после издания их в 1849 г. "Калевала" становится достоянием мировой культуры.

"Калевала" – наиболее архаичное из европейских эпических сказаний, стоящее на грани шаманского мифа и собственно эпоса. К числу древнейших сюжетов в ней следует отнести финно-угорский миф о творении мира уткой, свившей гнездо на колене Вяйнемёйнена или его матери; из расколовшегося утиного яйца возникают земля и небо. Тема первотворения вообще занимает в "Калевале" центральное место: некоторые руны целиком посвящены истории возникновения мироздания в целом, а также железа, болезней и т.д. Рассказ о первотворении является основным магическим средством в "Калевале": чтобы одолеть сверхъестественного противника (змею, Мороза или другое чудовище), надо рассказать о его происхождении, после чего собственно бой становится не нужен.

"Калевала" – самый "миролюбивый" из эпосов: в центре его находятся не воинские подвиги героев, а сокровенное знание "о вещей происхожденьи"; когда же бой все-таки происходит, то он ведется либо исключительно магическими средствами, либо с применением магии. Мудрое слово решительно доминирует над действием: так, Лемминкяйнен долго и безуспешно пытается поймать лося Хийси, полагаясь только на свою физическую силу, а затем взывает к богам, и сама эта молитва, но отнюдь не вмешательство богов, помогает ему одолеть чудовище. Другие примеры всесилия слова в "Калевале" связаны с образом мудрого Вяйнемёйнена, который строит лодку заклинанием и словом управляет ею. Вяйнемёйнен – победитель в поединке с Ёукахайненом на песнях, где противника одолевает тот, кто обладает истинным знанием о происхождении и устройстве мира. (Этот поединок родствен эддическому состязанию в мудрости между богом Одином и великаном Вафтрудниром, где проигравший платит головой.) Доминирование слова над действием и рассказа о первотворении над описанием боев является исключительной особенностью "Калевалы" в мировой эпике.

Главный герой "Калевалы" старый песнопевец Вяйнемёйнен предстает как культурный герой, создающий магией или добывающий хитростью лодку, рыболовную сеть, музыкальный инструмент кантеле и т.п.; в других рунах он творит мировое древо – залог благополучия мироздания, добывает в иных мирах мудрость для людей, участвует в засевании первой пашни. В противоположность вечно старому Вяйнемёйнену кузнец Ильмаринен является демиургом, выковавшим небо (по некоторым версиям – первую женщину) и чудесную мельницу – Сампо – воплощение неиссякаемого изобилия. Лемминкяйнен и близкие к нему Ахти и Каукомьели (объединенные в "Калевале" Лённрота в одни персонаж) – герои-трикстеры, обманщики и неудачники, действующие в равной степени военной силой и магией, падкие на женщин задиры. Воинственность Лемминкяйнена отрицательно выделяет его из героев "Калевалы". Еще более обособленным является образ Куллерво – сироты, родившегося в доме убийцы отца и посвятившего жизнь мести за него, причем ради свершения этой мести Куллерво готов пожертвовать даже жизнями близких. Отрешенная мстительность Куллерво напоминает героев "Эдды", и, возможно, здесь имело место скандинавское влияние.

Героям Калевы противостоит Похъёла и другие иномирные страны. Они изображаются то как мирные соседние деревни, то как враждебные земли колдунов. Среди их обитателей выделяется владычица Похъёлы старая Лоухи, дочерей которой упорно сватают герои. В некоторых случаях образ Похъёлы сближается с Маналой – безысходным миром смерти, обителью чудовищ, откуда живым смог возвратиться только Вяйнемёйнен.

Сюжеты "Калевалы" делятся на три основные группы: уже упоминавшиеся мифы творения, героическое сватовство и история создания и борьбы за Сампо. Героическое сватовство – один из центральных мотивов архаической эпики, восходящей еще к шаманскому мифу, где герой, попадая в иной мир, вступает в брак с его хозяйкой, получая благодаря этому браку различные чудесные предметы. В "Калевале" этот мотив наиболее ярко воплощен в рунах об Ильмаринене, который, сватаясь к дочери Похъёлы, должен вспахать змеиное поле, поймать исполинскую щуку из реки Смерти и т.п., причем, кузнец выполняет эти задачи при помощи не силы, а магии, что свидетельствует об архаичности образа. Соперником Ильмаринена в сватовстве иногда выступает Вяйнемёйнен, которого невеста отвергает из-за его старости. Важно отметить, что во многих рунах молодая жена Ильмаринена либо бросает мужа, либо погибает, поскольку иномирная женщина не может жить среди людей. Для Лемминкяйнена и других "младших" героев подобное сватовство всегда кончается неудачей–всей силы их магии недостаточно, чтобы выполнить брачные задачи. Подобное фиаско – неотъемлемая черта образа трикстера.

Цикл сказаний о Сампо – чудесной мельнице, дарующей изобилие и плодородие, – состоит из двух разновременных по происхождению частей. Первая, позднейшая,– история создания Сампо Ильмариненом как выкуп за невесту из Похъёлы; вторая, древнейшая, – похищение Вяйнемёйненом, Ильмариненом и другими героями Сампо из Похъёлы и борьба за него. Сражение за Сампо – единственная собственно воинская часть "Калевалы". Во время боя Сампо падает в море и разбивается, однако его осколки волны выносят на берег мира людей, обеспечивая тем самым изобильную и счастливую жизнь.

Глубокая архаика "Калевалы" делает ее бесценным источником по истории формирования мирового эпоса, давая возможность увидеть систему ценностей догосударственной культуры. С другой стороны, нельзя отрицать взаимовлияние "Калевалы" и эпосов Северной Европы, что позволяет рассматривать ее руны не только во вневременном, но и в историческом аспекте. Наконец, сопоставление народных рун и "Калевалы" Э. Лённрота проливает свет на процесс формирования древних и средневековых европейских эпических поэм.

Литература:

Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М, 1969; Баркова А.Л. Четыре поколения эпических героев // "Человек", 1996, №6, 1997, №1; Баркова А.Л. "Калевала": слово заменяет действие // Слово как действие. Материалы конференции. М., 1998.



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012